Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.95 КБ |
![]() | 592.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углублённым изучением отдельных предметов г. Калининград
Урок русского языка
2 класс
Учебник «Русский язык» 2 класс
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Учитель Маевская И. А.
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова
Цель: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать обобщения; развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
1.Оргмомент. Введение в новый раздел.
Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике на с.85 -Чему удивился Петя Зайцев? -Что такое корень? (Подземная часть растения.) -Какое ещё значение слова корень вам известно? ( Часть слова, корень зуба, волоса ногтя.) –Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова?( Многозначными.) -Как вы думаете, какое значение слова корень будет нам больше всего интересно?(Корень слова.)
2.Формулирование учениками темы урока. –Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. После ответов учеников на доске появляются вопросы. Что такое корень слова? Однокоренные слова. Значение корня. Слайд 1
3.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. 1)Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил человек сначала. ( На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. ) Слайд 2
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом.
(Е. Измайлов) -Запишите эти слова. Как они называются?(Однокоренными.) -Что такое однокоренные слова?(Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.) -Выделите корень значком
2)-Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень -стол-.
Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло- Стало много новых слов.
Слайд 3
–Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) Как называются такие слова? ( Однокоренные.)
3)-Проведём маленький эксперимент.(Работа в парах. На партах карточки с заданием. )
Без какой части не бывает слова 1.Выделите корень в словах: стол, столик, настольный, столовый, застолье. 2.Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? ________________ 3.Ответьте на вопросы. Без какой части не бывает слова? _______________________ Почему? _____________________________________________ |
-Без какой же части не бывает слова? ( Без корня.) Почему?( В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
4)Сравните свои выводы с текстом в рамке на с.86. - Что для вас было новым? Непонятным?
4.Развитие учебно- языковых и речевых умений.
1) Работа по учебнику. Упр.116 - Какая общая часть есть у этих слов? – С каким словом они все связаны? Докажите это. – Какой корень «посадили» здесь?
2)Работа в группах. Игра «Расселите жильцов» - На листах изображены два домика. В первом живут родственники с корнем –лед-, а во втором с корнем –винт-. Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи. Соедините слова и домики.
Самопроверка. Слайд 4
–Какие слова «остались на улице»? Почему?
3) Индивидуальная работа. Разноуровневые задания. - Выберите себе карточку с заданием. Первый уровень- сложный.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подумай, есть ли однокоренные слова. Запиши предложение в тетрадь. Наш Егор в густом л…су встретил рыжую л…су. |
Второй уровень- средний.
Составь и запиши слова с корнем –ход-. По, пере, за, в -ход- ка, ный Обозначь корень. |
Третий уровень- простой.
Выпиши из текста однокоренные слова. Обозначь корень. Над болотцем тихо, тихо… В тёплом воздухе парят Сам комар да комариха, С ними тучи комарят!.. Велика комариная семья! (И. Демьянов) |
Самопроверка по доске.
-Кто выполнил задание без ошибок?
5. Итог урока.
Найдите правильное определение корня.
Белоснежка: «Корень –это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень- это главная часть предложения».
Золушка: «Корень –это общая часть однокоренных слов».
Слайд 5
Вернёмся к вопросам, которые ставили в начале урока. Ответьте на них.
6. Домашнее задание.
1) Задание №2, тема 9 в «Рабочей тетради».
2)Упр. 100 («Дидактический материал»).
3)Придумать сказку про корень. (По желанию.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
садик посадить посадка садовник садовый сад
стол столик столовый застолье настольный стул парта стоит
Рассели жильцов ледник винтик ледовый заледенеть завинтил винтовой ледокол леди вино
Итог урока Белоснежка: «Корень- это родственная часть всех слов». Буратино: «Корень- это главная часть предложения. Золушка: «Корень- это общ ая часть родственных слов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21472.jpg)
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""
2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-110424-1349590829.jpg)
Презентация к уроку русского языка. Тема:"Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных».
Презентация к уроку русского языка 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175184-1357790497.jpg)
Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)
Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-293936-1378828578.jpg)
Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс
Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-261626-1420459120.jpg)
Урок русского языка по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2 класс.
Урок русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века". Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» С.В. Иванова....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-261626-1420459120.jpg)
Презентация к уроку русского языка по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2 класс
Презентация для иллюстрации упражнений к уроку русского языка. УМК «Начальная школа 21 века»....