Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Связь слов в словосочетании. Согласование»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Котова Вероника Николаевна

Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»

Цель: создать условия для усвоения знаний детей о связи слов в  словосочетании, формирования умения определять тип связи согласование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.04._russkiy1.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»

Цель: создать условия для усвоения знаний детей о связи слов в  словосочетании, формирования умения определять тип связи согласование..

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять связь слов в словосочетании, находить словосочетания с согласованием.

Метапредметные:

Коммуникативные: научатся оперировать диалогической формой речи; соблюдать грамматические нормы произношения.

Регулятивные: научатся планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом.

Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в учебном тексте, схеме; осуществлять анализ, сравнение, классификацию.

Личностные: научатся вырабатывать адекватную позитивную самооценку; расширяют познавательные интересы.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 4 класс (2 часть) С.В.Иванов

Класс: 4Б

Сценарий занятия:

  1. Мобилизующий этап
  1. Приветствие

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтоб чему-то научиться.

2) Проверка готовности к уроку

-Проверьте, чтоб у вас на партах были все необходимые принадлежности для урока русского языка.

  1.  Актуализация знаний
  1. Проверка домашнего задания

- В каких словах вы нашли ошибки?

- На какое правило эти орфограммы? (2 оценки)

  1. Чистописание

- Ребята, откройте тетрадь. Запишите число и классная работа. Проведем с вами минутку чистописания, повторим написание букв, в состав которых входят овалы. Какие это буквы? (а, о, ф, б, в, д).

- Обратите внимание, что высота овала больше, чем ширина.

- Прочитайте лова на второй строчке. Что объединяет их?

свобода фантазия район эскалатор

- Напишите на первой строчке буквы, чередуя, на второй - слова, на третьей –  предложение. В предложении подчеркните грамматическую основу. На четвёртой напишите два словосочетания из этого текста.

  1. Словарная работа

-Сейчас с вами проведем словарный диктант.

- Альбом, аромат, отечество, шофёр, правительство, приятно, председатель, финиш, шоссе, хозяин, экипаж. (Взаимопроверка; позже слова выводятся на доске, оценки).

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Что вы знаете о словосочетании?

- А хотите ли узнать, какая бывает связь в словосочетании?

- Значит, какая тема урока?

- Мы сегодня рассмотрим один вид связи – согласование.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.

- Составьте словосочетания со словом «российский» (Например: российский флаг, российский народ, российское государство, Российская Федерация)

- Почему изменяется имя прилагательное? (Оно употреблено с существительными разного рода)

- Какое слово в этом словосочетании главное? (Существительное)

- Измените форму главного слова. Что произошло с зависимым словом? (У зависимого слова тоже изменилась форма)

- Имена прилагательные согласуются с именами существительными.

  1. Обобщение признаков, введение термина.

- Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается)        

-В чём прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже)

  1. Уточнение формулировки

- Откройте учебник на странице 119. Прочитаем определение.

- Наши предположения о согласовании оказались верными?

- Давайте изучим алгоритм «как найти словосочетание с согласованием».

1.Найди существительное с зависимым словом.

2.Задай от существительного к зависимому слову вопрос.

3. Если подходят  вопросы какой? какая? какое? какие? чей? - это словосочетание с типом связи «согласование»

4. Проверь себя. Измени форму главного слова: при изменении формы главного слова должна измениться форма зависимого слова.

V. Первичная проверка понимания

1) Осложненное списывание (с комментированием)

- Выполним упражнение 1. Прочитайте, что нам необходимо сделать

Проверка (оценки)

2) Работа над рубрикой «Давай подумаем»

- Давайте с вами поработаем над рубрикой «Давай подумаем». Найдите модели словосочетаний со связью  «согласование».

- Какая модель не может быть построена со связью согласование?

VI. Первичное закрепление

1) Самостоятельная работа в парах

-Поработаем в парах. Выполним упражнение 2. Вам необходимо составить словосочетания с согласованием. (Игрушка из бумаги – бумажная игрушка, сок из вишни – вишнёвый сок, ягоды из леса – лесные ягоды, костюм в полоску – полосатый костюм, одеяло на пуху – пуховое одеяло, дом из кирпича – кирпичный дом.)

- Все ли словосочетания можно преобразовать в словосочетания с согласованием? (Нет)

- Какое словосочетание невозможно преобразовать? (платье в горошек)

2) Контроль знаний

-Проведем опрос по пройденной теме.

-Что такое согласование?

-На какие вопросы отвечает согласование?

-В чем согласуется главное слово с зависимым?

-Расскажите алгоритм «как найти словосочетание с согласованием»

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

стр.122 упражнение 3

VIII.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Какая связь слов в словосочетании называется согласованием? (Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже)

- Почему она так называется? (Слова согласуются друг с другом)

- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Связь слов в словосочетании. Согласование»

Данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является  уроком данных  разделов  по изучению связи слов в предложении,  типов словосочетаний, категорий самостоятельных и слу...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"...

Урок русского языка 2 класс по теме:"Связь слов в предложении. Текст"

Систематизировать знания о предложении и тексте....

Технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе по теме "Связь слов в словосочетании. Согласование"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формированиеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) познакомить обучающихся с типом связи «согласование»;2) учить опр...