План - конспект урока " Речь и культура общения" 4 класс Пишите письма!...
план-конспект урока (4 класс) на тему
Учащиеся с большим интересом знакомятся с эпистолярным жанром - жанром письма. Эпистолярный жанр - средство общения и эмоционально-чувственного развития личности. В литературе эпистолярный жанр занимает достойное место среди других литературных жанров. Лучшими образцами этого жанра являются письма великих людей : А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова...... В наше время, когда есть Интернет, электронная почта, факс, пейджер, телефон,....письма стали писать реже, но уметь их писать надо!...Что такое SMS - сообщение? Это современный жанр письма, вместо бумаги - телефон, вместо ручки - кнопки, это - сленг, сокращение слов, высказываний, смайлики....Все это ведет к упрощению языка. Эпистолярный жанр (письмо) способствует развитию культуры письменного общения, формированию и формулированию мысли, речевых навыков и умений. Эпиграф к теме: " Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены"...( Н. Кузовлева).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rech_i_kultura_obshcheniya._4_klass_pishite_pisma.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок « Речь и культура общения» 4 класс
Пишите письма!…
Цель: познакомить с эпистолярным жанром; показать коммуникативную
значимость жанра письма и его художественную ценность.
Задачи: изучение одного из видов письменного текста; формирование
представления о роли и значении письма в частной жизни; развитие
речевых навыков; воспитание активной социальной позиции ученика.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: усвоить понятия: адрес, адресат, адресант, конверт, индекс, почтальон; уметь правильно составлять письмо;
Метапредметные УУД: познавательные: формировать познавательную активность; развивать творчество, самостоятельность и высокий уровень языковой компетентности.
регулятивные: работать по плану, формулировать проблему, реально оценивать учебную ситуацию.
коммуникативные: развивать этот продуктивный вид речевой деятельности, соблюдать этикет в составлении и передачи информации.
личностные: учить осознавать практическую значимость учебного материала; творчески относиться к труду; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, проектор, художественная литература, оценочная карточка, конверты, « фронтовые письма», карточки – символы, семейные реликвии.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности. Речевая разминка. Фонетические упражнения. Минутки поэзии.
- Актуализация опорных знаний. Эпистолярный жанр (письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо – древний вид общения. Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. На стенах выцарапывали разные рисунки, так первобытные люди изображали события своей жизни. Это были письма из прошлого. Существовали разные способы передачи информации: при помощи предметов (предметное), рисуночное, словесное. Потребность в письме возникла в связи с необходимостью входить в речевое общение при отсутствии непосредственного контакта. В век электронной почты, мобильной связи жанр письма становится неактуальным, но получать письма любят все,…ведь в них – прошедшие события, пережитые чувства, эмоции, любовь…Чего не хватает в SMS? Нет душевности, теплоты! В современном мире жанр письма приобрел особую форму, свою композицию, структуру. Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи графических знаков обеспечить общение людей. Пословицы: Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь. Что написано пером, не вырубишь топором. Слова летают, надписи остаются. Есть правила составления, написания, оформления письма. Текст письма должен быть содержательным и интересным, убедительным, последовательным и корректным. Разные виды писем: письмо – благодарность, письмо – сообщение, письмо – поздравление, письмо – размышление…
Знакомство с понятиями… Анализ детских писем…
- Применение новых знаний. Используя советы мудрой совы, учащиеся составляют различные письменные тексты.
- Творческая мастерская. Игра « Ожившая картинка»; расшифровка письма, пословицы; путешествие в Мир детской литературы и в страну «Орфоэпия».
- Работа в парах. Фронтовые письма бесценны. Они позволяют увидеть войну изнутри. Треугольники, ставшие символом фронтового письма, дожили до наших дней. Их писали в зной и стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Письма хранят горячее дыхание боя и не подвластны времени. Это ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами войны 1941 – 1945гг. Семейные реликвии ( письма, монеты, драгоценности, фотографии, знаки отличия и награды, портреты, старинные вещи, документы, книги…). В каждой семье есть замечательная традиция – хранить семейные реликвии, передавать их по наследству из поколения в поколение.
- Мир фантазии. Бог создал Человека, дав ему жизнь, человек стал творцом своей жизни. Сколько людей, столько и разных жизней, судеб. Каждый должен начать с себя. Что он сделал для людей? Какие « следы» оставил на земле? ( в душе, в сердце). Каждый человек должен трудиться, добиваться целей, творить добро, быть терпимым к людям. « Каждый человек должен оставить добрый след в этой жизни»…(жить честно, с достоинством). Лесная азбука. Что это? Чтобы хорошо знать и любить лес, нужно выучить лесную азбуку: жителей леса, повадки зверей, их язык, голоса птиц, целебную силу растений, лесные запахи, звуки……. Н. И. Сладков « Азбука леса». Следы зверей…Разгадывать тайны жизни лесных зверей помогают следы. Надо не только любоваться природой, но и заботиться о ней. Н. И. Сладков « Я пишу о природе, потому что ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие».
- Рефлексия. Как поработали на уроке? Оцените свою работу. Кто сегодня – на вершине знаний? Верно ли высказывание: мало уметь писать, надо уметь думать?
- Итог урока. Благодарность друг другу. Каковы чувства и эмоции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План - конспект урока "Речь и культура общения". 2 класс Азбука поведения.
"Азбука поведения" - тема в 1, 2, 3, 4 классах - очень важна и актуальна.. (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы ....).Ребята не только знакомятся с понятиями, но и уча...
План - конспект урока "Речь и культура общения " 1 класс. Разговор без слов.
Основные задачи курса "Речь и культура общения" - развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы личности ребенка. Только в процессе общения со взрослыми, сверстниками ... происходит ста...
План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)
Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему? "Бог создал один язык...
план конспект урока по физической культуре (1 класс)
Конспект урока по физической культуре для 1 класса. На уроке используются игровые технологии, что повышает интерес учащихся к занятиям по физической культуре....
Конспект урока по английскому языку "Рассказываем истории, пишем письма." 4 класс .Учитель Грудкина Елена Николаевна МБОУ "СШ № 17" город Смоленск
Урок заработан в соответствии с ФГОС НОО...
План-конспект урока по физической культуре 4 класса на тему: «Баскетбол».
План-конспект урока по физической культуре 4 класса на тему:«Баскетбол».Тип урока: совершенствование.Цели: Образовательные: совершенствовать передачу мяча 2-мя рукам...