Конспект урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока "Правописание "ь"после букв шипящих на конце имен существительных" Урок разработан в ТДМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_onz.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе к УМК «Перспектива»
Автор: Ковалёва О.В., МОУ средняя общеобразовательная школа №13
г. Павловского Посада.
Тема урока: «Правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».
Цели: познакомить учащихся с правописанием «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных; сформировать умение писать имена существительные с ь после букв шипящих на конце.
Тип урока: ОНЗ.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Новое знание: написание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».
Задание для пробного действия: распределить картинки на две группы «слова с «Ь», слова без «Ь»»
Фиксация затруднения: 1) Я не могу определить написание слова с «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных». 2) Я не уверен в том, что правильно распределил слова по столбикам.
Причина затруднения: Я не знаю, как писать слова с «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».
Цель деятельности: Узнать, как писать слова с «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».
Эталон: «Правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».
Оборудование: пословица, эталон написания «Ь» показатель мягкости, эталон написания разделительного «Ь», печатный материал (задания для самостоятельной работы в группах, задания для самостоятельной работы, чистые листы для пробного действия, лесенка успеха для самооценки).
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
- Наш урок по русскому языку мы начинаем с пословицы.
- Прочитайте пословицу на доске.
«Повторенье – мать учения».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Какие орфограммы вы заметили?
- Как вы думаете, сколько «работ» выполняет «Ь» в русском языке?
- Оказывается – три.
- Кто хочет узнать, какую ещё работу выполняет «Ь»?
- Начинаем работать. Желаю вам успеха.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
- С чего мы начнём урок? (С повторения.)
- Что будем повторять? (Те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
- Давайте вспомним, когда и где пишется «Ь» - показатель мягкости?
- Когда пишется разделительный «Ь»?
- Запишите в тетради пословицу. Выделите орфограммы.
- Найдите в этих словах букву, которая называет шипящий звук? [ч’].
- Какие ещё шипящие вы знаете? [щ’],[ж],[ш]. (запиши их буквами)
Открывается образец выполнения задания.
Повторенье – мать учения. ч,щ,ж,ш
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- А сейчас для вас будет новое пробное действие. Для чего вы его должны выполнить? (Чтобы понять, чего мы ещё не знаем.)
- Работа в группах. Давайте вспомним «Правила работы в группе». (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.)
- Задание для пробного действия: распределить картинки на две группы: слова в которых пишется «Ь», слова без «Ь».
Картинки: морковь, конь, ель, ключ, плащ, мышь.
- Стоп. Поднимите руку те, кто выполнил задание? Кто не смог выполнить задание?
- Давайте проверим. (Дети называют слова по группам)
- У кого получилось по другому?
- Как вы считаете, в чём ваше затруднение? (Я не могу распределить слова на группы.)
- В каких словах вы уверены, что надо писать «Ь» (Морковь, конь, ель).
- На какую орфограмму эти слова?
- Какие слова вызвали затруднение? (Ключ, плащ, мышь)
- Подумайте, что объединяет эти слова? (На конце шипящий звук)
- Значит, в чём ваше затруднение? (Я не могу определить, когда писать «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных.)
3. Выявление места и причины затруднения
- Давайте с вами вспомним, какое задание вам предлагалось? (Нужно было распределить картинки на две группы: слова в которых пишется «Ь», слова без «Ь».)
- В чём причина вашего затруднения? (Я не знаю, когда писать «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте цель вашей деятельности на уроке? (Узнать, правило написания «ь» после букв шипящих на конце имён существительных.)
- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? («Правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».)
- Давайте составим план, по которому можно открыть новое знание. Как вы думаете, с чего начнём открытие? (Мы должны узнать правило: «Правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».)
- Давайте посмотрим на доску – скажите ещё раз, что объединяет эти три слова (ключ, плащ, мышь)? (Слова оканчиваются на шипящий звук).
- В чём различие слов? (В роде).
- Сделаем вывод: чтобы написать слово с шипящим на конце надо сначала определить род.
5. Реализация построенного проекта
- Итак, начнём. Скажите мне, пожалуйста, если мы чего-то не знаем, где мы можем узнать эту информацию? (Посмотреть в книге, в интернете, по телевизору, спросить у родителей, у учителя, понаблюдать).
- Давайте прочитаем правило в учебнике: «у существительных женского рода «Ь» на конце шипящих пишется, у существительных мужского рода «Ь» на конце шипящих не пишется»
- В определении есть ключевые слова, которые помогут вам выполнить 2 пункт нашего плана, т.е. определить род слова.
- Найдите среди слов существительное женского рода. (Мышь)
- Будет ли указывать «Ь» на мягкость согласного? (Нет, т.к. [ш] – всегда твёрдый звук).
- Значит «Ь» выполняет здесь ещё одну работу: указывает на грамматическую форму слова.
- Надо ли писать «Ь» в словах ключ, плащ, ведь они оканчиваются всегда мягким согласным звуком? (Нет, т.к. эти существительные мужского рода.)
- Смогли вы открыть новое знание? (Да.)
- Молодцы!
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Давайте вернёмся к нашему пробному действию. Кто-нибудь помнит, что нужно было сделать? (Нужно было распределить картинки на две группы: слова в которых пишется «Ь», слова без «Ь».)
- Вы уже можете пользоваться эталоном.
- Итак, что у вас получилось?
Дети зачитывают полученные группы слов.
- А сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним «Правила работы в паре».
Задание: учитель диктует слово, ученик первого варианта записывает существительные с «Ь» на конце шипящих, ученик второго варианта записывает существительные без «Ь» на конце шипящих.
- Вы можете пользоваться эталоном. Ну и учитывайте правила работы в паре.
Дети работают в паре.
Слова: ночь; луч; помощь; брошь, кирпич, нож, душ.
- Давайте проверим.
Дети по вариантам зачитывают записанные слова.
- Верно. Первый вариант: ученики записали существительные с «Ь» на конце шипящих (Женский род).
Второй вариант: ученики записали существительные без «Ь» на конце шипящих (Мужской род)
- Скажите ещё раз, когда надо писать «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных».
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- А сейчас каждый из вас выполнит самостоятельную работу.
- Запишите имена существительные в форме единственного числа:
Грачи, камыши, вещи, мячи, речи.
Дети выполняют задание.
- Давайте проверим. Читаем слово, объясняем написание орфограммы.
(Грач, камыш, вещь, мяч, речь)
- Поднимите руку, у кого есть ошибки? В чём они заключаются? Поставьте себе знак вопроса.
- Не расстраивайтесь. Вам нужно потренироваться.
- У кого нет ошибок? Можете смело ставить себе «+».
8. Включение в систему знаний
- Подберите подходящее существительное, которое оканчивается на шипящий, к прилагательному:
острый…, скорая…, лесная…, солнечный…
(нож, помощь, глушь, луч)
9. Рефлексия учебной деятельности
- Вспомните цель вашей деятельности на уроке. (Нужно было узнать правописание «Ь» после букв шипящих на конце имён существительных.)
- Вы достигли поставленной цели? (Да.)
- Докажите. (Мы узнали, когда надо писать Ь» в словах, оканчивающихся на шипящий.)
- Оцените свою работу на уроке по «Лесенке успеха».
Дети оценивают свою работу.
- Итак, кто поставил человечка на первую ступеньку? Почему?
- На вторую ступеньку? Объясните.
- На третью ступеньку? Почему?
- На четвёртую ступеньку? Обоснуйте свой выбор.
- Вы сегодня хорошо поработали. Домашнее задание: пользуясь эталоном, подберите и напишите по три слова на правило.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...