технологическая карта урока
Учитель: Михальченко Нина Васильевна
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема урока: выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний (первый урок в разделе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Форма: урок – исследование.
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных.
Методы: приёмы развития критического мышления, проблемно-диалогические технологии, технологии оценивания образовательных достижений
Задачи урока:
в ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных;
формировать познавательную учебную деятельность с применением метода кластер
Формируемые УУД:
Предметные:
формировать умение решать практические задачи средствами русского языка, вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, основания для упорядочивания);
сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;
актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определение места слабой позиции гласного звука, определение склонения существительного и использование слов-помощников с таким же склонением; продолжить формирование орфографических навыков;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Дети учатся:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные виды ресурсов, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и класса в целом.
Регулятивные УУД:
В процессе работы учащиеся учатся самостоятельно:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать её выполнение, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Высказывать своё предположение (версию).
Работать по предложенному учителем плану (карточка – инструкция)
Отличать верно, выполненное задание от неверного.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
В процессе работы учащиеся учатся самостоятельно:
оформлять свою мысль в устной форме; учатся слушать и понимать речь других.
договариваться о правилах общения на уроке и следовать им.
Работать в группе.
Личностные УУД:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Оборудование: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса, тетрадь на печатной основе, презентация к уроку, лист самооценки «Оцени свои знания», кластер, карточки для работы в группах, карточки «Проверь себя», карточки-алгоритмы.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент) Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности. Здравствуйте, ребята. Встаньте красиво, поприветствуйте друг друга доброй улыбкой. Садитесь. -Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много интересной, полезной работы. Какова тема нашего урока, мы узнаем позже. А начнём мы работу со слов «Каждый день жизн. прибавляет частицу мудрост. .». Прочтите её. - Как вы понимаете смысл этих слов? -Актуальны они для нашего урока?
| Ученики открывают тетради, готовятся внимательно слушать учителя.
Ответы детей. Запись в тетради числа | Регулятивные: осуществлять самоконтроль Личностные: определять и высказывать правила поведения при совместной работе. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить рассуждение.
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Посмотрите на слова. Что можете о них рассказать? Море. Солнце. Песок. Ветерок. Чайка летает. Волна играет. Купанье. Веселье. Смех. Умиротворенье. -Какое слово лишнее? -О какой части речи будем говорить на уроке? Прием развития критического мышления КЛАСТЕР Групповая работа. -Предлагаю разбиться на 3 группы и заполнить кластер, используя ранее полученные знания об имени существительном Проверка. -У кого есть дополнение? (не хватает три склонения имён существительных) Словарная работа -давайте дополним словами всех трёх склонений из словаря и запишем в тетрадь. На каждое склонение по 3 слова Оцените себя.
-И так подведём итоги! -Что повторили о существительном? -Какие знания ещё не применили? -Предлагаю просклонять имена существительные. -Перед вами задание, с которым я, думаю, вы справитесь, если будете работать в паре. Работа в парах -Просклоняй слова река и речка, оставляя «окошки» на месте орфограмм в окончании.
|
Дети группируют по родам, числам, частям речи…
Заполняют кластер. Кластер дети должны достроить сами, используя знания по теме предыдущего урока «Склонения имён существительных».
Лист самооценки «Оцени свои знания». «5» - задание выполнено верно «4» - допущено 1-2 ош. «3» - допущено 3-4 ош. «2»- допущено 5 и более ошибок 2 Заполняют лист самооценки.
Заполнение детьми таблицы И. п. | река | речка | Р. п. | рек. | речк. | Д. п | рек. | речк. | В. п. | рек. | речку | Т. п. | рек.. | речк.. | П. п. | о рек. | о речк. |
Возникают вопросы. (Как быть с безударными падежными окончаниями имён существительных: писать так, как слышишь, проверять или запоминать? … | Регулятивные: коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; (схема).
.
|
3. Формулирование темы урока и его цели. Этап планирования деятельности Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. | -Сделайте вывод. -Почему можно допустить ошибку в написании этих слов? -Какой возникает вопрос? -Назовите тему урока. Учитель корректирует. -Какие задачи поставите перед собой на этом уроке?
Составляем план действий. (Планирование работы.) 1 .Определение темы урока. 2.Постановка задач, гипотезы. 3.Поиск решения данной проблемы. 4.Проверяем свои выводы. 5.Составляем алгоритм действий. 6.Применяем на практике. 7. Анализируем свои результаты. |
Учащиеся называют тему урока.
«Правописания безударных падежных окончаний имён существительных». Задачи: -открыть секрет правописания безударных падежных окончаний существительных; - уметь определять склонения существительных, склонять по падежам. Гипотеза: если знать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных, то можно грамотно писать безударные окончания существительных. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; пользоваться словарём. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
4. Открытие нового знания(построение проекта и выхода из затруднения). Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. | Работа по учебнику. «Известное правило подсказывает новое» -Работаем в рабочей тетради упр. 199, прочитайте задание. При помощи обозначений попробуйте сказать общее правило проверки безударных гласных в разных частях слова. Вывод: буквы безударных гласных звуков можно узнавать по буквам ударных в тех же частях слова. Давайте разобьёмся по группам и используем слова помощники Групповая работа. 1 группа 1. просклоняйте слова: земля, туча 2.поставьте в словах ударения, выделите окончания 3.рассмотрите окончания существительных в одних и тех же падежах, что заметили? 4.какие появились предположения? 2 группа 1. просклоняйте слова: крыло, туман 2.поставьте в словах ударения, выделите окончания 3.рассмотрите окончания существительных в одних и тех же падежах, что заметили? 4.какие появились предположения? 3 группа 1. просклоняйте слова: степь, скорость 2.поставьте в словах ударения, выделите окончания 3.рассмотрите окончания существительных в одних и тех же падежах, что заметили? 4.какие появились предположения?
