Этап урока | Содержание | Формирование УУД |
I. Оргмомент | Поздоровайтесь с нашими гостями. Учитель: Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука! Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу, вам не тая, руки всем нужны, друзья. Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
| Коммуникативные: ориентация на организацию сотрудничества со сверстниками |
II. Минутка чистописания (Актуализация знаний) | «Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь». Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнем работу с чистописания. Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием? (чтобы правильно и красиво писать соединения в словах) Послушайте, слова какой части речи повторяются в стихотворении? «Поиграл да поплясал, Посчитал да помечтал, Поел, полежал, пошил, попел, А потом порисовал да в тетрадке пописал, А потом пошел, поспал. Слова, какой части речи повторяются? (слова, обозначающие действия) А приставки вы узнали в словах? Почему по-, а не па-? Запишем красиво на строчке соединение по. Послушайте загадку. «Подряд три предлога возьмем, На дереве часть ветки найдем». (Сук) Запишем эти предлоги: с у к Прочитайте еще раз строчку по чистописанию. Что мы написали? Права буду ли я, если скажу, что все это предлоги? Докажите. А что такое предлог? Пользуясь схемой, расскажите, что вы знаете о предлогах. предлог |
Скажите, а какую букву надо убрать, чтобы остались только приставки? (к) Что такое приставка? Пользуясь схемой, расскажите о приставке.
| Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
|
III. Определение темы урока, постановка цели | Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Приставки и предлоги.) Какую цель поставим на уроке? (учиться различать приставки и предлоги, правильно их писать) А нужно ли различать приставки и предлоги? Почему? Прочитайте предложение, сформулируйте задание. Запишите предложение, раскрыв скобки. (По)скакал (по)полю веселый воробей. Двое ребят работают с обратной стороны доски. Какое было задание? Почему так написали? Понаблюдайте, какая приставка и предлог употребляются в предложении? Что заметили? (они одинаковые) Вы правильно определили цель. Давайте уточним, какие приставки и предлоги мы будем различать. Будем учиться различать одинаковые приставки и предлоги и правильно их писать. Для чего это необходимо? (чтобы письменная речь была грамотной) Какие будут средства достижения цели?
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию; личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
| Физминутка «Как живешь?»
|
|
IV. Введение в новый материал | Обратимся к учебнику. а) Работа по учебнику. Стр. 86 Выполним упражнение 137. Задания выполняем пошагово (текст упражнения на доске). - Прочитай столбики слов.
- Сколько слов на каждой строчке в первом столбике?
- А во втором?
- Что выделено шрифтом в словах первого столбика? Почему так думаете?
- Что выделено в словах второго столбика? Как ты думаешь почему?
Сравните выделенные части слова и слова в строчке. Что можете о них сказать? (они одинаковые, а пишутся …по-разному) Продолжаем выполнять задания. - Что нового ты узнал о приставках и предлогах? (бывают одинаковые, а пишутся по-разному)
- Спишите. Подчеркните одной чертой пробел между предлогом и соседним словом, выделите приставки.
Проверка: один ученик на доске выделяет приставки, а другой подчеркивает пробел между предлогом и словом. Проверьте, так ли у вас? Покажите сигналами, как вы справились с заданием. Как отличить предлог от приставки? (между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово) Докажите, что во 2 столбике предлоги. Можно ли поставить другое слово или вопрос после приставки? (нет) Посмотрите, на какие вопросы отвечают слова 1-го столбика? (что сделал?) Что обозначают эти слова? (Действия) У них есть предлоги? (нет) Сделайте вывод: У слов-действий нет предлогов. У них есть приставки. б) Работа над правилом. 1) Попробуйте самостоятельно сформулировать правило: чем приставки отличаются от предлогов? (используйте схемы-помощники) Сравним наш вывод с правилом в учебнике. 2) Чтение правила в учебнике. Стр. 87 Ребята читают 1 часть правила, приводят примеры, затем читают 2 часть. Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике? Как отличить приставки и предлоги? Зачем нужно отличать приставки и предлоги? (чтобы писать без ошибок) Прочитайте в серой рамочке пояснение. Вот и на рисунке вы видите петухов и кур. Они похожи, но в то же время разные. Сидят в разных клетках. Так и предлоги с приставками: похожи, но разные и пишутся по-разному. Вернемся к записанному предложению. Обратите внимание на приставку и предлог. Как написана приставка? Как написан предлог? Для чего нужны приставки? А предлоги? Посмотрите, мы с вами нашли еще одно отличие приставок и предлогов.
| Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные: проводить сравнение по заданным критериям; коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия |
|
Гимнастика для глаз (упражнение «Офтальмотренажер» Чтобы нам не уставать, надо плюс нарисовать. (3 раза) Забот у нас немало – идем по красному овалу. (3 раза) Зоркость чтоб развить немножко, идем по синей мы дорожке. (3 раза) Мы на месте не стоим – по восьмерке побежим. (3 раза)
| Личностные: установка на здоровый образ жизни |
V. Первичное закрепление | Расскажите, пользуясь алгоритмом, что такое предлог. Что такое приставка? Чем они похожи? Чем отличаются? А сейчас я вам предлагаю поработать по-другому алгоритму, как в математике (вывешиваю плакат с алгоритмом). Познакомимся с последовательностью действий. Дождик смыл некоторые слова, восстановите их. (восстанавливают слова, читают пошагово). Поработаем по алгоритму. Определите, где приставка, где предлог. На доске: (из)готовить (из)резины (Запишите в тетрадь) Понятно ли, как пользоваться алгоритмом? Алгоритм определения предлогов и приставок
Нет Да
Можно поставить другое слово или вопрос? |
да
| приставка | предлог |
| Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные: использовать знаково-символические средства, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
VI. Закрепление изученного | - Работа в группах
Сейчас вы будете работать в группах. Капитаны подойдите, возьмите карточки с заданием. Послушайте внимательно задание: Пользуясь алгоритмом, определите, где приставка, где предлог. Резинкой подотрете скобки, не забудьте обозначить «опасные места». Работает 6 групп учащихся. Текст задания: Ребята (про)пели песню (про)школу. (У)Кати (у)бежал ручной ежик. Проверим работу. Объясните написание. - Игра «Будь внимателен!»
Я произношу слова, если услышите слово с приставкой, хлопните в ладоши, если слово с предлогом – присядьте. Слова: налетели, на мальчика, у сестрицы, унесли, от горя, заплакала, побежала, по полю, до речки, добежала. Из какой сказки эти слова? (Русская народная сказка «Гуси-лебеди») Какие приставки и предлоги использованы? Как пишутся?
| Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; познавательные: использовать знаково-символические средства; коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
VII. Итог урока | Подведем итоги урока. Какую цель ставили на уроке? Достигли? Чему научились? Какое открытие сделали? (Предлоги и приставки бывают одинаковы, а пишутся по-разному). Рефлексия. Оцените свою работу на уроке (используют сигналы-мордашки). Оценки за урок. Д/з: стр. 87 правило, упр. 116 Д.м. | Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |