Конспект урока по азбуке на тему «Мир общения»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мир общения».
Задачи:
- обучать правилам первоначального общения со взрос- лыми и сверстниками;
- прививать интерес к учебной книге – «Азбуке»;
- формировать представления о понятиях мир общения, мои друзья;
- прививать уважительное отношение к окружающим лю- дям, бережное отношение к учебным предметам;
- способствовать осознанию каждого себя учеником.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
- слушать и слышать учителя;
- вступать в деловое общение с учителем и од- ноклассниками;
- размышлять вслух по предложенной тематике;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Беседа «Мир и человек» (Учитель по очереди подходит к учащимся и задаёт вопросы: где ты живёшь? Куда ты пришёл и для чего? Учителю следует быть предельно внимательным к ответам детей. Именно сейчас закла- дываются интерес к учёбе, желание быть услышанным, понятым, отношение к себе как к ученику.)
– Где находится наша школа?
– Ребята, что мы видим ночью на безоблачном небе? (Звёзды и луну.)
Вместе с Луной и звёздами во Вселенной живёт и наша плане- та Земля, с городами, морями, океанами, лесами, животными, го- рами, реками, с людьми. А рядом с нами и другие планеты. Земля получает свет и тепло от ближайшей звезды, которая называется Солнце. И система планет называется Солнечная.
Я сейчас назову адрес нашей школы: Вселенная, Млечный Путь, Солнечная система, планета Земля, Россия…
(Далее учитель называет город, улицу, номер дома, номер кабинета и класс.)
А в этом классе собрались 12 ребят. Все они очень разные, но объединяет их большое желание учиться.
– А теперь с моей помощью назовите свой полный адрес. (Отвечают один-два ученика).
– Куда вы пойдёте, когда закончатся наши уроки?
В школе у вас есть такое гнёздышко: это ваша классная комната с мальчиками и девочками. Мы постараемся, чтобы здесь нам было хорошо и уютно, весело и комфортно. Мы будем беречь мир в нашем классном доме, а вместе будем называться не просто учениками, а коллективом учеников.
2. Знакомство с учебной книгой – «Азбукой»
– Перед нами новая книга – «Азбука». Рассмотрите обложку.
- Что вы можете сказать об этой пока закрытой книге по рисункам? (Ответы детей.)
– Какую букву вы видите в левом верхнем углу? (Букву а.)
Это начальная буква названия книги – «Азбуки», а ещё она сообщает, что наша книга – это академический школьный учебник. Академический – соблюдающий установившиеся традиции в обучении детей, учебник – книга для обучения.
Солнышко освещает всю обложку «Азбуки», и, как вы убедитесь потом, оно светит на каждой странице.
– Обратите внимание на рисунки, расположенные слева, под буквой а. Какую букву образовали бублик, булка и батон? (Отвечает тот, кто знает буквы.)
– В гости пришли три речные хищницы. Кто это? Какую букву они нам показывают?
– Какую букву образовали три птичьих пера на обложке «Азбуки»?
– Кого вы заметили в левом нижнем углу обложки? (Сову.)
Сова – символ знаний и мудрости, а в школе дети ежедневно получают по капельке этой мудрости.
– Что делает сова? (Подаёт звонок.)
– Когда в школе подают звонок? (Когда пора начинать или заканчивать урок.)
– Отгадайте загадку, и вы назовёте героя, изображённого в центре обложки.
Наряд его пёстрый,
Колпак – острый.
Шутки, смех Веселят всех!
Он – весёлая игрушка,
А зовут его… (Петрушка).
Шутки и смех Петрушки нам помогут в процессе учёбы.
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
1. Продолжение знакомства с «Азбукой»
– Кого ещё вы видите на обложке? (Кошку.)
– У кого есть дома кошка?
– Как её зовут?
– Кто придумал ей кличку?
– Кому ещё дают клички?
– А что дают при рождении каждому человеку? (Имя.)
Мы знаем, что нас зовут так, а не иначе, потому что так назвали нас мама и папа, бабушка или дедушка. Но почему они выбрали для вас именно это имя? (Если кто-то из детей знает или догадывается, почему его на- звали именно так, рассказывает об этом.)
– Откройте «Азбуку» на с. 3.
С нами вместе учатся и эти дети. Давайте с ними познакомимся, это Аня и Ваня.
– Кто из вас знает, что означают эти имена?
Материал для учителя
Аня (Анна, Анюта, Анюша, Нюша, Анюра, Нюра) – еврейское имя. Означает «благодать». Мягкий человек: терпеливая, открытая, способная на самопожертвование. Анна находит удовлетворение в помощи людям. Обладает даром за внешней оболочкой разглядеть внутреннюю сущность вещей и оценить их по достоинству.
Ваня (Иван, Ванюша, Ванечка, Ивашечка) – древнееврейское имя. Означает «дар Бога». В характере Ивана непостижимым образом сочетаются сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хит- рость. Незаурядная личность. Трудолюбив и целеустремлён. Обладает аналитическим умом. Иван глубокими корнями связан с роднёй, он – хранитель семейных традиций. Люди в Иване души не чают.
Аня и Ваня обращают наше внимание на условные обозначения. Видимо, эти значки мы часто будем встречать на страницах «Азбуки». Послушайте, что они обозначают. (Учитель зачитывает, закрепляя увеличенные условные обо- значения на доске.)
2. Игра, направленная на знакомство учащихся друг с другом (Учащиеся встают в круг. Передавая мяч друг другу, называют своё имя и по желанию – любимое занятие или увлечение).
– Зачем нужно знакомиться друг с другом?
3. Работа по «Азбуке»
(Учитель обращает внимание на значок «Говорим – слушаем» (с. 4).
На уроке работает правило одного говорящего (все остальные слушают, не перебивая, размышляют вместе с говорящим (отвечающим) учеником), а также правило поднятой руки.)
– Куда пришли Аня и Ваня после школы?
– Что вы можете сказать о них? (Аня и Ваня очень любознательные ребята. Они уважают и любят своих родителей, помогают им, умеют отдыхать, играть и работать дружно.)
V. Рефлексивно-оценочный этап – Оцените свою работу на уроке.
– Кому нужна помощь учителя?
VI. Подведение итогов урока
Сегодня мы не успели прочитать всю учебную книгу, а только маленькую её часть – начало. Но узнать смогли очень много. Так будет на каждом уроке. Вы будете узнавать всё больше и больше, вам с каждым днём будет интереснее учиться.
– Перечислите, что вам сегодня запомнилось.
– Что сегодня изменилось в вашей жизни?
– Кому понравились эти перемены? Мы каждый день будем носить в школу нашу «Азбуку», а значит, к ней нужно относиться очень бережно. Сегодня, когда вы придёте домой, вместе с родителями обязательно оберните книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива
1. Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2. Тип урока: к...
конспект урока по обучению грамоте тема: проект: "Живая Азбука"
Конспект урока по обучению грамотеТема: Проект: «Живая Азбука».Цели деятельности учителя: закрепить умения создавать творческий проект, развивать творческие способности, закрепить знание алфавитаПлани...
Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»
Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление »...
Конспект урока "М.М.Зощенко «Великие путешественники». Общение и поступки детей" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать юмористический текст; формирование навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать содержание произв...
Конспект урока обучения грамоте по теме "Азбука- первая книга"
Конспект урока обучения грамоте по теме "Азбука- первая книга"...
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...