Какое слово-помощник нужно выбирать в каждом конкретном случае?
| Учащиеся добавляют слова во второй столбик Пишут-п.сать (в корне), Запись- записать (в приставке), Печник- дворник (в суффиксе), _______ - ________(в окончании)
к реке- к речк.
Ребята в группах заполняют таблицы и составляют предварительный алгоритм действий
И. п. | рука | туча | Р. П. |
|
| Д. п |
|
| В. П. |
|
| Т. П. |
|
| П. п. |
|
|
И. п. | грудь | скорость | Р. П. |
|
| Д. п |
|
| В. П. |
|
| Т. П. |
|
| П. п. |
|
|
И. п. | Плечо | туман | Р. П. |
|
| Д. п |
|
| В. П. |
|
| Т. П. |
|
| П. п. |
|
|
| Коммуникативные: готовность слушать товарища и вести диалог, способность участвовать в совместной деятельности
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
|
5. Реализация построенного проекта (решение УЗ) Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение
6. Первичное закрепление. | Подводим итог нашей исследовательской работы. -Какие задачи ставили? -Удалось ли найти общее правило в написании безударных падежных имена существительных. - Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?
Оцените работу группы Организует выполнение задания по новому алгоритму.
-Попробуйте применить алгоритм к словам на слайде. – Самостоятельно примените алгоритм и вставьте нужное окончание в словах ( возвращение к склонению существительных в начале урока).
| Зачитывают алгоритм действий, который поможет решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
1.Смотрю окончание существительных ….или…. 2.Если окончание …ставлю имя существительное в …и определяю …. 3.Подбираю ….относящее к данному склонению и ставлю … 4.Пишу такое же окончание как и в….слове Ответы детей. Оценочный лист. «5» - алгоритм восстановлен без ошибок «4» - допущено 1-2 ош. «3» - допущено 3 ош. «2»- допущено более 3 ошибок
И. п. | река | речка | Р. П. | реки | речки | Д. п | реке | речке | В. П. | реку | речку | Т. П. | рекой | речкой | П. п. | о реке | о речке |
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Работа по учебнику. Читают вывод с.95 Гипотеза подтвердилась! | Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Познавательные: выделять и отмечать опасные места. Анализировать, сравнивать, делать выводы; представлять результаты анализа в знаково-символической форме. Коммуникативные: Воспринимать и понимать письменную речь других.
|
Физ. Минутка. Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. |
| 1.Встретились два друга, Поклонились, поздоровались. Крепко обнялись, в гору поднялись И по домам разошлись.
2.Гимнастика для глаз. |
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самостоя тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.
| -А теперь применим своё открытие в упражнении. Упражнение на освоение способа решения орфографической задачи Упр. 208 Р.Т
-
| Заполняют таблицу, в которой отражена последовательность операций.
Оценочный лист. «5» - алгоритм восстановлен без ошибок «4» - допущено 1-2 ош. «3» - допущено 3 ош. «2»- допущено более 3 ошибок
. | Регулятивные: проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля Познавательные: проводить целенаправленные наблюдения. Выполнять анализ, сравнение; делать умозаключения, выводы, обобщения. Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса. |
8. Итог урока.
Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов
Рефлексия учебной деятельности.
| - Наш урок подходит к концу. -Какие задачи ставили перед собой? - Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось? Подводим итог по листам самооценки. Подводим общий итог. -
Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока. Я сегодня открыл(а) для себя…. Мне удалось…… Я встретил(а) затруднения …. Думаю, что могу помочь …. Было интересно вместе с учителем …. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.
Оценивают свою работу.
Дописывают предложения.
Возвращаются к кластеру и дорисовывают к грозди 3 слова разных склонений с ударными окончаниями Помещают кластер в «копилочку» (методическая разработка ) | Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач Личностные: самоопределение. |
9. Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | I в. Упр 206(закрепить склонения). 210 РТ. II в. Упр210, 215 РТ. (повышенный уровень ) | Проверка соответствующих записей. |
|
Кластер
1.Имя существительное _ это ____________________, обозначает __________________
Отвечает на вопросы ____________________________
2. Существительные бывают_(Москва, рябина)________________ и__________________
3. Существительные бывают (человек. памятник)__________________и _______________
Т.п.
Дополни кластер если не все использовали знания!!!
Оцени себя!
Я знаю материал на отметку _________
Я не справился ___________________
Лист самооценки «Оцени свои знания».
№ п\п | Название этапа урока | Критерии оценивания | Количество баллов |
1 | Приём «Верите ли вы…» | «5» - задание выполнено верно «4» - допущено 1-2 ош. «3» - допущено 3-4 ош. «2»- допущено 5 и более ошибок |
|
2 | Кластер | «5» - задание выполнено верно «4» - допущено 1-2 ош. «3» - допущено 3-4 ош. «2»- допущено 5 и более ошибок |
|
3 | Склонение имён существительных | «5» - слова просклонял верно «4» - допущено 1-2 ош. «3» - допущено 3-5 ош. «2»- допущено более 5 ошибок 4 |
|
4 | Восстановление алгоритма | «5» - алгоритм восстановлен без ошибок «4» - допущено 1-2 ош. «3» - допущено 3 ош . «2»- допущено более 3 ошибо |
|
5 | Повторная работа с упр.208
| «5» - задание выполнено без ошибок «4» - допущена 1 ош. «3» - допущено 2 ош. «2»- допущено 3 и более ошибок
|
|
|
| Итого:
|
|