I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
| Готовятся к работе | Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой | I.Организация класса. Мотивация к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! На таком уроке Сегодня встретились мы в первый раз, Но от меня вы можете не прятать Сиянье ваших умных глаз. Пусть будут поиски, сомненья, И как ни краток встречи срок, Быть может, мы сойдемся в мненьях И вместе проведем урок.
- А начнем мы наш урок с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите число. |
| Личностные самоопределение |
II. Актуализация опорных знаний и умений. Цели: - актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме; - вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.
| Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Выполняют задание под руководством учителя
Проговаривают, что повторили.
Фиксируют индивидуальное Затруднение ( Я не знаю)
| Выявляет уровень знаний. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Демонстрирует образец написания буквы « ь».
Организует актуализацию знаний и умений, проверку, фиксирование индивидуальных затруднений.
Организует обобщение актуализированных знаний. | II. Слайд 1 Игра « Лишняя буква». На лепестках ромашки расположены буквы: я,е,ё,и,ь,ю Вот ромашка непростая, А чудесная какая. Букву лишнюю найдите Всем нам чудо покажите.
-Какая буква «лишняя»? (ь) - Почему? ( Не обозначает звука)Слайд 2 -Что объединяет остальные буквы? ( обозначают мягкость согласного звука) 2) Чистописание Ь( показ написания буквы ь, ь с соед.линией для соединения с другой буквой) - Где может стоять первый мягкий знак? ( в конце слова) - А второй мягкий знак? ( в середине слова). На второй строчке соединения ьв ьк ьл мь вь сь ьп
- Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Как вы думаете, почему? - Давайте вспомним все, что мы про неё знаем. А то, что мы вспомним будем записывать в схемы, которые есть у каждого на парте. Слайд 3 -у неё нет собственного звука ( на доске появляется схема) - Ь-[-]
Поставьте прочерк на своем листочке. - Что вы ещё знаете про « ь»? Слайд 4 - может стоять в конце слова (на доске появляется «ь» в схеме на последнем месте) Поставьте «ь» во 2 схему на последнее место. -Отгадайте слово, которое я загадала. (Предлагают разные варианты) -Слово обозначает светлое время суток. - Это слово – день. Впишите его в схему. ( На доске появляется слово «день» ).
- Назовите звук, который обозначен буквой «н» - Что вы можете сказать про звук, обозначенный буквой «н» ( буква « н» обозначает мягкий звук [н’] -Как на письме обозначена его мягкость? (ь знаком) - Чем же ещё талантлив «ь»? Слайд 5 - ь на конце слова обозначает мягкость согласного звука, стоящего перед ним
( в схеме появляется стрелочка) Проведите и вы стрелочку во 2 схеме. -А может Ь стоять в начале слова? ( нет) ( на доске появляется схема)
Слайд 6 - Итак, буква «ь» не может стоять в начале слова и поэтому не имеет заглавной буквы. В третьей схеме поставьте первым «ь» и перечеркните его.
-Ребята, вы многое рассказали о мягком знаке. А чем ещё талантлив мягкий знак? Не знаем. Заполняя схемы, мы говорили, что мягкий знак может стоять на конце слова и обозначать мягкость предыдущего согласного. - А что сегодня нам нужно узнать про мягкий знак? ( в каком месте слова может ещё стоять « ь» и выяснить , какую роль он выполняет )
( на доске появляется табличка - Узнать…
- Выяснить …
| Уметь каллиграфически писать букву « ь» Называть гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных.
Уметь моделировать звуковой состав слова, анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие модели.
| Коммуникативные планирование сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные логические-анализ объектов с целью выявления признаков
Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других.
Познавательные Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Выявление места и причины затруднения ( постановка учебной проблемы) Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
| Под руководством учителя определяют тему урока, ставят перед собой цели. | Организует постановку темы и целей урока. | III. - Подберите к слову « день» родственное слово, стоящее в уменьшительно-ласкательной форме, во множественном числе. ( на доске схема слова « деньки») Слайд 7 Закрашиваем 4 схему. - Назовите первый звук ( [д’]-согл., мягк.) - Назовите второй звук ( [э]- глас.) - Назовите следующий звук ( [н’] – согл., мягк) -Четвертый звук ( [к’] – согл., мягк.) Пятый звук ( [и] – глас.) - Как на письме обозначена мягкость [д’] ?( гласной «е») -Как на письме обозначена мягкость [к’]? ( гласной « и») - Как на письме показать, что согласный звук [ н’]-мягкий? - Нужен мягкий знак. ( появляется схема со вставленными буквами) - Сосчитаем, сколько букв, а звуков? Почему? |
|
|
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; -организовать постановку цели урока
Физкультминутка. Цель: снятие физического и умственного напряжения. | С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | IV. - Откройте учебник, сформулируйте тему урока. Слайд 8: « Мягкий знак в середине слова». Как вы думаете, каковы цели нашего урока? ( можно смотреть на карточки – помощницы ) - Узнать…
- Выяснить…
- Узнать, где может находиться « ь» для обозначения мягкости согласных;
- Выяснить роль « ь» в словах;
- Научиться обозначать мягкость согласного звука в середине слова мягким знаком.
