Урок русского языка в 3 классе по теме «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных. Знакомство с антонимами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок закрепления изученного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных. Знакомство с антонимами»
Цели:
- обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
- формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
- развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
связь имен прилагательных с именами существительными; - познакомить с антонимами;
- расширять словарный запас детей;
- развивать связную речь;
- развивать внимание и логическое мышление;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе;
Ход урока
- Организационный момент.
- Минутка чистописания
Запишем число и классная работа в тетрадь.
А сейчас красиво, каллиграфически правильно запишите сочетания в тетрадь.
ая яя ое ее ой ый ий
- А что вы можете сказать о данных сочетаниях? (это окончания прилагательных)
На какие группы можно разделить эти окончания? Покажите это графически в тетради.
- Сегодня мы повторим, как правильно писать окончания прилагательных, но общей темой нашего урока будет прекрасное время года – весна.
- Послушайте стихотворение Федора Тютчева. Как точно и образно он описывает раннюю весну.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
- Можно ли сказать, что стихотворение Тютчева напоминает нашу погоду, нашу весну? Почему?
- Подберите прилагательные, описывающие весну. (ранняя, красивая, дружная, теплая, холодная, поздняя, прекрасная)
- Запишите 2 прилагательных на выбор. Выделите окончания Какие могут быть у этих слов окончания? (Так как прилагательные женского рода, окончания могут быть –ая или –яя).
3. Повторение пройденного материала
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- Что такое прилагательное?
- Что обозначает прилагательное?
- На какие вопросы отвечает? Примеры.
- С какой частью речи связано?
- Что образует с существительным?
- Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.
- Как проверить правописание безударных гласных в окончании прилагательных? (дети рассказывают правило)
- Отработка умения писать безударные окончания прилагательных
а) Выработка алгоритма
- Чтобы научится правильно писать безударные гласные в окончаниях прилагательных, мы должны составить алгоритм действий. (на доску по ходу обсуждения вывешиваются карточки)
1. Определяем ударное или безударное окончание.
2. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.
4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.
б) Практическая работа по определению окончаний
Под диктовку нужно записать словосочетания, найти в них прилагательные, правильно выбрать окончание, выделить знакомые орфограммы.
В тепл.. пору, в син.. небе, под ярк.. солнцем, в больш.. лужах, ранн.. весной, звонк.. ручейки, весел.. капель, о весенн.. ветерке, маленьк… листочками.
- Знакомство с антонимами.
- Найдите среди записанных слов прилагательные, противоположные по смыслу. (большой – маленький). Выпишите их.
Такие слова называются антонимами. (карточка)
Чтение определения на стр. 90 в учебнике.
Антонимы – это всегда слова одной и той же части речи (например, жара – холод – сущ.. жаркий – холодный – прил.)
Устная работа по нахождению антонимов к словам.
- Я кидаю вам мяч и называю прилагательное, а вы, возвращая мяч мне, называете антоним к этому слову.
Ранний – поздний, белый – черный, злой – добрый, низкий – высокий, твердый – мягкий, голодный – сытый, дорогой – дешевый, маленький – большой, скучный – интересный, детский – взрослый, длинный – короткий.
- Словарная работа
Записать слова из учебника на стр. 90, подчеркнут орфограммы, поставить ударение. Какие из них будут являться антонимами? Составить устно словосочетания с этими словами.
7. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.
В марте ярко светит весеннее солнце. Природа пробуждается от зимнего сна. На снегу появляются первые проталины.
В 1 предложении выделить грамматическую основу.
- Работа по развитию речи.
Списать текст, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме.
Приближение весны.
----------- тени лежат на сугробах. Вот с вершины -------------дерева упала и рассыпалась
-------- шапка. Потоки ----------- света заливают ----------- поляны. Высоко в небе застыли --------- облака.
- Дополнительное задание.
Стр. 90 № 331
- Домашнее задание
Выучить определение на стр. 90, стр. 100 упр. 5
- Итог урока
- Что сегодня нового для себя узнали?
- Что показалось трудным?
- Что было интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.
Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....
Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.
Презентация к уроку русского языка 3 класс по УМК "Школа 2100"Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами....
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"
Самоанализ урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...
урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс
сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...
Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд...
Урок русского языка, 3 класс, по теме "Правописание слов с безударными гласными
Технологическая карта урока русского языка....