Открытый урок русского языка во 2 классе на тему «Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Щемелинина Галина Ивановна

Открытый урок русского языка во 2 классе на тему «Развитие умения задавать  вопросы  кто? что? к словам»,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе на тему «Развитие умения задавать  вопросы  кто? что? к словам», данный на методической неделе в октябре 2014 г. Щемелининой Г. И., учителем МБОУ «СОШ №1» Г. Почепа Брянской обл.

C:\Users\Admin\Desktop\Мои документы\Фото учеников\Фото урока русск. 2кл\SAM_0136.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\Мои документы\Фото учеников\Фото урока русск. 2кл\SAM_0123.JPGC:\Users\Admin\Desktop\Мои документы\Фото учеников\Фото урока русск. 2кл\SAM_0147.JPGC:\Users\Admin\Desktop\Мои документы\Фото учеников\Фото урока русск. 2кл\SAM_0124.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\Мои документы\Фото учеников\Фото урока русск. 2кл\SAM_0153.JPG

Цели урока:

            научить задавать вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы;

развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);

воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету.

                                  Ход урока

Организационный момент

Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

О какой поре говорится в отрывке стихотворения А. С. Пушкина?

– Правильно. И к нам в гости на урок пришла Осень. Она принесла нам вот этот прекрасный букет осенних листьев. У вас тоже на парте лежат листочки, но они ещё не такие красивые. Вы их нарядите, закрасив осенними красками, когда ответите на все мои вопросы. В конце урока посмотрим, какие букеты у вас получились. А чтобы они получились красивыми, для этого вам нужно быть активными и  внимательными на уроке.

Чистописание

Прогуляемся по осенней дорожке

  1. Вспомним народную мудрость.: Осень –перемен восемь.

-Как вы понимаете эти слова?

(Потренируем язычок, скажем быстро)

-Какой согласный мягкий, глухой звук повторяется в пословице?

Запишем его буквой с

  1. Какая буква в алфавитном порядке стоит перед буквой п?

Запишите её 2 раза

  1. Назовите парную согласную буквы ф и запишите её
  2. Назовите букву, которая обозначает звуки «л», «л»

А теперь эти буквы попробуйте собрать вместе. Что у вас получилось?

(слово) Запишем.

-О каких словах мы говорили на прошлом уроке?

( О словах, которые отвечают на вопросы кто? и что?)

-Что вы уже знаете об этих словах? ( Слова, которые обозначают одушевлённые предметы отвечают на вопрос кто? Слова, которые обозначают неодушевлённые предметы отвечают на вопрос что?)

Сообщение темы и цели урока

-Послушайте строчки из стихотворения А. Барто                                                                         Кто, кто в этом домике живёт?                                                                                                                          Кто, кто вместе с солнышком встаёт?

Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на ваши вопросы. Почему вы так думаете? Слова: б.рёза, л.сица, за.ц, р.бина, с.бака

Запишем только слова , которые отвечают на вопрос кто?, поставим ударение и подчеркнём опасные места. ( Лисица, заяц, собака) – Какое слово лишнее? Почему?

 -Оказывается,  очень важно правильно уметь задавать вопросы к словам. Этому сегодня мы и будем учиться на уроке.                                                                                                Читают тему урока: Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

Упражнение в постановке вопросов кто? что? к словам

  1. А слова как осенние листочки “разлетелись” по классу.

Физкультминутка:                                                                                                                                        Лист на веточке сидел.                                                                                                                                             Во все стороны глядел:                                                                                                                                        Так глядел и так глядел,                                                                                                                             Потом взял и полетел.                                                                                                                                    Вправо, влево,                                                                                                                                            Вверх и вниз,                                                                                                                                                       И на кустике повис.

На доске запись:     Кто?      Что?

Соберите слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и распределите по столбикам. (Кукла, ложка, рыба, упала, свечка, яркий, вода, ваза, звонкий, сильный, топает, слон, волк, конфета, ворона, девочка) 

Почему слова упала, яркий, звонкий, сильный, топает лишние?

  • Выпишите слова, состоящие из одного слога и трёх слогов. (слон, волк, конфета, ворона, девочка)

Вывод: О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы кто? что? к словам?

  1. Это очень важно знать, когда вы ведёте диалог. Что такое диалог? Для этого выполним упр. 56

Прочитаем задание

Выполняют задание в парах устно. Читают диалоги и вставляют слова кто или что. Составим диалог о предмете, который лежит у вас на парте. Объясните, почему вы выбрали именно эти вопросы?                                                                                                                                                       1 вариант списывает 1 диалог, 2 вариант 4 диалог. Подготовим ручки к письму:

  1. Я катаю орех,                                                                                                                                               Чтобы стал круглее всех.

 Выполним разбор в рамочке. Разбор по составу: брат, братик. Звукобуквенный разбор слова работа.

  1. Осенью люди много трудятся на огородах. Какую же  работу выполняют люди на огороде осенью?

Прочитаем предложения.

                                 Уборка урожая.

   Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах начали убирать овощи. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом сняли яблоки-матрёшки. Убрали репу, морковку... Одна капуста осталась. Она холода не боится.

-Как вы думаете, какое предложение здесь лишнее? Почему?

Найдите в тексте предложение со словом овощи. О каких овощах говорится в этом тексте?

Какие сравнения использует автор, чтобы мы ярче представили себе овощи, описанные в этом тексте?

Составьте свои предложения по схеме.

что?, что? и что? – это овощи. Напишем предложение и подчеркнем опасные места.

  1. Игра « Волшебные превращения»

Осенью происходят волшебные превращения.  И мы с вами поиграем в игру, которая так и называется «Волшебное превращение».

Прочитаем слова. Какой вопрос зададите к данным словам?

Слова: Коса, мак, капля, сон.

Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

Коза, рак, цапля, сом.  – Как назовём их одним словом? (животные) Запишем их в тетрадях.

Вывод: О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы к словам?

Итог урока

Наша осенняя прогулка подошла к концу. Я бы хотела узнать, как вы усвоили материал. Для этого  мы разгадаем кроссворд

Разгадать кроссворд (работа в группах)

  • Какое слово получилось?
  • Какие слова обозначают предмет?
  • О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы кто? что? Вы ответили на все мои вопросы и справились со всеми заданиями. Закрашиваем листочки.
  • Покажите свои осенние букеты. Они горят разными осенними красками. Значит, вы работали дружно, у вас было хорошее рабочее настроение.

http://festival.1september.ru/articles/210979/img1.gif

  1. Семьдесят одёжек и все без застёжек.
  2. Сам алый, сахарный
    Кафтан зелёный, бархатный.
  3. Пришла без красок и без кисти
    И перекрасила все листья.
  4. Шёл, шёл, да и в землю ушёл.
    Меня зовут, дожидаются
    А приду – от меня укрываются.
  5. Сидит девица в темнице, а коса – на улице.
  6. Домовитая хозяйка
    Пролетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком,
    Он поделится медком.
  7. Падают с ветки
    Золотые монетки

Какое слово получилось?

Какие слова обозначают предмет?

О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы кто? что? Вы ответили на все мои вопросы и справились со всеми заданиями. Закрашиваем листочки.

Покажите свои осенние букеты. Они горят разными осенними красками. Значит, вы работали дружно, у вас было хорошее рабочее настроение.

Рефлексия

Продолжим мои предложения:

Я научился …

Было трудно …

Было интересно …

Хочу сказать спасибо …

Оценки учителя

Домашнее задание.  Стр. 22. Упр. 41 ( дид. м.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"

Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС по теме "Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу".

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС по теме "Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу"....