Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Что такое суффикс?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Зарбиева Фарида Салимовна

Технологическая карта к уроку русского языка, 3 класс, "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_suffiks.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Деятельностный метод

Тема урока

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Цель урока

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

Планируемый результат

Предметные умения

Состав слова (морфемика)

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.

Морфология

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков

Синтаксис

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения;
  • опознавать простое и сложное предложения

 

 Личностные УУД:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

   Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

  Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

 Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point;

Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

2

Мотивация к учебной деятельности

Предлагает прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл.

Знания делают человека сильным.

Читают предложение, определяют, что это пословица, объясняют её смысл.

3

Актуализация знаний и пробное учебное действие

А) Минутка чистописания. 

Предлагает определить букву, которую будут писать на минутке чистописания.

- В слове «знания» она обозначает согласный, звонкий, парный, твёрдый звук. 

Показывает образец письма на доске.

Предлагает записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его.

Б) Предлагает подумать, о чем можно рассказать, глядя на схему.

В) Предлагает прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж  – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

(С.Я. Маршак)

Предлагает объяснить, что ещё объединяет эти слова.

Предлагает выделить корень,  окончание и суффикс в словах.

Учащиеся определяют, что это буква «з».

Работают в тетрадях.

Один ученик комментирует.

Учащиеся объясняют схему.

Называют однокоренные слова и выписывают их.

Учащиеся обобщают по грамматическим признакам.

Учащиеся выделяют корень и окончание, суффикс выделить не могут.

4

Выявление места и причины затруднения

Выявляют причину затруднения.

- Я пока не могу выделить суффикс, потому что…

5

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать цель урока.

Узнать…

Научиться…

Формулируют цель урока.

6

Реализация построенного проекта

А) Предлагает поработать в группах, ответить на вопросы и создать эталон.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где стоит суффикс?
  3. Для чего он служит?

Допишите правило.

Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

Б) Предлагает прочитать правило в учебнике (с.89) и определить, что увидели нового.

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы, создают эталон.

1 ученик работает с ЭОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a709e48-c5d2-44fc-8c6a-42ff0caa3704/%5BNS-RUS_3-14%5D_%5BQS_156%5D.html

Учащиеся сравнивают свой эталон с ЭОР.

Читают правило самостоятельно и определяют, что суффикс выделяется особым знаком.

7

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Предлагает вернуться к заданию, которое вызвало затруднение.

Предлагает определить, все ли цели урока достигнуты.

Предлагает поработать в группах и составить алгоритм нахождения суффикса в слове.

Составьте алгоритм.

  1.  Подобрать _________________ слова.
  2.  Найти ________, ___________.
  3.  Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

Учащиеся выделяют в словах суффикс.

Определяют, что одна из целей научиться находить в слове суффикс.

Учащиеся работают в группах, составляют алгоритм.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение 167.

Предлагает прочитать стихотворение выразительно, списать третье предложение, в именах существительных выделить суффикс.

Выполняют задание самостоятельно и проверяют по эталону.

9

Включение в систему знаний и повторение

 Предлагает ответить на «Хитрые вопросы»:

- Как большой дом превратить в маленький?

- Можно ли рыбу превратить в человека?

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?

В) Предлагает выполнить тест.

Тест по теме «Что такое суффикс?»

        Выбери верный ответ.

  1. А) Суффикс – часть предложения.

     Б) Суффикс – часть слова.

        В) Суффикс – слово.

2.  А) Суффикс стоит перед корнем.

        Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.

3.  А) Суффикс служит для образования новых слов.

        Б) Суффикс служит для красоты.

        В) Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. Укажи слово с суффиксом –к-.

        А) мак                    

        Б) лапка

     В) язык

     Г) картина        

5*. Разгадай шараду.

        Корень мой находится в цене.

        В очерке найди приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

        Вся же в дневнике я и в журнале.

Ответы записывают в тетрадь, выделяют в словах суффикс.

Выполняют тест, проверяют по «ключу».

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предлагает продолжить фразу.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Рефлексируют свою деятельность на уроке.

11

Информация о домашнем задании

Предлагает выбрать любое задание.

  1. С. 90 упр.166
  2. «О чём может рассказать суффикс?» Сочинить сказку о суффиксе и его роли.

Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое суффикс?

           А) Суффикс – часть предложения.

     Б) Суффикс – часть слова.

     В) Суффикс – слово.

  1. Где стоит суффикс?

     А) Суффикс стоит перед корнем.

        Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.

  1. Для чего он служит?

      А) Суффикс служит для образования новых слов.

        Б) Суффикс служит для красоты.

      В) Суффикс служит для связи слов в предложении

4. Укажи слово с суффиксом –к-.

        А) мак                    

        Б) лапка

            В) язык

            Г) картина        

5*. Разгадай шараду.

        Корень мой находится в цене.

        В очерке найди приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

        Вся же в дневнике я и в журнале.

Допишите правило.

Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

Уровень 1.

Вставьте пропущенные буквы.  Рядом с каждым словом напишите проверочные слова. Выделите корень

I вар.

Д...ловой-              , к...рмить-               , лоша...ка-                , ц...ркач-                  , б...ковой -                  , зага..ка-                , сл...нёнок-           , лё..чик-               .

II вар.

 Вставьте пропущенные буквы.  Рядом с каждым словом напишите проверочные слова. Выделите корень

Шёрс...ка-               , сла...кий-                 , тетра...ка-                    , блю...це-                 , б...бовый-                  , зв..ринец-                  , скр...петь-                д...ждевик-                    .

Уровень 2

I вар.

Запишите однокоренные слова и выделите корень.

П...левой-                      , д...р...вянный-                                                      

                  , сне...-                       , зол...то-                      

II вар.

Запишите однокоренные слова и выделите корень.

Кр...кун-                , голу...ь-                         , к...рму...ка-                         , м...стить-                       .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.

Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....