открытый урок по теме: "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Михальченко Нина Васильевна

Данный урок  разработан с применением метода "Кластер" технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx318.87 КБ

Предварительный просмотр:

технологическая карта урока

Учитель: Михальченко Нина Васильевна

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема урока: выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён    существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний (первый урок в разделе «Правописание безударных падежных окончаний имён  существительных».

  Форма:  урок –  исследование.

  Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных.

  Методы: приёмы развития критического мышления, проблемно-диалогические технологии,    технологии оценивания  образовательных достижений

Задачи урока:

в ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных;

формировать познавательную учебную деятельность  с применением метода кластер

Формируемые УУД:

    Предметные:

  формировать умение решать практические задачи средствами русского языка, вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, основания для упорядочивания);

 сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;

 актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определение места слабой позиции гласного звука, определение склонения существительного и использование слов-помощников с таким же склонением; продолжить формирование орфографических  навыков;

Метапредметные:

  Познавательные УУД:

Дети учатся:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике.

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные виды ресурсов, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы группы и класса в целом.

Регулятивные УУД:

В процессе работы учащиеся  учатся  самостоятельно:

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать её выполнение, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

  Проговаривать последовательность действий на уроке.

  Высказывать своё предположение (версию).

 Работать по предложенному учителем плану  (карточка – инструкция)

 Отличать верно, выполненное задание от неверного.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Коммуникативные УУД:

В процессе работы учащиеся  учатся  самостоятельно:

 оформлять свою мысль в устной форме; учатся слушать и понимать речь других.

 договариваться о  правилах общения на уроке и следовать им.

 Работать в группе.

Личностные УУД:

 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 стремиться к совершенствованию собственной речи;

 интерес к изучению языка;

 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Оборудование: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса, тетрадь на печатной основе, презентация к уроку, лист самооценки «Оцени свои знания», кластер,  карточки для работы в группах, карточки «Проверь себя», карточки-алгоритмы.

 

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Встаньте красиво, поприветствуйте друг друга  доброй улыбкой. Садитесь.

-Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много интересной, полезной работы. Какова тема нашего урока, мы узнаем позже. А начнём мы  работу со слов «Каждый день жизн. прибавляет частицу мудрост. .». Прочтите её.

- Как вы понимаете смысл этих слов?

-Актуальны они для нашего урока?

Ученики открывают тетради, готовятся внимательно слушать учителя.

Ответы детей.

Запись в тетради числа

Регулятивные:   осуществлять самоконтроль

Личностные:

 определять и высказывать правила поведения при совместной работе.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; строить рассуждение. 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Посмотрите на слова.  Что можете о них рассказать?

Море. Солнце.
Песок. Ветерок.
Чайка летает.
Волна играет.
Купанье. Веселье.
Смех. Умиротворенье.

-Какое слово лишнее?

-О какой части речи будем говорить на уроке?

Прием развития критического мышления

КЛАСТЕР

Групповая работа.

-Предлагаю разбиться на 3 группы и заполнить кластер, используя ранее полученные знания об имени  существительном

Проверка.

-У кого есть дополнение?

(не хватает три склонения имён существительных) Словарная работа

-давайте дополним словами всех  трёх склонений из словаря и запишем в тетрадь. На каждое склонение по 3 слова

Оцените себя.

-И так подведём итоги!

-Что повторили о существительном?

-Какие знания ещё не применили?

-Предлагаю просклонять имена существительные.

-Перед вами задание, с которым я, думаю,  вы справитесь, если будете работать в паре.

Работа в парах

-Просклоняй слова река и речка, оставляя «окошки» на месте орфограмм в окончании.

Дети группируют по родам, числам, частям речи…

Заполняют кластер. Кластер дети должны достроить сами, используя знания по теме предыдущего урока «Склонения имён существительных».

Лист самооценки «Оцени свои знания».

«5» - задание выполнено верно

«4» - допущено

1-2 ош. «3» - допущено

 3-4 ош. «2»- допущено

5 и более ошибок 2

Заполняют лист самооценки.

Заполнение детьми таблицы

И. п.

река

речка

Р. п.

рек.

речк.

Д. п

рек.

речк.

В. п.

рек.

речку

Т. п.

рек..

речк..

