Урок русского языка в 4 классе по теме «Связь слов в словосочетании. Согласование»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является  уроком данных  разделов  по изучению связи слов в предложении,  типов словосочетаний, категорий самостоятельных и служебных  частей речи. Этому уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Связь слов в предложении»,  «Слово. Словосочетание. Предложение», «Правописание слов в словосочетаниях».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 4 классе.

Тема:  «Связь слов в словосочетании. Согласование»

Образовательная система «Начальная школа XXI»

Учебник: урок 114 стр. 119 – 121

Цель: создать условия для  усвоения учащимися понятия согласование как типа  подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Задачи: 

Создать условия для развития навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, закрепить знания учащихся о частях речи и  их грамматических признаках.

Создать условия для наблюдения за словосочетания с типом связи – согласование, выяснить отличительные особенности данного типа связи слов в словосочетании.

Создать условия для развития умения  определять главное и зависимое слово в данном типе словосочетаний.

Создать условия формирования культуры учебного труда.

Планируемые результаты: 

  • Личностные УУД: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; стремиться к повышению культуры речевого общения в паре, группе, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
  • Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии; умение концентрировать своё внимание, ориентироваться в  своей системе знаний, анализировать, синтезировать, обобщать  информацию, делать выводы.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты.
  • Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; поиск необходимой информации; установление причинно - следственных связей; определение основной  и второстепенной информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя ранее полученные знания; моделировать различные языковые единицы (слово, словосочетание,  предложение).
  • Предметные УУД:  наблюдение за словосочетаниями с типом связи – согласование, выяснение отличительных особенности данного типа связи слов в словосочетаниях; нахождению главного и зависимого слова в данном типе словосочетаний; активизация знаний учащихся о связи имён прилагательных с именами существительными в словосочетании;

отработка  навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, обобщение знаний о частях речи  и  их грамматических признаков.

Оборудование:

  • Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.
  • Индивидуальные карточки для парной работы, самостоятельной (разноуровневой) работы
  • Демонстрационные листы для алгоритма
  • Индивидуальные листы с алгоритмом (продукт урока)
  • Оценочные листы;
  • Проектор;
  • Презентация «Связь слов в словосочетании. Согласование».

Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является  уроком данных  разделов  по изучению связи слов в предложении,  типов словосочетаний, категорий самостоятельных и служебных  частей речи. Этому уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Связь слов в предложении»,  «Слово. Словосочетание. Предложение», «Правописание слов в словосочетаниях».

Формы организации учебной деятельности: 

  • индивидуальная;
  • работа в парах;
  • фронтальная.

Здоровьесберегающие технологии 

- упражнения для снятия напряжения на глазах,

- динамическая пауза,

- смена видов деятельности на уроке.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

«Добрый день, добрый час!

 Я очень рада видеть вас!

Вы друг к другу повернитесь –

Мило очень улыбнитесь.

И тихонечко садитесь»

- Приглашаю вас в страну  Русского языка для открытия новых тайн.  

Откройте тетради, запишите: число,  классная работа.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

У вас на парте  лежит «Оценочное полотно»,  где вы будете на каждом этапе оценивать работу.  А в конце урока мы подведем итоги.

- А сейчас вслушайтесь в фрагмент песни, о чем она? («С чего, начинается Родина?»)

- Какой вопрос прозвучал? Главное слово в нём?

- Что знаем о правописании этого слова, какое оно? (Словарное)

- Опасное место? (и) (Учитель дописывает слово Родина)

Приступили к Чистописанию по образцу (с доски), чередуя

Р  Ро Родина

 - Какие ассоциации вызывает слово Родина?

Словарная работа

- Запишем ранее изученные словарные слова, вставляя непроверяемые орфограммы?

Словарь: Р. ..ия, ф.д.рация, св.бода, М.сква, Красный площадь

- Почему вы не согласны? Исправим (Красная площадь)

-Взаимопроверка. Оцените работу соседа.

 - Я с вами согласилась, исправила, но почему?

3. Выявление места и причины затруднения

- Какая это единица речи? (Словосочетание)

- Назовите главное слово. Отметьте. Надпишите часть речи.

- Зависимое слово …, с вопросом. Обозначьте. Часть речи надпишите.

- Почему же «Красная площадь», а не иначе?

