Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Козлова Светлана Александровна
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
1.Организационный этап. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
(Слайд №1) Вступают в диалог с учителем. -Проверьте, все ли готово к уроку? 
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок каждому пошел впрок,
Активно в работу включайся, дружок. Самоопределение (Л.)
Мотивация к учебной деятельности (Л.)
2. Минутка чистописания.
 
 
 
Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 2, 3)
 
Слушают задание учителя, отвечают на поставленные вопросы. Письмо буквы «и»
 
 
9                             10                        11
з                            ?                          й
 
- Внимание на экран.
- Что вы знаете о звуке «и»? 
- Чем является «и» в предложении? (Служебное слово – союз)
- Какие соединения?  (Верхнее, среднее, нижнее) Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)
 
 
 
4. Словарная работа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Организует диалог, обращает детей к исторической справке.
(Слайд № 5, 6)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, подбирают однокоренные слова, составляют предложения, анализируют их.
 
 
- Внимание на экран.
- Составь  слова:
р е т а к а
к р а б о л ь 
к с м о с о
- Какие слова зашифрованы?
- Почему я включила эти слова в наш урок?
( День  космонавтики. Ю. А. Гагарин. 52 года.)
- К чему призывал Ю. А. Гагарин?
- Запишите словарные слова по теме «Космос»
Словарная работа.
Ракета, корабль, космос, космонавт, планета, орбита, космический.
- Родственные слова разберите по составу. 
(Морфемный разбор)
- Составить предложение и разобрать по членам и частям речи.
- Выписать словосочетания, указать связь.
 
- Какое слово лишнее? Почему?
- Как можно назвать одним словом?
(Имена существительные)
 
Поиск необходимой информации из справочников и энциклопедий (П.)
 
 
 
 
Воспитание моральных норм  поведения (Л.)
 
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину (Л.)
 
 
 
 
 
3. Формирование проблемы, планирование деятельности. В позиции консультанта, побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.
(Слайд № 4)
Ставят цель урока, составляют план.
До Земл… .         От площад… .
По памят… .        На медал… .
- Что общего в этих словах? 
- В чем различие?
 
( Одинаковые окончания, разные падежи и склонения)
 
- Над какой темой мы будем работать?
- Какая цель нашего урока?
 
- А почему Земля написано с большой буквы?
 
 
 
Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)
 
5. Актуализация знаний.
Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 7, 8, 9, 10, 11)       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд №12
Воспроизведение имеющихся знаний. 
Выбор верного утверждения. Имя существительное.
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Сейчас вам надо вспомнить все, что вы знаете об имени существительном.
Работа в группах.
Выбираем верное утверждение:
1. Как изменяются имена существительные?
1. По родам.
2. По числам и падежам.
Докажи.
 
2.На какие вопросы отвечают имена существительные в Родительном падеже?
1. Кому? Чему?         3. Кого? Чего?
2. Кого? Что?             4. О ком? О чем?
Докажи.
 
3. Какие окончания имеют имена существительные в Предложном падеже?
1.  1, 2 склонения.                               2.  1, 2 склонения.
- е                                                          - и
     3 склонение                                           3 склонение
- и                                                            - е
 
Докажи.
 
4. С какими предлогами употребляется Дательный падеж?
1. К, по.   
2. О, об, в, во, при, на.
Докажи.
 
 
Это интересно.
- Сколько падежей в русском языке?
- Посмотрите, а у меня есть еще какой-то падеж.
- Интересно, как он называется?
(Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю Долгорукий к князю Святославу. Помните на уроках окружающего мира мы говорили об этом.
 - Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении.
- Что вы нашли в Интернете о падежах?
 
 
 
Анализ объекта (П.)
 
Умение строить речевое высказывание (П.)
 
Контроль знаний и коррекция (Р.)
 
Умение структурировать знания (П.)
 
Сличение результата с заданным эталоном (Р.)
 
Умение сотрудничать со сверстниками (К.)
 
 
 
 
 
 
 
Поиск необходимой информации из справочников, энциклопедий и Интернета (П.)
 
 
6. Этап выявления места и причины затруднения. В позиции консультанта. 
(Слайд № 13) Работа с тестами. Дифференцированная работа. Самостоятельная работа.
1 группа – слабые дети.
 
В каком ряду все существительные стоят в дательном падеже?
1) О цапле, без лести, до дороги.
2) К дочери, по газете, к роще.
3) На месте, из-за потери, без печали.
4) Около кровати, при ветре, для встречи.
 
2 группа – средние дети.
 
В каком ряду все существительные имеют окончание –е ?
1) К яблон…, от отмел…, на сирен… .
2) По ел…, для кукушк…, к солом… .
3) На пригорк…, при ветр…, в тайн… .
4)О жизн…, навстречу сказк…, около рощ… .
 
3 группа – сильные дети.
 
В каком ряду все существительные стоят в винительном  падеже?
1) Началась весна. Ребята ищут грибы.
2) Облако плывет. Дедушка сеет горох.
3) Девочка готовит ужин. Пес утащил сапог.
4) Мы красим стол. Я пилю бревно.
 
