Урок русского языка во 2 классе («Школа 2100») Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Цели: 1. Учить различать приставки и предлоги на письме. 2. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание, мышление, самоконтроль; развивать умение работать в группах, по алгоритму; обогащать словарный запас учащихся. 3. Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2  классе («Школа 2100»)

Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги»

Цели: 1. Учить различать приставки и предлоги на письме.

           2. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание, мышление, самоконтроль; развивать умение работать в группах, по алгоритму;  обогащать словарный запас учащихся.

           3. Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.

Оборудование: учебник, тетрадь, сигнальные карточки, таблица «Гимнастика для глаз», плакат с алгоритмом, карточки с заданием для работы в группах, сигналы-мордашки.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД

 I. Оргмомент

Поздоровайтесь  с нашими гостями.

Учитель:

Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая, руки всем нужны, друзья.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Коммуникативные:

ориентация на организацию сотрудничества со сверстниками

II. Минутка чистописания

(Актуализация знаний)

«Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь».

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнем работу с чистописания.

Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием? (чтобы правильно и красиво писать соединения в словах)

Послушайте,  слова какой части речи повторяются в стихотворении?

«Поиграл да поплясал,

Посчитал да помечтал,

Поел, полежал, пошил, попел,

А потом порисовал да в тетрадке пописал,

А потом пошел, поспал.

Слова, какой части речи повторяются? (слова, обозначающие действия)

А приставки вы узнали в словах?

Почему по-, а не па-?

Запишем красиво на строчке соединение по.

Послушайте загадку.

«Подряд три предлога возьмем,

На  дереве часть ветки найдем». (Сук)

Запишем эти предлоги: с   у   к

Прочитайте еще раз строчку по чистописанию.

Что мы написали?

Права буду ли я, если скажу, что все это предлоги?

Докажите.

А что такое предлог? Пользуясь схемой, расскажите, что вы знаете о предлогах.

предлог

написание

     

значение

Скажите, а какую букву надо убрать, чтобы остались только приставки? (к)

Что такое приставка? Пользуясь схемой, расскажите о приставке.

приставка

написание

значение

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные:

использовать знаково-символические средства для решения задач; строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

III. Определение темы урока, постановка цели

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

(Приставки и предлоги.)

Какую цель поставим на уроке? (учиться различать приставки и предлоги, правильно их писать) А нужно ли различать приставки и предлоги? Почему?

Прочитайте предложение, сформулируйте задание.

Запишите предложение, раскрыв скобки.

(По)скакал  (по)полю  веселый воробей.

Двое ребят работают с обратной стороны доски.

Какое было задание?

Почему так написали?

Понаблюдайте, какая приставка и предлог употребляются в предложении?

Что заметили? (они одинаковые)

Вы правильно определили цель. Давайте уточним, какие приставки и предлоги мы будем различать.

Будем учиться различать одинаковые приставки и предлоги и правильно их писать. Для чего это необходимо? (чтобы письменная речь была грамотной) Какие будут средства достижения цели?

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи;

познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию;

личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Физминутка «Как живешь?»

IV. Введение в новый материал

 Обратимся к учебнику.

а) Работа по учебнику. Стр. 86

Выполним упражнение 137.

Задания выполняем пошагово (текст упражнения на доске).

  • Прочитай столбики слов.
  • Сколько слов на каждой строчке в первом столбике?
  • А во втором?
  • Что выделено шрифтом в словах первого столбика? Почему так думаете?
  • Что выделено в словах второго столбика? Как ты думаешь почему?

Сравните выделенные части слова и слова в строчке. Что можете о них сказать? (они одинаковые, а пишутся …по-разному)

Продолжаем выполнять задания.

  • Что нового ты узнал о приставках и предлогах? (бывают одинаковые, а пишутся по-разному)
  • Спишите. Подчеркните одной чертой пробел между предлогом и соседним словом, выделите приставки.

Проверка: один ученик на доске выделяет приставки, а другой подчеркивает пробел между предлогом и словом.

Проверьте, так ли у вас? Покажите сигналами, как вы справились с заданием.

Как отличить предлог от приставки? (между предлогом и словом  можно поставить вопрос или другое слово)

Докажите, что во 2 столбике предлоги.

Можно ли поставить другое слово или вопрос после приставки? (нет)

Посмотрите, на какие вопросы отвечают слова 1-го столбика? (что сделал?)

Что обозначают эти слова? (Действия)

У них есть предлоги? (нет)

Сделайте вывод: У слов-действий нет предлогов. У них есть приставки.

