План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)
план-конспект урока (3 класс) по теме

Филатова Ольга Викторовна

Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему?  "Бог создал один язык и пару ушей". Учащиеся младших классов любят сочинять, фантазировать, создавать образы, т.е. - словесно творить. Путешествие по научной стране "Литературоведение" ( жанры: повествовательный, лирический, драматический ) обогащает и развивает творческие способности детей. Эпиграф к теме "Жанры" - "Ни дня без строчки"...( Юр. К. Олеша).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  «Речь и культура общения»            3 класс

«Грустно и смешно» (драматический жанр).

Цель:  познакомить с жанрами драмы; организовать деятельность учащихся,      

            направленную на восприятие новых знаний о литературных жанрах.

Задачи: повторение знаний и понятий: эпос, лирика, стили речи, опорные

               слова; формирование умения сочинять сказки, рассказы; развитие

                речи; обогащение словарного запаса; совершенствование умения

               работать в парах; воспитание интереса к слову, языку.

Планируемые образовательные результаты.  

Предметные: усвоить понятия комедия, трагедия, драма; давать характеристику литературным произведениям.

Метапредметные УУД:  познавательные:  формировать познавательную активность, развивать творчество и самостоятельность на уроке; развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное; оценивать результат.

                                           регулятивные:  формулировать тему и цели урока;

осуществлять самоконтроль и самооценку; адекватно воспринимать оценку учителя или одноклассника.

                                         коммуникативные:   развивать диалогическую и монологическую речь, умение общаться; чувствовать смешное и грустное, комическое и трагическое.

                                        личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения; формировать ответственность у учащихся за свою деятельность.

Оборудование:  учебник, проектор, художественная литература, карточки – символы, плакат «Страна Литературоведение»,  оценочная карточка.

                                       Ход урока. 

  1. Мотивация к учебной деятельности.   Речевая разминка. Фонетические упражнения. Минутки поэзии. Эмоциональный настрой.
  2.  Актуализация опорных знаний.  Путешествие  по научной стране »Литературоведение». Удивительная страна! По тропинке идем к 3 домику. Кто живет там?...Задачи…На уроке необходимо…Вспомним, кто проживает в 1 и 2 домиках? ( понятия: жанр, род, эпос, лирика, сказка, ритм, рифма).  Словарь С.И. Ожегова (понятия: комедия, трагедия,  драма, водевиль).  Литературные произведения группируются по родам: эпос, лирика, драма.  Комедия, трагедия, драма, водевиль  –  виды драматургических произведений. Комедия  отображает  все нелепое, смешное, несуразное, высмеивает пороки общества.  Трагедия рассказывает о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.   Драма -  произведение без авторской речи, в ней конфликт между персонажами.  Водевиль – комедийная пьеса с песенками – куплетами и танцами.     Уильям Шекспир – английский  поэт и драматург. За свою жизнь великий британец создал 17 комедий, 11 трагедий….Тематика их, проблемы актуальны и по сей день. Как в 16 веке автор мог создать произведения, которые волнуют все поколения?  Этот человек изменил мир, восприятие, отношение к искусству, он – гений. Его творчество можно назвать энциклопедией человеческих взаимоотношений, отражателем недостатков и сильных сторон людей.  У. Шекспир был исследователем человеческих душ,  подталкивал  их к изменениям.      Виктор Мари  Гюго – великий французский поэт, драматург. Идея любви, милосердия, торжества добра над злом – стержень произведений  прозаика.     Пьер- Огюстен Карон  де  Бомарше – выдающийся французский драматург, комедиант. Его фраза «Жить – это бороться, бороться – это жить».      Жан – Батист Поклен (Мольер) – величайший комедиограф  Франции, создатель классической  комедии, актер, директор театра, реформатор сценического искусства.     Константин  Михайлович  Симонов -  советский поэт, драматург, прозаик.      Юрий Карлович  Олеша – русский прозаик, драматург.     Иван Сергеевич Тургенев -  русский прозаик, поэт, драматург.      Сергей  Владимирович Михалков – русский поэт, драматург, басенник.      Алексей Константинович Толстой – русский поэт, драматург.      Михаил Афанасьевич Булгаков – легендарный  русский писатель и драматург…        Учащиеся интонационно, используя мимику и жесты, прочитывают литературные произведения.   
  3. Применение новых знаний.  Со словом надо обращаться аккуратно.   «Господин» слово! Учащиеся работают с текстами, сравнивают их, анализируют.
  4. Творческая мастерская. Конкурс  - настроений, игры, ребусы, рисунки. «Карточка мгновенного предъявления» - на экране значком- символом изобразить два понятия «смешно» и «грустно».  Слово смех…Надо продолжить: я вижу, слышу, чувствую…
  5. Работа в парах.  Инсценировка ситуаций (используя вербальные и невербальные средства выразительности устной речи).
  6. Мир фантазии.  Сочинение веселых и смешных рассказов.  Смех должен быть добрым,  позитивным. Изложение сказки «на свой лад».
  7.  Рефлексия.  Новые открытия? Самоанализ, самооценка. Положительные эмоции, отрицательные, равнодушие. Оценочная карточка.
  8. Итог урока.  Благодарность друг другу за добросовестную и плодотворную работу.
  9. Домашнее задание.  Выбор учащихся.

 

 

                                           

                                 

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока физической культуры для 1 класса

Разработка урока физической культуры для 1 класса по гимнастике...

План-конспект урока физической культуры для 2 класса

Разработка урока физической культуры для 2 класса "Подвижные игры"...

План-конспект урока физической культуры 1 класс

План-конспект урока физической культуры  1 класс "Подвижные игры"...

План-конспект урока физическая культура 4 класс легкая атлетика

Совершенствование техники высокого старта, дальнейшее обучение технике метания мяча в цель;2. Воспитание быстроты, ловкости, координации и глазомера;3. Воспитание дисциплинированности, ответственности...

План - конспект урока ОГ "Мир общения"

План - конспект урока ОГ "Мир общения"...

План-конспект урока физической культуры (2 класс).«Эстафеты».

Представитель: Андрейко ВикторияМетодист: Жиенова Е.АТема: «Эстафеты».Цель: развитие физических качеств по средствам эстафетыЗадачи: 1. Укрепление здоровья, развитие физических качеств пут...