Конспект урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ковалева Ольга Валентиновна

Тема урока "Правописание "ь"после букв  шипящих на конце имен существительных" Урок разработан в ТДМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_onz.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе к УМК «Перспектива»

Автор: Ковалёва О.В., МОУ средняя общеобразовательная школа №13

г. Павловского Посада.

Тема урока: «Правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».

Цели: познакомить учащихся с правописанием «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных; сформировать умение писать имена существительные с ь после букв шипящих на конце.

Тип урока: ОНЗ.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Новое знание: написание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».

Задание для пробного действия: распределить картинки на две группы «слова с «Ь», слова без «Ь»»

Фиксация затруднения: 1) Я не могу определить написание слова с «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных». 2) Я не уверен в том, что правильно распределил слова по столбикам.

Причина затруднения: Я не знаю, как писать слова с «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».

Цель деятельности: Узнать, как писать слова с «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».

Эталон: «Правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».

Оборудование: пословица, эталон написания «Ь» показатель мягкости, эталон написания разделительного «Ь», печатный материал (задания для самостоятельной работы в группах, задания для самостоятельной работы, чистые листы для пробного действия, лесенка успеха для самооценки).

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

- Наш урок по русскому языку мы начинаем с пословицы.

               - Прочитайте пословицу на доске.

«Повторенье – мать учения».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какие орфограммы вы заметили?

- Как вы думаете, сколько «работ» выполняет «Ь» в русском языке?

- Оказывается – три.

- Кто хочет узнать, какую ещё работу выполняет «Ь»?

- Начинаем работать. Желаю вам успеха.

 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- С чего мы начнём урок? (С повторения.)

- Что будем повторять? (Те знания, которые нам понадобятся на уроке.)

- Давайте вспомним, когда и где пишется «Ь» - показатель мягкости?

- Когда пишется разделительный «Ь»?

- Запишите в тетради пословицу. Выделите орфограммы.

- Найдите в этих словах букву, которая называет шипящий звук? [ч’].

- Какие ещё шипящие вы знаете? [щ’],[ж],[ш]. (запиши их буквами)

Открывается образец выполнения задания.

Повторенье – мать учения. ч,щ,ж,ш

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- А сейчас для вас будет новое пробное действие. Для чего вы его должны выполнить? (Чтобы понять, чего мы ещё не знаем.)

- Работа в группах. Давайте вспомним «Правила работы в группе». (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.)

- Задание для пробного действия: распределить картинки на две группы: слова в которых пишется «Ь», слова без «Ь».

Картинки: морковь, конь, ель, ключ, плащ, мышь.

- Стоп. Поднимите руку те, кто выполнил задание? Кто не смог выполнить задание?

- Давайте проверим. (Дети называют слова по группам)

- У кого получилось по другому?

- Как вы считаете, в чём ваше затруднение? (Я не могу распределить слова на группы.)

- В каких словах вы уверены, что надо писать «Ь» (Морковь, конь, ель).

- На какую орфограмму эти слова?

- Какие слова вызвали затруднение? (Ключ, плащ, мышь)

- Подумайте, что объединяет эти слова? (На конце шипящий звук)

- Значит, в чём ваше затруднение? (Я не могу определить, когда писать «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных.)

3. Выявление места и причины затруднения

- Давайте с вами вспомним, какое задание вам предлагалось? (Нужно было распределить картинки на две группы: слова в которых пишется «Ь», слова без «Ь».)

- В чём причина вашего затруднения? (Я не знаю, когда писать «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Сформулируйте цель вашей деятельности на уроке? (Узнать, правило написания «ь» после букв шипящих на конце имён существительных.)

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? («Правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».)

- Давайте составим план, по которому можно открыть новое знание. Как вы думаете, с чего начнём открытие? (Мы должны узнать правило: «Правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».)

- Давайте посмотрим на доску – скажите ещё раз, что объединяет эти три слова (ключ, плащ, мышь)? (Слова оканчиваются на шипящий звук).

- В чём различие слов? (В роде).

- Сделаем вывод: чтобы написать слово с шипящим на конце надо сначала определить род.

5. Реализация построенного проекта

- Итак, начнём. Скажите мне, пожалуйста, если мы чего-то не знаем, где мы можем узнать эту информацию? (Посмотреть в книге, в интернете, по телевизору, спросить у родителей, у учителя, понаблюдать).

- Давайте прочитаем правило в учебнике: «у существительных женского рода «Ь» на конце шипящих пишется, у существительных мужского рода «Ь» на конце шипящих не пишется»

- В определении есть ключевые слова, которые помогут вам выполнить 2 пункт нашего плана, т.е. определить род слова.

- Найдите среди слов существительное женского рода. (Мышь)

- Будет ли указывать «Ь» на мягкость согласного? (Нет, т.к. [ш] – всегда твёрдый звук).

- Значит «Ь» выполняет здесь ещё одну работу: указывает на грамматическую форму слова.

- Надо ли писать «Ь» в словах ключ, плащ, ведь они оканчиваются всегда мягким согласным звуком? (Нет, т.к. эти существительные мужского рода.)

- Смогли вы открыть новое знание? (Да.)

- Молодцы!

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Давайте вернёмся к нашему пробному действию. Кто-нибудь помнит, что нужно было сделать? (Нужно было распределить картинки на две группы: слова в которых пишется «Ь», слова без «Ь».)

- Вы уже можете пользоваться эталоном.

- Итак, что у вас получилось?

Дети зачитывают полученные группы слов.

- А сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним «Правила работы в паре».

Задание: учитель диктует слово, ученик первого варианта записывает существительные с «Ь» на конце шипящих, ученик второго варианта записывает существительные без «Ь» на конце шипящих.

- Вы можете пользоваться эталоном. Ну и учитывайте правила работы в паре.

 Дети работают в паре.

Слова: ночь; луч; помощь; брошь, кирпич, нож, душ.

- Давайте проверим.

 Дети по вариантам зачитывают записанные слова.

- Верно. Первый вариант: ученики записали существительные с «Ь» на конце шипящих (Женский род).

Второй вариант: ученики записали существительные без «Ь» на конце шипящих (Мужской род)

- Скажите ещё раз, когда надо писать «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас каждый из вас выполнит самостоятельную работу.

- Запишите имена существительные в форме единственного числа:

Грачи, камыши, вещи, мячи, речи.

Дети выполняют задание.

- Давайте проверим. Читаем слово, объясняем написание орфограммы.

(Грач, камыш, вещь, мяч, речь)

- Поднимите руку, у кого есть ошибки? В чём они заключаются? Поставьте себе знак вопроса.

- Не расстраивайтесь. Вам нужно потренироваться.

- У кого нет ошибок? Можете смело ставить себе «+».

8. Включение в систему знаний

- Подберите подходящее существительное, которое оканчивается на шипящий, к прилагательному:

острый…, скорая…, лесная…, солнечный…

(нож, помощь, глушь, луч)

9. Рефлексия учебной деятельности

- Вспомните цель вашей деятельности на уроке. (Нужно было узнать правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных.)

- Вы достигли поставленной цели? (Да.)

- Докажите. (Мы узнали, когда надо писать Ь» в словах, оканчивающихся на шипящий.)

- Оцените свою работу на уроке по «Лесенке успеха».

Дети оценивают свою работу.

- Итак, кто поставил человечка на первую ступеньку? Почему?

- На вторую ступеньку? Объясните.

- На третью ступеньку? Почему?

- На четвёртую ступеньку? Обоснуйте свой выбор.

- Вы сегодня хорошо поработали. Домашнее задание: пользуясь эталоном, подберите и напишите по три слова на правило.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....