План конспект "Понимание речи"
план-конспект по логопедии на тему
Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать интерес у детей к слышимой речи, развиивать умение слушать речь взрослого. Предлагаю материал для развития понимания речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponimanie_rechi.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по теме:
“Понимание речи”
Конспект урока на тему “Развитие понимания речи”
Цель: развитие умерия понимать устную и письменную речь.
Задачи: 1. Речевые задачи:
- развивать понимание логико-граматических конструкций;
- развивать понимание пословиц;
- развивать понимание многозначных слов;
- формировать умение составлять рассказ из разбросанных предложений;
- формировать способность оперирования смыслом;
- расширять словарный запас;
- формировать умение правильно употреблять грамматические формы.
2. Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать вербально-логическое мышление;
- развивать память и внимание;
- развивать творческие способности детей;
- совершенствовать фонемный синтез;
- развивать произвольность и саморегуляцию;
- совершенствовать умение ориентироваться в 2-х мерном пространстве;
- воспитывать у детей любознательность к окружающему миру;
- совершенствовать общую моторику;
- снять усталость и напряжение.
Оборудование:
- Предметные картинки: клубника, огурец, груша; стол, чашка, тарелка, чайник; жук, жаба, жираф, мышь; коса (дивичья, инструмент, полоса суши); лук (зеленый, оружие); ключ (от двери, скрипичный, родник, гаечный); бабочка (аксессусар одежды, насекомое, нож);
- предметы: кисточка, пищущая ручка;
- таблица с буквами (к игре “Зачеркни и составь слово”);
- чистые листы, фломастер, тетради, ручки;
- сюжетные картинки к игре “Четвертый лишний”;
- мячик;
- карточки с предложениями к игре “Найди ошибку””
- таблица и карточки с пословицами;
- таблица и карточки к игре “Заблудившаяся буква”;
- таблица и карточки к игре “Допиши”;
- карточки к игре “Составить рассказ”.
Речевой материал:
- Существительные единственного числа: клубника, огурец, груша; стол, чашка, тарелка, чайник; жук, жаба, жираф, мышь; стул, парта, окно, лиса, книга, шкаф, роза, шарф, рука, компот, дверь, рыба, ваза; птичка, ветка, скамейка, сумка, мяч; дело, люди, клоун; ум, ус. друг, круг, верность, совет; опушка, лес, сосна, альбом, Петя, Паша, Миша, Женя, аквариум, рыбка, лещ, уха, мама, скворечник, прелететь, лес, дерево, дупло.
- Существительные множественного числа: яблоки, птенцы, мальчики, скворцы, орехи.
- Омонимы: коса (орудие для косьбы, вид прически и узкая полоска суши), лук (растение и оружие), ключ (это музыкальный знак, средство отпирания и запирания замка, природный источник воды и инструмент для закручивания гаек), бабочка (насекомое, галстук и нож с раскладной рукояткой в виде бабочки), ручка ( пишущая, человеческая), кисть (часть руки, предмет для рисования).
- Глаголы: отмерить, отрезать, сделать, гулять, выполнить, обратиться, отдохнуть, поспешить, насмешить, торопиться, смешить, выполнить, расти, нарисовать, любить, есть, жить, поймать, сварить, сделать, появиться, прийти, увидеть, лежать.
- Прилагательные: старый, новый, высокий, красивый, золотой, вкусный.
- Наречия: смело, хорошо, лучше, скоро.
- Предлоги: на, под, в , у.
- Предложения: На опушке леса росла высокая сосна. Я нарисовал в альбоме красивую бабочку. Я лбюлю есть яблоки и груши. У Пети в аквариуме живет золотая рыбка. Паша и Маша поймали леща. Мама сварила уху. Уха была вкусная. Жееня сделал скворечник. В скворечник прилетели скворцы. Скоро у них появились птенцы. Мальчики пришли в лес. На дереве они увидели дупло. В дупле лежади орехи.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы.
3. Основная часть.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Инструкция логопеда: “Здравствуйте, дети. Меня зовут Ольга Александровна.”
Игра “Узнай по описанию”.
Перед каждым из вас лежат картинки. Первым сядет тот, у кого на картинке -красная сладкая. Назови, что это? (клубника). Вторым сядет тот, у кого на картинке - зеленый, хрустящий. Скажи, что это? (огурец). Тот, кто сейчас стоит, покажет мне картинку, на которой - желтая и сочная. Что это? (груша)”
II. Объявление темы.
Логопед: “Сегодня мы с вами будем составлять слова, рассказы, рисовать, искать ошибки и выполнять другие интересные задания”.