4. Построение проекта выхода из затруднения

- О чем же мы будем говорить? (Связь слов в словосочетании)

- А что вы знаете о словосочетании?

Соединение слов

Главное + зависимое

Не являются словосочетаниями: главные члены,

                                                        однородные члены,

                                                        фразеологизмы

- «Красная площадь», в чем же связь?

- Как называется связь, посмотрите в учебнике, в названии темы (с.119) Согласование

- На какие  вопросы мы должны с вами ответить?

  1. Что такое согласование?

 2. Какие вопросы от главного к зависимому слову?

 3. Как (в чём) согласуются слова?

 4. Какие части речи в согласовании (модели словосочетаний)?

Это есть план нашей работы

5. Реализация построенного проекта.

Работа с информацией (учебник, толковый словарь Ожегова)

Один ученик работает с толковым словарем -  Что такое согласование?

Остальные читают правило в  учебнике. Рубрика «Тайны языка» с.119

 «Вспомним изученное» с.119:  имена прилагательные согласуются с именами существительными.

Работа в парах

Карточка

Найти главное слово (х), поставить вопрос к зависимому. 

Красная площадь

красное знамя

красные гвоздики

красный цвет

мой день

Проверьте. Оцените.  

Следуя плану, какие вопросы ставим от главного к зависимому слову?

- Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

- Что происходит с прилагательным «красная»? Почему?

(Не сочетается в роде, числе)

- От чего зависит? (От сущ.)

- В чем согласуются? Согласуются: в роде, числе.

Физкультминутка

6. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

Просклоняй одно словосочетание по выбору

1 вариант                                        2 вариант

И. п. дорогая книга                        И.п. дорогие книги

Проверка по учебнику с.120. Оцените свою работу.

Вывод. А еще в чем согласуются … ? (В падеже)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по  учебнику
с.121 упр.

Прием «Яркое пятно»  (Проблемная ситуация)

- Платок сестры (Чей?)

но

Измените форму слова (например, нет (чего?)…)

- Изменяются оба слова? (нет)

- Значит, это другой вид связи, вы узнаете на следующих уроках.

- Оцените свою работу.

- Рубрика «Давай подумаем» с.121

Вывод: прил. + сущ.(х), числ. + сущ.(х)

- А мы использовали вначале урока словосочетание «Мой день»

Значит: мест. + сущ.(х)

8. Включение в систему знаний и повторение

Задание на выбор по степени сложности.

1 вариант

Пиши по образцу. Будь внимателен: 1  словосочетание не преобразуется. Впиши число и род.

Образец: игрушка из бумаги – бумажная игрушка           (ед. ч., ж. р.)

Сок из вишни - … (….ч., ….. р.)

Ягоды из леса - … (….ч., …..р.)

Костюм в полоску - …        (….ч., …..р.)

Платье в горошек - …        (….ч., …..р.)

Одеяло на пуху -         …        (….ч., ….. р.)

Дом из кирпича - …        (….ч., …..р.)

2 вариант

Будь внимателен: 1  словосочетание не преобразуется. Впиши число и род.

Игрушка из бумаги – бумажная игрушка            

Сок из вишни –

Ягоды из леса -

Костюм в полоску -

Платье в горошек -

Одеяло на пуху -

Дом из кирпича -

- Проверьте. Оцените.  

9. Рефлексия учебной   деятельности на уроке

Вернемся к плану урока.

На все вопросы мы ответили.

Оценивание своей работы. Оценка работы учителем.

- Продолжите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

10. Информация о домашнем задании

- 2 стихотворения на выбор: Пётр Синявский «Россия» или Вадим Семернин «Родиной зовётся...» -  выписать словосочетания со связью слов «согласование»

Используемые источники:

  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/;
  2. pandia.ru/text/79/535/18819.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

Открытый урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Согласование" 2015-2016 уч.г

Урок русского языка разработан  в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материал будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе....

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Связь слов в словосочетании. Согласование»

Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»Цель: создать условия для усвоения знаний детей о связи слов в  словосочетании, формирования умения определять тип связи согласование....

Урок русского языка 2 класс по теме:"Связь слов в предложении. Текст"

Систематизировать знания о предложении и тексте....

Технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе по теме "Связь слов в словосочетании. Согласование"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формированиеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) познакомить обучающихся с типом связи «согласование»;2) учить опр...