Конспект занятия "Развитие речи"
план-конспект по русскому языку

Ногина Виктория Викторовна

Тема: «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitiya_rechi_.docx313.07 КБ

Предварительный просмотр:

Центр образования №1

«Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»

Выполнила: воспитатель Ногина В. В.

        

Белгород, 2020 г.

Тема занятия: «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»

Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Задачи:

Образовательные:

  • учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях;

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
  • развивать артикуляцию;
  • развивать мышление, память, связную речь;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • соблюдать правила поведения на занятии;
  • воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование и материалы:

Музыкальная колонка, карточки с заданием, нарезанные картинки, плакат, игрушки: мышь и еж.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  1. Установка на занятие

- Ребята, к нам сегодня пришли гость, Людмила Евгеньевна. Давайте с ней поздороваемся. А теперь послушайте стихотворение.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

- Как мы должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)

- Сейчас у нас занятие по развитию речи, где мы учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.

  1. Артикуляционные упражнения

«Заборчик». Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка». Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

Чередование «Заборчик» - «Трубочка»

«Открыть – закрыть заборчик»

  1. Проблемная ситуация

-За окном еще осень, но лесные животные уже готовятся к зиме. Птицы улетели в теплые края, зайцы сменили шубки, белки приготовили запасы из орехов. Но к нам пришли две зверушки, которые не смогли найти себе домики на зиму. Кто они, мы сейчас отгадаем:

Смешные бусинками глазки,

Как будто к нам пришла из сказки.

Панически боится кошек,

Большой любитель хлебных крошек. (Мышка)

-На эту загадку можно ответить всем вместе.

Я хороший, я пригожий,

Я на кактус чуть похожий.

Я фырчу, меня не трож,

Уколю тебя. Я … (Ёж)

- Они обращаются к нам, в надежде, что мы найдем им домики. А для этого нам нужно пройти тропу испытаний. (перед детьми появляется плакат с тропой, в точке испытания находится домик для зверей. Если домик не подходит, то продолжаем идти дальше. Название домиков спрашивать индивидуально).

  1. Основная часть. Восприятие и усвоение нового
  1. Испытание 
  • Задание. Выучить поговорку. «Тише, мыши, кот на крыше, а котята еще выше». (коллективное проговаривание, индивидуальный опрос)

(на пути встречается змея, детям нужно притвориться змеями (издавать звук змеи)

  1. Испытание

Задание. Составьте из деталей картинку и опишите, что на ней находится. (в конвертах нарезанные картинки, дети должны их сложить).

(на пути встречается жук, детям нужно притвориться жуками (издавать звук жука)

  1. Испытание

Задание. «Четвертый лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя. (

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему? В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.  Какая картинка лишняя, почему? В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему? В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

  1. Динамическая пауза (музыка на заднем фоне)
  2. Практическая работа

Индивидуальная работа. (раздаются карточки, нужно соединить рисунок с буквой).

  1. Заключительная часть. Рефлексия

– Если сегодня на занятии вам было легко, возьмите себя за носик, если трудно – положите руки на колени.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились со всеми заданиями, смогли помочь нашим зверюшка в поиске домика!

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект "Части речи"

План-конспект урока "Части речи" 3 ласс с использованием ЭОР....

План - конспект урока "Речь и культура общения". 2 класс Азбука поведения.

"Азбука поведения"  - тема в 1, 2, 3, 4 классах - очень важна и актуальна.. (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы ....).Ребята не только знакомятся с понятиями, но и уча...

План - конспект урока "Речь и культура общения " 1 класс. Разговор без слов.

Основные задачи курса "Речь и культура общения" - развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы личности ребенка. Только в процессе общения со взрослыми, сверстниками ...  происходит ста...

План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)

Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему?  "Бог создал один язык...

План - конспект урока " Речь и культура общения" 4 класс Пишите письма!...

Учащиеся с большим  интересом знакомятся с эпистолярным жанром - жанром письма. Эпистолярный жанр - средство общения и эмоционально-чувственного развития личности.   В литературе эпист...

План конспект "Понимание речи"

Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать интерес  у детей к слышимой речи, развиивать умение слушать речь взрослого. Предлагаю материал для развития понимания речи....

Конспект урока «речь и альтернативная коммуникация» 1 класс Русская народная сказка «Колобок»

Тема: Русская народная сказка «Колобок». Цель: Знакомство с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:Образовательные: Познакомить с содержанием сказки «Колобок...