Урок русского языка в 4 классе по теме «Связь слов в словосочетании. Согласование»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является уроком данных разделов по изучению связи слов в предложении, типов словосочетаний, категорий самостоятельных и служебных частей речи. Этому уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Связь слов в предложении», «Слово. Словосочетание. Предложение», «Правописание слов в словосочетаниях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass_svyaz_slov_v_slovosochetanii.soglasovanie.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»
Образовательная система «Начальная школа XXI»
Учебник: урок 114 стр. 119 – 121
Цель: создать условия для усвоения учащимися понятия согласование как типа подчинительной связи слов в словосочетаниях.
Задачи:
Создать условия для развития навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, закрепить знания учащихся о частях речи и их грамматических признаках.
Создать условия для наблюдения за словосочетания с типом связи – согласование, выяснить отличительные особенности данного типа связи слов в словосочетании.
Создать условия для развития умения определять главное и зависимое слово в данном типе словосочетаний.
Создать условия формирования культуры учебного труда.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; стремиться к повышению культуры речевого общения в паре, группе, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
- Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии; умение концентрировать своё внимание, ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, синтезировать, обобщать информацию, делать выводы.
- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты.
- Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; поиск необходимой информации; установление причинно - следственных связей; определение основной и второстепенной информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя ранее полученные знания; моделировать различные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение).
- Предметные УУД: наблюдение за словосочетаниями с типом связи – согласование, выяснение отличительных особенности данного типа связи слов в словосочетаниях; нахождению главного и зависимого слова в данном типе словосочетаний; активизация знаний учащихся о связи имён прилагательных с именами существительными в словосочетании;
отработка навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, обобщение знаний о частях речи и их грамматических признаков.
Оборудование:
- Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.
- Индивидуальные карточки для парной работы, самостоятельной (разноуровневой) работы
- Демонстрационные листы для алгоритма
- Индивидуальные листы с алгоритмом (продукт урока)
- Оценочные листы;
- Проектор;
- Презентация «Связь слов в словосочетании. Согласование».
Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является уроком данных разделов по изучению связи слов в предложении, типов словосочетаний, категорий самостоятельных и служебных частей речи. Этому уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Связь слов в предложении», «Слово. Словосочетание. Предложение», «Правописание слов в словосочетаниях».
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- фронтальная.
Здоровьесберегающие технологии
- упражнения для снятия напряжения на глазах,
- динамическая пауза,
- смена видов деятельности на уроке.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
«Добрый день, добрый час!
Я очень рада видеть вас!
Вы друг к другу повернитесь –
Мило очень улыбнитесь.
И тихонечко садитесь»
- Приглашаю вас в страну Русского языка для открытия новых тайн.
Откройте тетради, запишите: число, классная работа.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
У вас на парте лежит «Оценочное полотно», где вы будете на каждом этапе оценивать работу. А в конце урока мы подведем итоги.
- А сейчас вслушайтесь в фрагмент песни, о чем она? («С чего, начинается Родина?»)
- Какой вопрос прозвучал? Главное слово в нём?
- Что знаем о правописании этого слова, какое оно? (Словарное)
- Опасное место? (и) (Учитель дописывает слово Родина)
Приступили к Чистописанию по образцу (с доски), чередуя
Р Ро Родина
- Какие ассоциации вызывает слово Родина?
Словарная работа
- Запишем ранее изученные словарные слова, вставляя непроверяемые орфограммы?
Словарь: Р. ..ия, ф.д.рация, св.бода, М.сква, Красный площадь
- Почему вы не согласны? Исправим (Красная площадь)
-Взаимопроверка. Оцените работу соседа.
- Я с вами согласилась, исправила, но почему?
3. Выявление места и причины затруднения
- Какая это единица речи? (Словосочетание)
- Назовите главное слово. Отметьте. Надпишите часть речи.
- Зависимое слово …, с вопросом. Обозначьте. Часть речи надпишите.
- Почему же «Красная площадь», а не иначе?
4. Построение проекта выхода из затруднения
- О чем же мы будем говорить? (Связь слов в словосочетании)
- А что вы знаете о словосочетании?
