Конспект урока русского языка в 3 классе. Проектная задача "Заветный сундучок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 3 классе. Проектная задача "Заветный сундучок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_zadacha_zavetnyy_sunduchok.docx | 55.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача
«Тайна заветного сундучка»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: Состав слова
Цель:
- выявить степень осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме «Состав слова»,
- отследить степень сформированности навыков групповой работы.
Дорогие ребята!
Вам всем известны сказочные герои из сказки С.В. Михалкова «Три поросёнка». Кто помнит, как их зовут? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф). При строительстве общего дома они обнаружили клад – волшебный сундучок. А кто его хозяин не знают. Взяли они сундучок и пошли по белу свету искать хозяина. Выполнив все задания, вы сможете разгадать его тайну.
Задание 1.
А было это осенью. Вокруг стояли необычайно красивые деревья, журавли, курлыча, улетали на юг. ОстановилисьНиф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф, засмотрелись на эту красоту. Неожиданно листья заплясали в воздухе. «Летят, летят, изукрашенные грамоты, неведомо от кого неведомо кому». Большущий кленовый лист опустился к ногам Ниф-Нифа. Глянул, а на нём слова. Стал читать - не может понять! Помогите Ниф-Нифу прочитать, что было написано на листе. Но для этого вам придётся вспомнить изученные правила орфографии.
Кузька!
Куда ты прапал? Цел – невредим ли? Все дамовята: и бутеня, и дет папила, и вуколочька, и афонкасадонькой вспоминают тебя, скучяют и ждут. Когда ты вернёшься в нашу деривенку!
Кому адресовано письмо? Кто такой Кузька?
Задание 2.
На руки Нуф-Нуфу упал л..сток, на котором была нарисована деревня Кузьки. Никак не могут они вспомнить, откуда ветер принёс этот л.. сток, в какую сторону им идти. Стали перебирать «родственников» этого слова. Может, они им помогут?
А вы сами можете назвать эти родственные слова? Как вы обозначите домик, в котором живёт корень этих слов?
Задание 3.
Перебирая «родственников», наши друзья дошли до домика Бабы – Яги. Остался у неё Кузька на всю зиму. Ел да спал, спал да ел. Толстел, скучал, да и про сундучок свой забыл. Согласилась Баба – Яга отпустить Кузьку, если три поросёнка справятся с заданием. Помогите им выполнить задание.
В каких из этих пословиц упоминается не тот, кто в остальных?
… бояться – в лес не ходить.
С … жить – по волчьи выть.
За двумя… погонишься – ни одного не поймаешь.
Работа не … - в лес не убежит.
…ноги кормят.
В оставшихся пословицах употребляются однокоренные слова?
Задание 4.
Прибежали три поросёнка и Кузька к болоту. Стали пробираться через него. Но кикиморы встретились на их пути. Старшая из них закинула сундучок на сук длинной сухой коряги. Сколько ни прыгай – не достать. Хотели обратиться к двум лягушатам, но те наперебой кричали и делили слова, которые им дал учитель, горошинка, кувшинка, жемчужинка, малинка, снежинка между собой. Увидели их лягушки и попросили помочь, справиться с этой задачей.
Кузька разделил эти слова так:
Горошинка кувшинка
жемчужинка малинка
снежинка
Лешонок:
горошинка кувшинка
жемчужинка малинка
снежинка
Как вы считаете, кто правильно справился с заданием? Докажите.
Разберите по составу слова кувшинка и снежинка.
Задание 5.
Лягушата обратились к Водяному, но кикморы ни Водяному, ни лягушатам, ни Медведю с Лисой, которые хотели заступиться за Кузьку и трёх поросят, не отдали сундучок. Стали кикиморы баловаться, озорничать, кидаться грязью. Кидаются комьями, а они из твердых превращаются в твёрд (енк, еньк, инк, иньк)ие,
круглые – в кругл (енк, еньк, инк, иньк)ие,
мягкие – в мяг(онк, оньк)ие,
грязные – в грязн(енк, еньк, инк, иньк)ие.
Какими комьями кидались кикиморы?
Задание 6.
Весна вступила в свои права. Проснулись звери, прилетели птицы, ожили травы. Вернулись домой три поросёнка и Кузька. Радостью наполнился лес, речушки, озёра. Все шутили, смеялись. Дед Диодох, который очень соскучился по Кузьке, сощурив глаз, задал хитрые вопросы обитателям леса, речки, болота. Живое обсуждение прерывалось удивлёнными восклицаниями.
А как бы вы ответили на вопросы деда Диодоха?
∙ Как из маленького хвостика сделать большой?
∙ Можно ли рыбу превратить в человека?
∙ Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?
Задание 7.
Три поросёнка, посмотрев на сундучок, который всё это время излучал яркий свет, спросили у Кузьки, какую тайну скрывает этот сундучок? Кузька ответил, «Чтобы разгадать тайну, необходимо подобрать ключик к сундучку. Но для этого нужно произнести считалку. К сожалению, я её подзабыл. Вот она.
За морями, за…
За … лесами,
На пригорке …
На дверях висит замок.
Ты за…иди
И замочек…»
А вы, ребята, знаете, как звучит эта считалочка? Прочитайте её.
Задание 8.
И вот мы открываем сундучок! На дне его записка на неизвестном языке.
Зайчиха – орокс
Зайчонок – э оро
Волк – муф
Волчонок – э муф
Слониха – цабекс
Как на этом языке будут называться заяц, волчица, слон, слонёнок?
Помните, ребята, как Кузька объяснил, почему сундучок волшебный. Если положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам сочинит и расскажет сказку.
Вы были свидетелями и участниками событий, связанных с Кузькой. Но рисовать Кузька не умеет. Какими вы представляете Кузьку и его новых друзей Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа?
Нарисуйте сказочных героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...