Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ифонькина Надежда Сергеевна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Тип урока: урок предъявления новых знаний. Материал содержит технологическую карту и интерактивную презентацию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

камыш газета конструктор копыто грудь камыш газет конструктор копыт груд а ы а а и 2скл 1скл 2скл 2скл 3скл

Слайд 3

Склонение имён существительных 1 склонение 3 склонение 2 склонение Ж.р. + М.р. -а -я 1 склонение Ж.р. 3 склонение М.р. + Ср.р. -о -е 2 склонение лиса дерево кот лошадь дядя рожь

Слайд 4

О земл. , по лун. , в театр . , на печ. , в окн , на солнц. , у иволг. , из обув. . е е и е / / / / / / / / ? ? ? ?

Слайд 5

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Слайд 6

1 склонение 2 склонение 3 склонение И.п земл я поговорка конь поле печь радость Р.п. земл поговорк кон пол печ радост Д.п. земл поговорк кон пол печ радост В.п. земл поговорк кон пол печь радость Т.п. земл поговорк кон пол печь радость П.п. о земл о поговорк о кон о пол о печ о радост е е е и и и и у ой я ю е ем / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / ю я и е ю ей е я ю я ем е и и ю и / /

Слайд 7

поставлю ударение в слове окончание ударное да нет написание соответствует произношению ставлю в начальную форму и определяю склонение подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже пишу окончание, какое и в слове-помощнике

Слайд 9

в театр на солнц у иволг из обув ( в окн е ) (на окн е ) (у земл и ) (из печ и ) ? ? ? ? 2скл е 2скл е 1скл и 3скл и / / / /

Слайд 10

е е

Слайд 11

Д омашнее задание упр.1,с.24 Правило с.17

Слайд 12

С П А С И Б О З А У Р О К !



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Ифонькина Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока: урок предъявления новых знаний

Тема урока: «Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных»

Цель урока: познакомить с правилом правописания безударных падежных окончаний имен существительных

Задачи урока:

Образовательные: 

подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;

составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.

Развивающие: 

развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; 

Воспитательные: 

прививать интерес к родному языку;

воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества. 

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы:

Основные: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2ч. Часть 2.Под научной редакцией академика А.А.Леонтьева. Изд.5-е. – М.: Баласс, 2011.

Дополнительные: компьютер, проектор, экран, презентация

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

-осознавать роль языка в жизни людей

-понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции

-уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью

 Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока

-составлять план решения учебной проблемы;

-работать по плану.

Познавательные:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);

-строить рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи -оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

-задавать вопросы

Предметные:

-различать существительные родительного, дательного и предложного падежей1,2,3 склонения;

-правильно писать безударные окончания существительных в дательном, родительном и предложных падежах.

Этапы урока

Цель

Методы и приемы работы

ФОУП

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

  1. Актуализация знаний.

1.Организационный момент

- сдача рапорта дежурным кадетом

-приветствие гостей

2. Минутка чистописания.

  3. Словарная работа

Настроить учащихся на урок

Словесный метод

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

к г к г

Сегодня мы повторим написание строчных букв. Что вы можете о них сказать?

Слайд №2

Слова: камыш, газета, конструктор, копыто, грудь.

Какое слово не является словарным?.

Запишите эти слова в родительном падеже и выделите окончание.

Назовите окончания имен существительных.

Почему у существительных разные окончания?

Определите склонение у данных имён существительных.

Слайд№3

Какие имена существительные относятся у 1 склонению?

Какие имена существительные относятся у 2 склонению?

Какие имена существительные относятся у 3 склонению?

(Слайд № 3 по щелчку)

Определите склонение у данных имен существительных

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Дежурный кадет сдает рапорт

Учащиеся приветствуют гостей кивком головы

Согласные, парные

(Разные склонения)

Имена существительные мужского и женского рода в начальной форме окончания –а, -я

Мужского  рода в начальной форме нулевое окончание и среднего рода, окончание –о, -е

Женского рода в начальной форме нулевое окончание, основа заканчивается на ь

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать других

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место

Познавательные УУД:

Уметь формулировать проблему, выдвигать гипотезы

  1. Постановка проблемы. 

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Слайд №4

Прочитайте слова, поставьте ударение, назовите окончания

Со всеми заданиями справились?

Какое возникло затруднение?

Почему возникла трудность в выборе буквы? Что вы заметили?

Что надо делать, чтобы определить, какую букву надо писать в безударной позиции в окончании имени существительного?

нет

Выбор буквы в окончаниях существительных

Ответы детей

Если ударение падает на окончание, то пишем то, что слышим, а если ударение не падает на окончание то не знаем какую букву надо писать.

