Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме:" Мягкий знак в середине слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Леднева Наталья Валентиновна

Технологическая карта к уроку русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок русского языка

  1. Дидактическое обоснование: « Русский язык. 2 класс. А.В. Полякова, УМК « Система развивающего обучения

Л.В. Занкова»

  1. Тема урока: « Мягкий знак в середине слова».
  2. Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока.
  3. Тип урока: урок  « открытия» новых знаний.
  4. Задачи урока:

Обучающие: формирование умения использовать Ь для обозначения мягкости согласных  в середине слова.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности, способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;

создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию;

содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее изученных знаний, умений и способов деятельности в нестандартной ситуации.

Воспитывающие: формирование нравственных качеств, умения общаться и слушать, формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы;

Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия ( УУД)

Моделировать звуковой состав слова. Анализировать  предложенную модель звукового состава слова , подбирать слова, соответствующие модели.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной  оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания ; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать  и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки, цветные карандаши,презентация

Технология

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Готовятся к работе

Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой

I.Организация класса.

Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

На таком уроке

Сегодня встретились мы в первый раз,

Но от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз.

Пусть будут поиски, сомненья,

И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведем урок.

- А начнем мы наш урок с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите число.

Личностные

самоопределение

II. Актуализация опорных знаний и умений.

Цели:

- актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме;

- вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Выполняют задание под руководством учителя

Проговаривают, что повторили.

Фиксируют индивидуальное

Затруднение

( Я не знаю)

Выявляет уровень знаний. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Демонстрирует образец написания буквы « ь».

Организует актуализацию знаний и умений, проверку, фиксирование индивидуальных затруднений.

Организует обобщение актуализированных знаний.

II. Слайд 1  Игра « Лишняя буква».

На лепестках ромашки расположены буквы:

я,е,ё,и,ь,ю

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

Букву лишнюю найдите

Всем нам чудо покажите.

-Какая буква  «лишняя»? (ь)

- Почему? ( Не обозначает звука)Слайд 2

-Что объединяет остальные буквы?

 ( обозначают мягкость согласного звука)

2) Чистописание

Ь( показ написания буквы ь, ь с соед.линией для соединения с другой буквой)

- Где может стоять первый мягкий знак?

( в конце слова)

- А второй мягкий знак?

( в середине слова).

На второй строчке соединения

ьв ьк ьл мь вь сь ьп

- Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Как вы думаете, почему?

- Давайте вспомним все, что мы про неё знаем. А то, что мы вспомним будем записывать в схемы, которые есть у каждого на парте.

Слайд 3

-у неё нет собственного звука

( на доске появляется схема)

  1. Ь-[-]

Поставьте прочерк на своем листочке.

- Что вы ещё знаете про

 « ь»?

Слайд 4

- может стоять в конце слова

ь

(на доске появляется «ь» в схеме на последнем месте)

Поставьте «ь» во 2 схему на последнее место.

-Отгадайте слово, которое я загадала.

(Предлагают разные варианты)

-Слово обозначает светлое время суток.

- Это слово – день. Впишите его в схему.

( На доске появляется слово «день» ).

д

е

н

ь

- Назовите звук, который обозначен буквой  «н»

- Что вы можете сказать про звук, обозначенный буквой «н»

( буква « н» обозначает мягкий звук [н’]

-Как на письме обозначена его мягкость?

(ь знаком)

- Чем же ещё талантлив «ь»?

Слайд 5

- ь на конце слова обозначает мягкость согласного звука, стоящего перед ним

д

е

н

ь

( в схеме появляется стрелочка) Проведите и вы стрелочку во 2 схеме.

-А может Ь стоять в начале слова? ( нет)

( на доске появляется схема)

ь

Слайд 6

- Итак, буква «ь» не может стоять в начале слова и поэтому не имеет заглавной буквы. В третьей схеме поставьте первым «ь» и перечеркните его.

-Ребята, вы многое рассказали о мягком знаке. А чем ещё талантлив мягкий знак?

Не знаем.

Заполняя схемы, мы говорили, что мягкий знак может стоять на конце слова и обозначать  мягкость предыдущего согласного.

- А что сегодня нам нужно узнать про мягкий знак? (  в каком месте слова может ещё стоять « ь» и выяснить , какую роль он  выполняет  )

( на доске появляется табличка

  1. Узнать…
  2. Выяснить …

Уметь каллиграфически писать букву « ь»

Называть гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных.

Уметь моделировать звуковой состав слова, анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие модели.

Коммуникативные

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные

логические-анализ объектов с целью выявления признаков

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные

Умение слушать и понимать речь других.

Познавательные

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Выявление места и причины затруднения

 ( постановка учебной проблемы)

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством учителя определяют тему урока, ставят перед собой цели.

Организует постановку темы и целей урока.

III. - Подберите  к слову

 « день» родственное  слово, стоящее в уменьшительно-ласкательной форме, во множественном числе.

( на доске схема слова

 « деньки»)

 Слайд 7

Закрашиваем 4 схему.

- Назовите первый звук ( [д’]-согл., мягк.)

- Назовите второй звук ( [э]- глас.)

- Назовите следующий звук ( [н’] – согл., мягк)

-Четвертый звук ( [к’] – согл., мягк.)

Пятый звук ( [и] – глас.)