П. п.

о рек.

о речк.

Возникают вопросы. (Как быть с безударными падежными окончаниями имён существительных: писать так, как слышишь, проверять или запоминать? …

  Регулятивные: коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию.

Коммуникативные:

 соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; (схема).

.

3. Формулирование темы урока и его цели. Этап планирования деятельности

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

-Сделайте вывод.

-Почему можно допустить ошибку в написании этих слов?

-Какой возникает вопрос? 

-Назовите тему урока.

Учитель корректирует.

-Какие  задачи поставите перед собой на этом уроке?

Составляем план действий.

(Планирование работы.)

1 .Определение темы урока.

2.Постановка задач, гипотезы.

3.Поиск решения данной проблемы.

4.Проверяем свои выводы.

5.Составляем алгоритм действий.

6.Применяем на практике.

7. Анализируем свои результаты.

Учащиеся называют тему урока.

«Правописания безударных падежных окончаний имён    существительных».

Задачи:

-открыть секрет правописания безударных падежных окончаний существительных;

- уметь определять склонения существительных, склонять по падежам.

Гипотеза: если знать правило правописания безударных падежных окончаний имён    существительных,  то можно грамотно писать безударные окончания существительных.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; пользоваться словарём.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

4. Открытие нового знания(построение проекта и выхода из затруднения).

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Работа по учебнику.

«Известное правило подсказывает новое»

-Работаем в рабочей тетради упр. 199, прочитайте задание. При помощи обозначений попробуйте сказать общее правило проверки безударных гласных в разных частях слова.

 Вывод:  буквы безударных гласных звуков можно узнавать по буквам ударных в тех же частях слова.

Давайте разобьёмся по группам  и используем слова помощники

Групповая работа.

1 группа

1. просклоняйте слова: земля, туча 2.поставьте в словах ударения, выделите окончания

3.рассмотрите окончания существительных в одних и тех же падежах, что заметили?

4.какие появились предположения?

 2 группа 

1. просклоняйте слова: крыло, туман 2.поставьте в словах ударения, выделите окончания

3.рассмотрите окончания существительных в одних и тех же падежах, что заметили?

4.какие появились предположения?

 3 группа

 1. просклоняйте слова: степь, скорость

 2.поставьте в словах ударения, выделите окончания

3.рассмотрите окончания существительных в одних и тех же падежах, что заметили?

4.какие появились предположения?

Какое слово-помощник нужно выбирать в каждом конкретном случае?

Учащиеся добавляют слова во второй столбик

Пишут-п.сать (в корне),

Запись- записать (в приставке),

Печник- дворник (в суффиксе),

_______ - ________(в окончании)

к реке- к речк.

Ребята в группах заполняют таблицы и составляют предварительный алгоритм действий

И. п.

рука

туча

Р. П.

Д. п

В. П.

Т. П.

П. п.

И. п.

грудь

скорость

Р. П.

Д. п

В. П.

Т. П.

П. п.

И. п.

Плечо

туман

Р. П.

Д. п

В. П.

Т. П.

П. п.

Коммуникативные: готовность слушать товарища и вести диалог, способность участвовать в совместной деятельности

Регулятивные:

самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

5. Реализация построенного проекта (решение УЗ)

 Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение

6. Первичное закрепление.

Подводим итог нашей исследовательской работы.

-Какие задачи ставили?

-Удалось ли найти общее правило в написании безударных падежных имена существительных.

- Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?

Оцените работу группы

 

Организует выполнение задания по новому алгоритму.

-Попробуйте  применить алгоритм к словам на слайде.

– Самостоятельно примените алгоритм и вставьте нужное окончание в словах ( возвращение к склонению существительных в начале урока).

Зачитывают алгоритм действий, который поможет решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

1.Смотрю окончание существительных ….или….

2.Если окончание …ставлю имя существительное в …и определяю ….

3.Подбираю ….относящее к данному склонению и ставлю …

4.Пишу такое же окончание как и в….слове

Ответы детей.

 

Оценочный лист.

 «5» - алгоритм восстановлен без ошибок

«4» - допущено 1-2 ош.

 «3» - допущено 3 ош.

«2»- допущено более 3 ошибок

И. п.

река

речка

Р. П.