Соединение слов
Главное + зависимое
Не являются словосочетаниями: главные члены,
однородные члены,
фразеологизмы
- «Красная площадь», в чем же связь?
- Как называется связь, посмотрите в учебнике, в названии темы (с.119) Согласование
- На какие вопросы мы должны с вами ответить?
- Что такое согласование?
2. Какие вопросы от главного к зависимому слову?
3. Как (в чём) согласуются слова?
4. Какие части речи в согласовании (модели словосочетаний)?
Это есть план нашей работы
5. Реализация построенного проекта.
Работа с информацией (учебник, толковый словарь Ожегова)
Один ученик работает с толковым словарем - Что такое согласование?
Остальные читают правило в учебнике. Рубрика «Тайны языка» с.119
«Вспомним изученное» с.119: имена прилагательные согласуются с именами существительными.
Работа в парах
Карточка
Найти главное слово (х), поставить вопрос к зависимому.
Красная площадь
красное знамя
красные гвоздики
красный цвет
мой день
Проверьте. Оцените.
Следуя плану, какие вопросы ставим от главного к зависимому слову?
- Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?
- Что происходит с прилагательным «красная»? Почему?
(Не сочетается в роде, числе)
- От чего зависит? (От сущ.)
- В чем согласуются? Согласуются: в роде, числе.
Физкультминутка
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Просклоняй одно словосочетание по выбору
1 вариант 2 вариант
И. п. дорогая книга И.п. дорогие книги
Проверка по учебнику с.120. Оцените свою работу.
Вывод. А еще в чем согласуются … ? (В падеже)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа по учебнику
с.121 упр.
Прием «Яркое пятно» (Проблемная ситуация)
- Платок сестры (Чей?)
но
Измените форму слова (например, нет (чего?)…)
- Изменяются оба слова? (нет)
- Значит, это другой вид связи, вы узнаете на следующих уроках.
- Оцените свою работу.
- Рубрика «Давай подумаем» с.121
Вывод: прил. + сущ.(х), числ. + сущ.(х)
- А мы использовали вначале урока словосочетание «Мой день»
Значит: мест. + сущ.(х)
8. Включение в систему знаний и повторение
Задание на выбор по степени сложности.
1 вариант
Пиши по образцу. Будь внимателен: 1 словосочетание не преобразуется. Впиши число и род.
Образец: игрушка из бумаги – бумажная игрушка (ед. ч., ж. р.)
Сок из вишни - … (….ч., ….. р.)
Ягоды из леса - … (….ч., …..р.)
Костюм в полоску - … (….ч., …..р.)
Платье в горошек - … (….ч., …..р.)
Одеяло на пуху - … (….ч., ….. р.)
Дом из кирпича - … (….ч., …..р.)
2 вариант
Будь внимателен: 1 словосочетание не преобразуется. Впиши число и род.
Игрушка из бумаги – бумажная игрушка
Сок из вишни –
Ягоды из леса -
Костюм в полоску -
Платье в горошек -
Одеяло на пуху -
Дом из кирпича -
- Проверьте. Оцените.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Вернемся к плану урока.
На все вопросы мы ответили.
Оценивание своей работы. Оценка работы учителем.
- Продолжите предложения.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
10. Информация о домашнем задании
- 2 стихотворения на выбор: Пётр Синявский «Россия» или Вадим Семернин «Родиной зовётся...» - выписать словосочетания со связью слов «согласование»
Используемые источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...
Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»
Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать умения составлять пред...
Открытый урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Согласование" 2015-2016 уч.г
Урок русского языка разработан в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материал будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе....
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Связь слов в словосочетании. Согласование»
Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»Цель: создать условия для усвоения знаний детей о связи слов в словосочетании, формирования умения определять тип связи согласование....
Презентация к уроку русского языка "Связь слов в словосочетании. Согласование" 4 класс
Презентация создана ля работы в дистанционном режиме....
Урок русского языка 2 класс по теме:"Связь слов в предложении. Текст"
Систематизировать знания о предложении и тексте....
Технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе по теме "Связь слов в словосочетании. Согласование"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формированиеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) познакомить обучающихся с типом связи «согласование»;2) учить опр...