б) Работа над правилом.

    1) Попробуйте самостоятельно сформулировать правило: чем приставки отличаются от предлогов? (используйте схемы-помощники)

Сравним наш вывод  с правилом в учебнике.

    2) Чтение правила в учебнике. Стр. 87

Ребята читают 1 часть правила, приводят примеры, затем читают 2 часть.

Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

Как отличить приставки и предлоги?

Зачем нужно отличать приставки и предлоги? (чтобы писать без ошибок)

Прочитайте в серой  рамочке пояснение.

Вот и на рисунке вы видите петухов и кур. Они похожи, но в то же время разные. Сидят в разных клетках. Так и предлоги с приставками: похожи, но разные и пишутся по-разному.

Вернемся к записанному предложению.

Обратите внимание на приставку и предлог.

Как написана приставка?

Как написан предлог?

Для чего нужны приставки? А предлоги?

Посмотрите, мы с вами нашли еще одно отличие приставок и предлогов.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные: проводить сравнение по заданным критериям;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия

Гимнастика для глаз (упражнение «Офтальмотренажер»

Чтобы нам не уставать, надо плюс нарисовать. (3 раза)

Забот у нас немало – идем по красному овалу.   (3 раза)

Зоркость чтоб развить немножко, идем по синей мы дорожке. (3 раза)

Мы на месте не стоим – по восьмерке побежим. (3 раза)

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

V. Первичное закрепление

Расскажите, пользуясь алгоритмом, что такое предлог.

Что такое приставка?

Чем они похожи? Чем отличаются?

А сейчас я вам предлагаю поработать  по-другому алгоритму, как в математике (вывешиваю плакат с алгоритмом).

Познакомимся с последовательностью действий. Дождик смыл некоторые слова, восстановите их. (восстанавливают слова, читают пошагово).

Поработаем по алгоритму.

Определите, где приставка, где предлог.

На доске:

(из)готовить (из)резины (Запишите в тетрадь)

Понятно ли, как пользоваться алгоритмом?

Алгоритм определения предлогов и приставок

Прочитайте слово

            Нет                                                Да

Слово обозначает действие?

Можно поставить другое слово или вопрос?

      да                                                      

приставка

предлог

Пиши раздельно

                                                 

Пиши слитно

   

Обозначь  «опасное место»

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные:

использовать знаково-символические средства, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

VI. Закрепление изученного

  1. Работа в группах

Сейчас вы будете работать в группах. Капитаны подойдите, возьмите карточки с заданием.

Послушайте внимательно задание:

Пользуясь алгоритмом, определите, где приставка, где предлог.

Резинкой подотрете скобки, не забудьте обозначить «опасные места».

Работает 6 групп учащихся.

Текст задания:

Ребята (про)пели  песню  (про)школу.

(У)Кати  (у)бежал ручной ежик.

Проверим  работу. Объясните написание.

  1. Игра «Будь внимателен!»

Я произношу слова, если услышите слово с приставкой, хлопните в ладоши, если слово с предлогом – присядьте.

Слова: налетели, на мальчика, у сестрицы, унесли, от горя, заплакала, побежала, по полю, до речки, добежала.

Из какой сказки эти слова? (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Какие приставки и предлоги использованы?

Как пишутся?

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

познавательные:

использовать знаково-символические средства;

коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

VII. Итог урока

Подведем итоги урока.

Какую цель ставили на уроке?

Достигли?

Чему научились?

Какое открытие сделали? (Предлоги и приставки бывают одинаковы, а пишутся по-разному).

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке (используют сигналы-мордашки).

Оценки за урок.

Д/з: стр. 87 правило, упр. 116 Д.м.

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"

Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа  2100". Данный урок может быть  проведен с использованием мультимедийного устройства....

Урок по теме: "Развитие умения различать приставки и предлоги" (технология проблемного диалога)

Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.Цели урока.Предметные: ·        развитие умения различать сходные приставки и ...

Урок русского языка 2 класс Тема. Развитие умения различать приставки и предлоги.

Урок русского языка по программе Школа 2100 Тип урока. Открытие новых знаний...

Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями." Программа "Школа 2100"

Здесь представлены материалы конкурсного урока Краевого отборочного этапа конкурса  "Учитель года- 2015" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Ставопольского края Остр...

Открытый урок русского языка во 2 классе на тему «Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам»

Открытый урок русского языка во 2 классе на тему «Развитие умения задавать  вопросы  кто? что? к словам»,...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант"

                                Урок русского языка в 3 классе "Школа 2100"           ...