реки

речки

Д. п

реке

речке

В. П.

реку

речку

Т. П.

рекой

речкой

П. п.

о реке

о речке

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

Работа по учебнику. Читают вывод с.95

Гипотеза подтвердилась!

Регулятивные:

самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Познавательные:

выделять и отмечать опасные места.

 Анализировать, сравнивать, делать выводы; представлять результаты анализа в знаково-символической форме.

Коммуникативные:

 Воспринимать и понимать письменную речь других.

Физ. Минутка.

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

1.Встретились два друга,

Поклонились, поздоровались.

Крепко обнялись, в гору поднялись

И по домам разошлись.

2.Гимнастика для глаз.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самостоя

тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

-А теперь применим своё открытие в упражнении.

Упражнение на освоение способа решения орфографической задачи

Упр. 208 Р.Т

-

Заполняют таблицу, в которой отражена последовательность операций.

Оценочный лист.

 «5» - алгоритм восстановлен без ошибок

«4» - допущено 1-2 ош.

 «3» - допущено 3 ош.

«2»- допущено более 3 ошибок

.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля

Познавательные: проводить целенаправленные наблюдения. Выполнять анализ, сравнение; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.

8. Итог урока.

Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов

Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.

-Какие задачи ставили перед собой?

- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?

Подводим итог по листам самооценки. Подводим общий итог.

-

Перед вами карточка с незаконченными предложениями.

 Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.

Я сегодня открыл(а) для себя….

Мне удалось……

Я встретил(а) затруднения ….

Думаю, что могу помочь ….

Было интересно вместе с учителем ….

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

Оценивают свою работу.

Дописывают предложения.

Возвращаются к кластеру и дорисовывают к грозди 3 слова разных склонений с ударными окончаниями

Помещают кластер в «копилочку» (методическая разработка )

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные:

читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач

Личностные: самоопределение.

9. Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

I в. Упр 206(закрепить склонения). 210 РТ.

II в. Упр210, 215 РТ. (повышенный уровень )

Проверка соответствующих записей.

Кластер

1.Имя существительное _ это ____________________,  обозначает __________________

Отвечает на вопросы ____________________________

2.  Существительные бывают_(Москва, рябина)________________ и__________________

3. Существительные бывают (человек. памятник)__________________и _______________

Т.п.

Дополни кластер если не все использовали знания!!!

Оцени себя!

Я знаю материал на отметку _________

Я не справился ___________________

Лист самооценки «Оцени свои знания».

№ п\п

Название этапа урока

Критерии оценивания

Количество баллов

1

 Приём  «Верите ли вы…»

«5» - задание выполнено верно

«4» - допущено 1-2 ош.

«3» - допущено 3-4 ош.

 «2»- допущено 5 и более ошибок

2

 Кластер

«5» - задание выполнено верно

«4» - допущено 1-2 ош.

 «3» - допущено 3-4 ош.

«2»- допущено 5 и более ошибок

3

 Склонение имён существительных

«5» - слова просклонял верно

«4» - допущено 1-2 ош.

«3» - допущено 3-5 ош.

«2»- допущено более 5 ошибок 4

4

Восстановление алгоритма

«5» - алгоритм восстановлен без ошибок

 «4» - допущено 1-2 ош.

«3» - допущено 3 ош

. «2»- допущено более 3 ошибо

5

Повторная работа с упр.208

«5» - задание выполнено без ошибок

«4» - допущена 1 ош.

 «3» - допущено 2 ош.

«2»- допущено 3 и более ошибок

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Правила помогают учителю при объяснении темы: "Правописание безударных падежных окончпний имён существительных". Таблицы работают по шелчку....

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных

Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" Дети работают в исследовательских журналах, куда записывают свои наблюдения. На основе парных и коллективных наблюдений учитель подвод...

«Повторение правила правописания безударных падежных окончаний прилагательных»

УМК: «Гармония»Предмет: русский языкКласс: 4 Тип урока: урок  комплексного применения знанийТехнология урока: информационно – компьютернаяТема: Повторение правила правописания безударных...

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Тип урока: урок предъявления новых знаний. Материал содержит технологическую карту и интерактивную презентацию...

Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Тип урока: обощение и систематизация знаний.  Урок проводится с использованием  оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных."

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:" Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"...