III. Основная часть.
1. Игра “Зачеркни и составь слово.”
Н П К Н | |
На доске таблица | О Г С У |
У П А Г | |
Инструкция логопеда: “Вы зачеркиваете две одинаковыеи буквы. Смотрите, какие буквы у вас остались. Составляете из них слово. Записываете его в тетрадь”.
Логопед показывает на примере. Из оставшихся букв (к,о,с,а) он собирает слово “коса”.
Речевой материал: коса, лук, ключ.
2. Многозначные слова (омонимы)
Инструкция логопеда: “Ребята, назовите слова, которые у нас получились (коса, лук, ключ). Это многозначные слова, то есть у каждого из них есть несколько значений”.
Логопед вывешивает на доску 3 акартинки с изображением косы. Инструкция логопеда: “Какие значения есть у косы?”.
Следующие 2 картинки с изображением лука. Инструкция логопеда: “Какие значения есть у лука?”.
4 картиники с изображением ключей. Инструкция логопеда: “У слова “ключ” несколькоь значений. Какие? Какие вы еще знаете слова, у которых несколько значений?”.
Логопед показывает ручку и говорит: “Что это? Это пишущая ручка”. Показывая на свою руку: “Это человеческая ручка”. Показывая на дверь: “Там дверная ручка”.
Логопед показывает кисть: “Что это? Это кисть руки”. Показывая кисточку: “Это кисточка для рисования”.
На доске картинки с изображением бабочек. Инструкция логопеда: “Что здесь изображено? У слова “бабочка” тоже несколько значений. Какие? Насекомое, галстук, нож с раскладной рукояткой в виде бабочки”.
Речевой материал: коса (орудие для косьбы, вид прически и узкая полоска суши), лук (растение и оружие), ключ (это музыкальный знак, средство отпирания и запирания замка, природный источник воды и инструмент для закручивания гаек), бабочка (насекомое, галстук и нож с раскладной рукояткой в виде бабочки), ручка ( пишущая, человеческая), кисть (часть руки, предмет для рисования).
3. Игра “Нарисуй”
На доске и преред детьми лежат чистые листы бумаги.
Инструкция логопеда: “Перед вами лежат листы бумаги. сейчас мы будем рисовать. Я покажу пример. нарисуйте в центре листа круг. (Логопед рисует круг). Под кругом поставьте точку. (Логопед ставит точку.) Справа нарисуйте крестик. А теперь сами. Слушайте меня внимательно. В центре листа нарисуйте круг. Влада поставь цифру 1 под кругом, а ты Максим - справа от круга. Справа отцифры 1 нарисуйте точку. Нарисуйте крестик, Влада - слева от круга, Максим - под кругом. Теперь я еще раз прочитаю инструкцию, а вы проверьте себя”.
4. Игра “Четвертый лишний”.
На доске 4 картинки (птичка сидит на ветке, сумка лежит на скамейке, ваза стоит на столе, мяч лежит под стулом).
Инструкция логопеда: “Посмотрите на доску. найдите лишнюю картинку. почему она лишняя?”
Речевой материал: Птичка, сумка. ваза расположены сверху (над), а мяч - снизу (под).
Инструкция логопеда: “Сейчас я каждому раздам картинки, а вы найдете лишнюю и объясните, почему она лишняя?”
Перед детьми картинки. На одной изображен стол, на котором есть чашка, тарелка, чайник. Перед другим ребенком - 4 картинки с изображением жука, жабы, жирафа и мыши.
Речевой материал: Стол - лишний, т.к. он относится к мебели, а чашка, тарелка, чайник - к посуде. В словах “жук”, “жаба”, “жираф” - есть звук Ж, а в слове “мышь” нет этого звука, поэтому эта картинка лишняя.
5. Физминутка.
Инструкция логопеда: “Встаем и повторяем за мной движения.
Попрыгали на месте,
Руками машем вместе (”ножницы”),
Прогнули спинки (наклон назад), нагнулись ниже (вперед),
Наклонились к полу ближе (достать его руками).
Какой же ты лентяй! (выпрямиться, грозить указательным пальцем)
Потянись, но не зевай! (тянутся вверх, на насочках)
Повертись на месте ловко (кружаться),
В этом нам нужна сноровка”.
6. Игра с мячом “Повтори, но не цветок”.