- Как на письме обозначена мягкость [д’] ?( гласной «е»)

-Как на письме обозначена мягкость [к’]? ( гласной « и»)

- Как на письме показать, что согласный звук [ н’]-мягкий?

- Нужен мягкий знак.

( появляется схема со вставленными буквами)

- Сосчитаем, сколько букв, а звуков? Почему?

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока

Физкультминутка. Цель:

снятие физического и умственного напряжения.

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

IV. - Откройте учебник, сформулируйте тему урока.

Слайд 8: « Мягкий знак в середине слова».

Как вы думаете, каковы цели нашего урока? ( можно смотреть на карточки – помощницы )

  1. Узнать…
  2. Выяснить…
  1. Узнать, где может находиться « ь» для обозначения мягкости согласных;
  2. Выяснить роль « ь» в словах;
  3. Научиться обозначать мягкость согласного звука в середине слова мягким знаком.

( появляется третья табличка)

  1. Научиться…

Физкультминутка

Регулятивные

Целеполагание, планирование деятельности.

Коммуникативные

Постановка вопросов

Познавательные

Общеучебные

Самостоятельное выделение, формулирование цели;

Логические

Формулирование проблемы.

V .  Реализация

построенного проекта ( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи).

Цели:

- реализовать построенный проект;

-зафиксировать новое знание в речи и знаках;

-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

Под руководством учителя выполняют классификацию, самостоятельно записывают слова в 2 столбика.

Выполняют взаимопроверку

Организует реализацию построенного проекта.

Организует взаимопроверку.

V . . Составим эталон наших рассуждений:

1. Читаю слово.

2. Нахожу  мягкие согласные звуки.

3. Подчеркиваю букву мягкого согласного звука зелёным цветом.

4. Как обозначена мягкость каждого согласного  звука?

Проверяю

5.Мягк. согл. е,ё, ю,я, и

6. Мягк. согл. Ь

Слайд 9 На доске слова:

Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы, васильки, уголь.

- Прочтите слова.

- Что в них общего?

- На какие 2 группы можно разделить?

Запишите в 2 столбика.

Подчеркните букву мягкого согласного звука зеленым цветом.

- Какое место занимает ь знак в 1 столбике? ( в конце слова после мягкого согласного)

-Какова роль мягкого знака во 2 столбике? ( Ь знак находится между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко).

Взаимопроверка. Слайд 10

Уметь обозначать мягким знаком мягкость согласного звука в середине слова.

Познавательные

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь работать в паре.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно на листочках.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.

Выполняют самооценку.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку.

VI . Слайд 11  У вас на столах лежат карточки. Вам надо вставить подходящие по смыслу слова с «ь» в середине слова. Рассуждайте по плану и выполните проверку по эталону.

Жаркие …( деньки)

Фигурные…( коньки)

Указательный… ( пальчик)

- Какую же роль выполняет мягкий знак, когда стоит в середине слова?  Между какими буквами стоит « ь» - показатель мягкости?

Слайд 12

Самопроверка( ставят + -)

На доске открываются словосочетания и ученики сами себя проверяют.

-Какие ошибки допустили?

-Оцените себя.

Вывод: Мягкий знак стоит между двумя согласными буквами.  Мягкий знак в середине слова нужен для обозначения мягкости предыдущего согласного звука.

- Как вы думаете, пригодятся ли вам эти  знания в жизни?

( эти знания нужны для того, чтобы уметь обозначать мягким знаком мягкость согласного звука в середине слова)

Составьте с этими словосочетаниями предложения. Запишите, подчеркните главные члены, выделите орфограммы.

Уметь подбирать подходящие слова в словосочетание

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

- обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выполняют задание в группе

Организует выполнение задания.

VII. Слайд 13 Работа в группах. Кроссворд

п

л

п

л

к

л

п

л

п

л

р

л

- Впишите в клеточки слова, которые обозначают названия:

1. южного дерева

2.танца

3.мелкой рыбки

4.одежды

5. части руки

6. приспособления для движения поездов, трамваев.( пальма, полька, килька, пальто, пальцы, рельсы)

Слайд 14 Проверка

- Почему в этих словах написан « ь»?

-Между какими буквами стоит « ь»?

- Давайте вспомним ещё раз всё, что мы сегодня говорили о букве « ь».

-не обозначает звука

-может стоять в конце слова

- обозначает мягкость предыдущего согласного звука

- может стоять  в середине слова , между двумя согласными буквами

Согл.

ь

Согл.

- Заполним схему

- Что вы можете сказать о согласном звуке, который стоит перед мягким знаком. Закрасим зелёным цветом.

Согл.

ь

Глас.

шип.

ь

У нас с вами остались ещё не заполненные схемы. Это значит, что мы ещё не всё знаем об этой букве. О том, какую роль ещё выполняет «ь» , мы узнаем немного позже. А кое- что даже в старших классах.

Знать, что мягкий знак в середине слова обозначает мягкость предыдущего согласного, стоит между согласными буквами.

Регулятивные

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других, сотрудничество в поиске и выборе информации.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока ;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, чему научились, что было интересно, за что могут похвалить себя и своих одноклассников.

Делают самооценку.

Организует фиксирование

нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили?

-Достигли цели?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

Слайд 15

Я- запомнил

Я -смог

Я  -знаю

Слайд 16

Дом. зад. с. 64, упр. 116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языкав 4 классе

Технологическая карта к уроку- путешествию русского языка по теме "Прошедшее время глагола"...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Технологические карты к урокам русского языка.4 класс.

В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....