Способ решения новой задачи (П.)
 
Умение выражать собственные мысли (К.)
 
 
 
 
Самопроверка, самооценка (Р)
 
Нарисуйте лесенку успеха.
На какую ступень вы себя поставите.
7. Этап построения проекта выхода из затруднения.
(Слайд № 14)                                                                                                                                                 
 
 
 
 
Памятка.
Вывод.
-Сформулируйте правило, как определить падеж имен существительных.
Памятка.
Чтобы определить падеж существительного, надо:
1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу определить падеж.
 
- Сформулируйте правило, как правильно написать безударное окончание существительного?
Памятка.
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:
1.Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Целеполагание (Р.)
 
Прогнозирование (Р.)
Самопроверка, самооценка (Р)
 
 
 
8.Физкультминутка. Чтение стихотворения.
(Слайд №15) Выполнение движений. Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9. Этап первичного закрепления с проговариванием.
Выборочный диктант.
 
Подводит к выводу.
( Слайд №16)
 
Дети применяют полученные знания.
- Какой падеж мы не закрепили?
 
- Выписать существительные в творительном падеже.
 
Чтоб от всех не отставать, 
Слыть сообразительным, 
Надо все теперь понять
В падеже Творительном.
 
Я творю карандашом,
На листе своем большом, 
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
 
Самоопределение (Л.)
 
Контроль знаний и коррекция (Р.)
 
 
 
10. Этап самостоятельной работы с самопроверкой. Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.
(Слайд №17)
 
 
 
Выполняют работу и проверяют её. Оценивают свою работу. Работа с учебником.
Указать падеж в глагольных словосочетаниях.
1. №220. 
Морфологический разбор: 
(построить) ракету.
 
2. №221.
- Сколько предложений в этом тексте? 
Морфологический разбор:
взревела.
- Найдите предложение о небе.
Голубое небо оказалось под нами.
 
 
Смыслообразование (Л.)
 
Планирование своего действия (Р.)
 
Самооценка (Л.)
Применение полученных знаний в новых условиях (П.)
Применение полученных знаний на практике. 
 
12. Рефлексия деятельности (итог урока)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.
 
 
(Слайд №18)
 
 
Объяснение значения устойчивого выражения.
 
 
 
 
 
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Что такое фразеологизм?
«На седьмом небе»
- Что обозначает это выражение?
(Побывать в космосе)
Итог урока.
- Какую часть речи мы закрепили на уроке? 
- Где вы будете применять полученные знания?
- Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!
Рефлексия. 
Подведите итог и оцените себя. Заполните листы самооценки.
Анализ индивидуальной деятельности 
на уроке русского языка по теме "Имя существительное"
 
Фамилия _____________________ Имя ____________________
Я знаю да нет не знаю
не всегда
Все
 
Я умею
 
 
 
Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение.
 
 
 
XV. Домашнее задание: 
Стр.81, №222. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Регулятивные УУД.
Выявление основного в своей деятельности.
Личностные УУД.
Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_imya_sushch_emangu.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1.Организационный этап.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

(Слайд №1)

Вступают в диалог с учителем.

 -Проверьте, все ли готово к уроку?

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок каждому пошел впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

Самоопределение (Л.)

Мотивация к учебной деятельности (Л.)

2. Минутка чистописания.

Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 2, 3)

Слушают задание учителя, отвечают на поставленные вопросы. Письмо буквы «и»

9                             10                        11

з                            ?                          й

- Внимание на экран.

- Что вы знаете о звуке «и»?

- Чем является «и» в предложении? (Служебное слово – союз)

- Какие соединения?  (Верхнее, среднее, нижнее)

Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)

4. Словарная работа.

Организует диалог, обращает детей к исторической справке.

(Слайд № 5, 6)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, подбирают однокоренные слова, составляют предложения, анализируют их.

- Внимание на экран.

- Составь  слова:

р е т а к а

к р а б о л ь

к с м о с о

- Какие слова зашифрованы?

- Почему я включила эти слова в наш урок?

( День  космонавтики. Ю. А. Гагарин. 52 года.)

- К чему призывал Ю. А. Гагарин?

- Запишите словарные слова по теме «Космос»

Словарная работа.

Ракета, корабль, космос, космонавт, планета, орбита, космический.

- Родственные слова разберите по составу.

(Морфемный разбор)

- Составить предложение и разобрать по членам и частям речи.

- Выписать словосочетания, указать связь.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Как можно назвать одним словом?

(Имена существительные)

Поиск необходимой информации из справочников и энциклопедий (П.)

Воспитание моральных норм  поведения (Л.)

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину (Л.)

3. Формирование проблемы, планирование деятельности.

В позиции консультанта, побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

(Слайд № 4)

Ставят цель урока, составляют план.

До Земл… .         От площад… .

По памят… .        На медал… .

- Что общего в этих словах?

- В чем различие?

( Одинаковые окончания, разные падежи и склонения)

- Над какой темой мы будем работать?

- Какая цель нашего урока?

- А почему Земля написано с большой буквы?

Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)

5. Актуализация знаний.

Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 7, 8, 9, 10, 11)      

Слайд №12

Воспроизведение имеющихся знаний.