Инструкция логопеда: “Я называю вам 2 слова, кидаю мяч. Вы ловите мяч, повторяете слова и бросаете мне его обратно. Но есть одно условие: название цветов не поторять!!! Например я назвала вам “стол, ромашка”, вы повторяете только “стол”, “ромашка” - название цветка”.
Речевой материал: стул, василек; парта, окно; лиса, книга; мак, шкаф.
Инструкция логопеда: “А теперь я усложняю задание и говорю по 3 слова”.
Речевой материал: роза, шарф, лилия; рука, фиалка, компот; дверь, жасмин, рыба; тюльпан, ваза, ландыш.
7. “Найди ошибку”.
Каждому ребенку раздаются карточки, на которых написаны 3 предложения.
Инструкция логопеда: “Прочитайте предложения, найдите неправильные по смылсу и зачеркните их. Почему такого не бывает? Как можно правильно сказать?”
Речевой материал: Котлета съела девочку (Правильно: Девочка съела котлету). Камень тверже ваты. Слон больше мухи. Лето перед весной (Правильно: Лето после весны). Зима после осени. Овца загрызла волка (Правильно: Волк загрыз овцу).
8. Пословицы.
Семь раз отмерь, а один отрежь | а) Если сам отрезал не правильно, то не следует винить ножницы. | |
На доске таблица: | б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать. | |
в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал |
“Сейчас я прочитаю вам пословицу. Подберите подходящую фразу, которая отражает общий смыл пословицы. Нпримерт к данной пословице подходит второй вариант, потому что перед тем, как сделать что-нибудь, нужно тщательно все обдумать, все предусмотреть. А ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла. прочитатйте свои пословицы и выберите фразу, которая отражает общий смысл.
Речевой материал:
Сделал дело - гуляй смело. | а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть |
б) Мальчик вышел на прогулку | |
Поспешишь - людей насмешишь | а) Клоун смешит людей. |
б) Тот, кто НЕ торопиться, выполняет задания лучше |
9. Игра “Заблудившаяся буква”.
На доске - карточка с пословицей “На безрыбье и бак рыба”.
Инструкция логопеда: “Я прочитаю вам пословицу, догадайтесь,где ошибка? Логопед зачеркивает букву “б” и пишет букву “р”. О чем эта пословица говорит? (За неимением кого-либо (чего-либо) лучшего, годится и тот (то), кто (что) есть). Я раздам вам карточки с пословицей. Найдите ошибку, зачеркните “заблудившуюся букву” и напишите сверху правильную букву.
Речевой материал: Ус(м) хорошо, а два лучше.(Говорится,когда при решение какого-либо вопроса, мы обращаемся за советом.) Старый к(д)руг лучше новых двух.( Здесь говорится о верности, незаминяемости старогог друга).
10.”Допиши”.
На доске таблица | На оп леса ро высокая со . |
Инструкция логопеда: “У нас есть предложение, но в нем не дописаны слова. Как можно закончить слова?” Логопед вписывает.“Что получилось? Я раздам вам карточки с предложениями. Впишите слова и запишите получившееся предложение в тетрадь”.
Речевой материал (примерные варианты ответов, т.к. это творческое задание): На опушке леса росла высокая сосна. Я нарисовал в альбоме красивую бабочку. Я люлю есть яблоки и груши. У Пети в аквариуме живет золотая рыбка.
11. “Составь рассказ”.
Инструкция логопеда: “Ребята, текст состоит из предложений. У текста есть начало, середина и конец. Наши предложения потерялись. Я раздам вам по три предложения. Найдите каждому свое место. прочитайте, что получилось.”
Речевой материал:
Паша и Миша поймали леща. Мама сворила уху. Уха была вкусная.
Женя сделал скворечник. В своречнеке прилетели скворцы. Скоро у них появились птенчики .
Мальчики пришли в лес. На дереве они увидили дупло. В дупле лежали орех
IV. Подведение итогов.
Инструкция логопеда: “Ребята,чем мы с вами занимались?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по готовому плану.
материал содержит презентацию...
План-конспект урока по развитию речи в 1 классе
Тема: "Зимняя одежда"Цель: Активизировать и расширять словарь учащихся по теме одежда. Формировать умение работать по инструкциям "маленького учителя"....
План-конспект урока по развитию речи "Виды транспорта" во 2 классе
Урок по теме: "Виды транспорта"Цель: Систематизировать знания детей о транспорте....
План элективного курса"Культура речи" 2кл.
План элективного курса "Культура речи" составлен самостоятельно, с учетом подготовленности, способностей и возрастных особенностей учащихся....
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...