Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Маевская Ирина Александровна

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углублённым изучением отдельных предметов                                           г. Калининград

Урок русского языка

2 класс

Учебник «Русский язык» 2 класс  

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Учитель Маевская И. А.

Тема:     Наблюдение над однокоренными словами.                                                                                                                     Определение корня слова       

Цель:     развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать обобщения; развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.    

1.Оргмомент. Введение в новый раздел.        

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике на с.85                                                                      -Чему удивился Петя Зайцев?                                                                                                                                       -Что такое корень? (Подземная часть растения.)                                                                                                            -Какое ещё значение слова корень вам известно? ( Часть слова, корень зуба, волоса ногтя.) –Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова?( Многозначными.)                                                                                                                                      -Как вы думаете, какое значение слова корень будет нам больше всего интересно?(Корень слова.)

2.Формулирование учениками темы урока.                                                                                                              –Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме.  После ответов учеников на доске появляются вопросы.                                                                                  Что такое корень слова?                                                                                                                 Однокоренные слова.                                                                                                                                   Значение корня. Слайд 1

3.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.                                                                  1)Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил человек сначала.                                                                           ( На доске появляется «дерево»,  на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. )  Слайд 2      

Как-то много лет назад                                                                                                                   Посадили странный сад.                                                                                                                               Не был сад фруктовым-                                                                                                                                      Был он только словом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

        (Е. Измайлов)                                                                                                                    -Запишите эти слова. Как они называются?(Однокоренными.)                                                                          -Что такое однокоренные слова?(Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)  -Выделите корень значком

2)-Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень  -стол-.

Это слово, слово-корень                                                                                                      Разрастаться стало вскоре.                                                                                                                                              И плоды нам принесло-                                                                                                                                     Стало много новых слов.

                      Слайд 3                                                                                                     

–Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) Как называются такие слова? ( Однокоренные.)

3)-Проведём маленький эксперимент.(Работа в парах. На партах карточки с заданием.  )

Без какой части не бывает слова

1.Выделите корень в словах:

стол,   столик,   настольный,   столовый,   застолье.

2.Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

Ясен ли смысл слова? ________________      

3.Ответьте на вопросы.

       Без какой части не бывает слова?  _______________________  

Почему? _____________________________________________

   -Без какой же части не бывает слова? (  Без корня.) Почему?( В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)  

4)Сравните свои выводы с текстом в рамке на с.86.                                                                                           - Что для вас было новым? Непонятным?  

4.Развитие учебно- языковых  и речевых умений.

1) Работа по учебнику.   Упр.116                                                                                                                                                                                                        - Какая общая часть есть у этих слов?                                                                                                                      – С каким словом они все связаны? Докажите это.                                                                                               – Какой корень «посадили» здесь?

2)Работа в группах.   Игра «Расселите жильцов»                                                                                - На листах изображены два домика. В первом живут родственники с корнем –лед-, а во втором с корнем –винт-. Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.  Соедините слова и домики.

Самопроверка.    Слайд 4

 –Какие слова «остались на улице»? Почему?

3) Индивидуальная работа. Разноуровневые задания.                                                                              - Выберите себе карточку с заданием.                                                                                                Первый уровень- сложный.  

Прочитай. Вставь пропущенные буквы.                                                                                                           Подумай, есть ли однокоренные слова.                                                                                                      Запиши предложение в тетрадь.                                                                                                                                                      

Наш Егор в густом л…су встретил рыжую л…су.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Второй уровень- средний.

Составь и запиши слова с корнем –ход-.                 По, пере, за, в    -ход-     ка, ный

Обозначь корень.

                                                                                                                                                                       Третий уровень- простой.

Выпиши из текста однокоренные слова. Обозначь корень.

Над болотцем тихо, тихо…                                              В тёплом воздухе парят                                                                        Сам комар да комариха,                                                        С ними тучи комарят!..                                                            Велика комариная семья!                                                            

(И. Демьянов)

 Самопроверка по доске.

-Кто выполнил задание без ошибок?

5. Итог урока.

Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень –это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень- это главная часть предложения».

Золушка: «Корень –это общая часть однокоренных слов».

Слайд 5

Вернёмся к вопросам, которые ставили в начале урока. Ответьте на них.

6. Домашнее задание.

1) Задание №2, тема 9 в «Рабочей тетради».

2)Упр. 100 («Дидактический материал»).

3)Придумать сказку про корень. (По желанию.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корень слова Что такое корень слова? Однокоренные слова. Значение корня .

Слайд 2

садик посадить посадка садовник садовый сад

Слайд 3

стол столик столовый застолье настольный стул парта стоит

Слайд 4

Рассели жильцов ледник винтик ледовый заледенеть завинтил винтовой ледокол леди вино

Слайд 5

Итог урока Белоснежка: «Корень- это родственная часть всех слов». Буратино: «Корень- это главная часть предложения. Золушка: «Корень- это общ ая часть родственных слов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""

2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....

Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)

Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Урок русского языка по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века". Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» С.В. Иванова....

Презентация к уроку русского языка по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2 класс

Презентация для иллюстрации упражнений к уроку русского языка. УМК «Начальная школа 21 века»....