Выбор буквы в окончаниях существительных.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения

Регулятивные УУД:

Кратко формулировать свои мысли

Познавательные УУД:

Уметь анализировать, сопоставлять

  1. III.Формулирование темы и цели урока, планирование деятельности.

Организовать формулирование темы учащимися

Словесный наглядный метод

Ф

Как вы думаете, над какой темой сегодня мы с вами будем работать?

Слайд №5

Чему мы с вами должны научиться? Какова цель нашего урока?

Для чего нам это нужно?

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Писать правильно окончания

Научиться писать безударные падежные написания имен существительных

Коммуникативные УУД:

аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные УУД:

Обеспечить личностный выбор

  1. Решение проблемы.

Подвести детей

к самостоятельному

выводу способа проверки орфограммы

Словесный метод, наглядный метод

Хорошо, давайте проведем исследование, выполним задания упражнения 186 на с.16

-Просклоняйте существительное 1 склонения.

- В каких падежах легче всего допустить ошибку?

Слайд№6

Просклоняйте слова-помощники..

1 склонение: луна, земля

2 склонение: конь, окно

3 склонение: печь, степь

- Почему эти слова могут стать словами-помощниками?

- Сравните ударные и безударные окончания, сделайте вывод.

Давайте проговорим, что нужно делать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных. Будьте внимательны, а поможет нам в этом формулировка в учебнике на с.17.

Слайд №7

Итак, сначала мы с вами всегда ставим ударение. Если окончание ударное – то написание соответствует произношению. Если окончание безударное, то мы:

Давайте сравним наше правило с алгоритмом на странице 123-124

Учащиеся читают задание

1 склонение:Р. п.,Д. п.,Т. п., П. п.

2 склонение: Т. п., П. п.

3 склонение: Р. п., Д. п.,П. п.

Окончание стоит под ударением.

Ставим существительное в начальную форму и определяем к какому склонению оно относится, подбираем слово помощник и ставим его в ту же форму, пишем окончание как у слова помощника

Дети читают

Коммуникативные УУД:

Сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге

Регулятивные УУД:

Уметь формулировать свои мысли

Познавательные УУД:

Отбирать информацию, анализировать, строить логическую цепь рассуждения

V  Физкультминутка

Снять усталость и напряжение

Наглядный метод

Регулятивные УУД: снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления

V. Первичное закрепление

контролировать правильность выполнения задания

Наглядный метод

И

Давайте потренируемся применять правило на упражнении из учебника.

Упражнение 187 выполняется на доске по образцу

Тренируются применять правило на упражнении из учебника

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в письменной форме

VI. Работа с правилом

Закрепить правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных

Словесный метод

Ф

Давайте закрепим наши знания. Найдите правило на с.17

Прочитайте правило

Какие слова помощники вы запомнили?

Для чего они нужны?

Как графически обозначается орфограмма?

Как мы должны действовать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных?

Ставится ударение, выделяется окончание, одной чертой подчеркиваем безударную гласную, а ударную двумя чертами

Определяем склонение, записываем слово- помощник в том же падеже, выделяем окончание, ставим ударение, подчеркиваем букву двумя чертами

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме

VII. Проверка знаний полученных на уроке

Проверить знания, полученные на уроке

Наглядный, словесный метод

Ф

Давайте вернемся к словам, написание которых вызвало у нас затруднения в начале урока и попробуем вставить пропущенные буквы. Слайд)

Запишите пословицу  

На чужой сторонушк… рад своей воронушк… .

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Что вы написали? Почему?

Как определили выбор буквы?

Коммуникативные УУД:

аргументировать свое мнение

с помощью полученных знаний

Познавательные УУД:

Определять, какая информация нужна для решения учебной задачи

IX. Итог урока

Соотнести

поставленные цели

с достигнутым результатом, фиксация нового знания

Словесный метод

Ф

В начале урока мы ставили себе цели. Кто помнит какие?

Нам это удалось?

- Что вы должны сделать, чтобы не допускать ошибок в правописании безударных падежных окончаний имён существительных?

Научиться писать безударные падежные написания имен существительных

Да

Мы должны поставить существительное в начальную форму и определить к какому склонению оно относится, подобрать слово помощник и поставить его в ту же форму, написать окончание как у слова помощника

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения

Познавательные УУД:

Анализировать, делать выводы на основе полученных знаний

X. Домашнее задание

Разъяснить обучающимся критерии успешного выполнения домашнего задания

Словесный метод

Упражнение 1, с 24

Выучить правило на с.17-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Данная презентация поможет учителю повторить правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, а также правописание падежных безударных оконча...

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»

Один из уроков в системе изучения имени существительного. Целью урока является  учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

В данной статье представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». Урок проводится  с использованием мультимедийных техноло...

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных

Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" Дети работают в исследовательских журналах, куда записывают свои наблюдения. На основе парных и коллективных наблюдений учитель подвод...

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

открытый урок по теме: "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных".

Данный урок  разработан с применением метода "Кластер" технологии развития критического мышления....