Выбор верного утверждения.

 Имя существительное.

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Сейчас вам надо вспомнить все, что вы знаете об имени существительном.

Работа в группах.

Выбираем верное утверждение:

1. Как изменяются имена существительные?

1. По родам.

2. По числам и падежам.

  • Докажи.

2.На какие вопросы отвечают имена существительные в Родительном падеже?

1. Кому? Чему?         3. Кого? Чего?

2. Кого? Что?             4. О ком? О чем?

  • Докажи.

3. Какие окончания имеют имена существительные в Предложном падеже?

1.  1, 2 склонения.                               2.  1, 2 склонения.

- е                                                          - и

     3 склонение                                           3 склонение

- и                                                            - е

  • Докажи.

4. С какими предлогами употребляется Дательный падеж?

1. К, по.  

2. О, об, в, во, при, на.

  • Докажи.

Это интересно.

- Сколько падежей в русском языке?

- Посмотрите, а у меня есть еще какой-то падеж.

- Интересно, как он называется?

(Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю Долгорукий к князю Святославу. Помните на уроках окружающего мира мы говорили об этом.

 - Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении.

- Что вы нашли в Интернете о падежах?

Анализ объекта (П.)

Умение строить речевое высказывание (П.)

Контроль знаний и коррекция (Р.)

Умение структурировать знания (П.)

Сличение результата с заданным эталоном (Р.)

Умение сотрудничать со сверстниками (К.)

Поиск необходимой информации из справочников, энциклопедий и Интернета (П.)

6. Этап выявления места и причины затруднения.

 В позиции консультанта.

(Слайд № 13)

Работа с тестами. Дифференцированная работа.

Самостоятельная работа.

1 группа – слабые дети.

В каком ряду все существительные стоят в дательном падеже?

1) О цапле, без лести, до дороги.

2) К дочери, по газете, к роще.

3) На месте, из-за потери, без печали.

4) Около кровати, при ветре, для встречи.

2 группа – средние дети.

В каком ряду все существительные имеют окончание –е ?

1) К яблон…, от отмел…, на сирен… .

2) По ел…, для кукушк…, к солом… .

3) На пригорк…, при ветр…, в тайн… .

4)О жизн…, навстречу сказк…, около рощ… .

 

3 группа – сильные дети.

В каком ряду все существительные стоят в винительном  падеже?

1) Началась весна. Ребята ищут грибы.

2) Облако плывет. Дедушка сеет горох.

3) Девочка готовит ужин. Пес утащил сапог.

4) Мы красим стол. Я пилю бревно.

Способ решения новой задачи (П.)

Умение выражать собственные мысли (К.)

Самопроверка, самооценка (Р)

Нарисуйте лесенку успеха.

На какую ступень вы себя поставите.

7. Этап построения проекта выхода из затруднения.

 

(Слайд № 14)                                                                                                                                                

Памятка.

Вывод.

-Сформулируйте правило, как определить падеж имен существительных.

Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж.

- Сформулируйте правило, как правильно написать безударное окончание существительного?

Памятка.

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

1.Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Целеполагание (Р.)

Прогнозирование (Р.)

Самопроверка, самооценка (Р)

8.Физкультминутка.

Чтение стихотворения.

(Слайд №15)

Выполнение движений.

Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.)

-

9. Этап первичного закрепления с проговариванием.

Выборочный диктант.

Подводит к выводу.

( Слайд №16)

Дети применяют полученные знания.

- Какой падеж мы не закрепили?

- Выписать существительные в творительном падеже.

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо все теперь понять

В падеже Творительном.

Я творю карандашом,

На листе своем большом,

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Самоопределение (Л.)

Контроль знаний и коррекция (Р.)

10. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.

(Слайд №17)

Выполняют работу и проверяют её. Оценивают свою работу.

Работа с учебником.

Указать падеж в глагольных словосочетаниях.

1. №220.

Морфологический разбор:

(построить) ракету.

2. №221.

- Сколько предложений в этом тексте?

Морфологический разбор:

взревела.

- Найдите предложение о небе.

Голубое небо оказалось под нами.

Смыслообразование (Л.)

Планирование своего действия (Р.)

Самооценка (Л.)

Применение полученных знаний в новых условиях (П.)

Применение полученных знаний на практике.

12. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

(Слайд №18)

Объяснение значения устойчивого выражения.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Что такое фразеологизм?

«На седьмом небе»

- Что обозначает это выражение?

(Побывать в космосе)

Итог урока.

- Какую часть речи мы закрепили на уроке?

- Где вы будете применять полученные знания?

- Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!

Рефлексия.

Подведите итог и оцените себя. Заполните листы самооценки.

Анализ индивидуальной деятельности

на уроке русского языка по теме "Имя существительное"

Фамилия _____________________ Имя ____________________

Я знаю

да

нет

не знаю

не всегда

Все

 

 

 

 

 

 

Я умею

 

 

 

Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение.

XV. Домашнее задание:

Стр.81, №222.

 

Регулятивные УУД.

Выявление основного в своей деятельности.

Личностные УУД.

Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....