( появляется третья табличка) - Научиться…
Физкультминутка |
| Регулятивные Целеполагание, планирование деятельности. Коммуникативные Постановка вопросов Познавательные Общеучебные Самостоятельное выделение, формулирование цели; Логические Формулирование проблемы. |
V . Реализация построенного проекта ( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи). Цели: - реализовать построенный проект; -зафиксировать новое знание в речи и знаках; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней речи. | Под руководством учителя выполняют классификацию, самостоятельно записывают слова в 2 столбика.
Выполняют взаимопроверку | Организует реализацию построенного проекта.
Организует взаимопроверку. | V . . Составим эталон наших рассуждений: 1. Читаю слово. 2. Нахожу мягкие согласные звуки. 3. Подчеркиваю букву мягкого согласного звука зелёным цветом. 4. Как обозначена мягкость каждого согласного звука? Проверяю 5.Мягк. согл. е,ё, ю,я, и 6. Мягк. согл. Ь Слайд 9 На доске слова: Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы, васильки, уголь. - Прочтите слова. - Что в них общего? - На какие 2 группы можно разделить? Запишите в 2 столбика. Подчеркните букву мягкого согласного звука зеленым цветом.
- Какое место занимает ь знак в 1 столбике? ( в конце слова после мягкого согласного) -Какова роль мягкого знака во 2 столбике? ( Ь знак находится между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко). Взаимопроверка. Слайд 10 | Уметь обозначать мягким знаком мягкость согласного звука в середине слова. | Познавательные Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь работать в паре. |
VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно на листочках. Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.
Выполняют самооценку. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку. | VI . Слайд 11 У вас на столах лежат карточки. Вам надо вставить подходящие по смыслу слова с «ь» в середине слова. Рассуждайте по плану и выполните проверку по эталону. Жаркие …( деньки) Фигурные…( коньки) Указательный… ( пальчик)
- Какую же роль выполняет мягкий знак, когда стоит в середине слова? Между какими буквами стоит « ь» - показатель мягкости? Слайд 12 Самопроверка( ставят + -) На доске открываются словосочетания и ученики сами себя проверяют. -Какие ошибки допустили? -Оцените себя. Вывод: Мягкий знак стоит между двумя согласными буквами. Мягкий знак в середине слова нужен для обозначения мягкости предыдущего согласного звука. - Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? ( эти знания нужны для того, чтобы уметь обозначать мягким знаком мягкость согласного звука в середине слова) Составьте с этими словосочетаниями предложения. Запишите, подчеркните главные члены, выделите орфограммы. | Уметь подбирать подходящие слова в словосочетание | Регулятивные Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цели: - обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Выполняют задание в группе | Организует выполнение задания. | VII. Слайд 13 Работа в группах. Кроссворд - Впишите в клеточки слова, которые обозначают названия: 1. южного дерева 2.танца 3.мелкой рыбки 4.одежды 5. части руки 6. приспособления для движения поездов, трамваев.( пальма, полька, килька, пальто, пальцы, рельсы) Слайд 14 Проверка - Почему в этих словах написан « ь»? -Между какими буквами стоит « ь»? - Давайте вспомним ещё раз всё, что мы сегодня говорили о букве « ь». -не обозначает звука -может стоять в конце слова - обозначает мягкость предыдущего согласного звука - может стоять в середине слова , между двумя согласными буквами - Заполним схему - Что вы можете сказать о согласном звуке, который стоит перед мягким знаком. Закрасим зелёным цветом.
У нас с вами остались ещё не заполненные схемы. Это значит, что мы ещё не всё знаем об этой букве. О том, какую роль ещё выполняет «ь» , мы узнаем немного позже. А кое- что даже в старших классах.
| Знать, что мягкий знак в середине слова обозначает мягкость предыдущего согласного, стоит между согласными буквами. | Регулятивные Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других, сотрудничество в поиске и выборе информации. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: -зафиксировать новое содержание урока ; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, чему научились, что было интересно, за что могут похвалить себя и своих одноклассников. Делают самооценку. | Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | - Какую цель ставили? -Достигли цели? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. Слайд 15 Я- запомнил Я -смог Я -знаю
Слайд 16 Дом. зад. с. 64, упр. 116 |
|
|