Методическая разработка: Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Изменение имен существительных по падежам».
методическая разработка по русскому языку по теме

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Методическая разработка предназначена для учащихся с ОВЗ 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_russkiy_1.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

Технологическая карта урока по  русскому языку в 4 классе на тему:

«Изменение имен существительных по падежам».

Цель: 

  • Формирование представления о склонении имен существительных, умения определять падеж.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «склонение», с падежной системой русского языка, названием падежей
  • Учить задавать падежные вопросы, определять падеж.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Познакомиться с понятием «склонение», с падежной системой русского языка, названием падежей, учиться
    задавать падежные вопросы, различать именительный падеж и косвенные.
  • Решать лингвистические задачи.
  • Восстанавливать связи слов в предложении, уметь видеть орфограмму в окончаниях существительных.
  • Находить словосочетания с заданным словом.
  • Учиться определять падеж.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию русского языка.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию  изучаемых объектов;

- под руководством учителя  осуществлять  действие подведения под понятие;

- пользоваться информацией, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Технические средства обучения:

  • Проектор
  • Презентация
  • Компьютер
  • Экран.

Ход урока:

Этап урока

Цели этапа

Планируемые результаты

(Формируемые УУД)

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

Организационный

Создание условий для восприятия учебного материала.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И задания выполнять

И по традиции друзья

Начнем урок

            С  минутки чистописания 

Настраиваются на урок

Мотивационный

Создать условия для мотивировки  активной, осознанной деятельности учащихся

Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

(выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения и др.)

Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию.

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- осуществлять  действие подведения под понятие;

Коммуникативные УУД:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

 1. Минута чистописания

- Прочитайте.

оценка, оценку, об оценке,

про оценку, оценкой, по оценке

 Что можете сказать об этих словах?

- Какое слово будет являться начальной формой?

Назовите граматические признаки.

В течение урока вы будете проверять правильность выполнения вами заданий и вносить оценку в ваш лист самооценивания. Придвиньте его и ознакомьтесь с критериями.

- Будем писать три буквы. Первая – это суффикс (к), вторая – гласный в приставке, третья – непарный звонкий.

- Установите закономерность.    кон,  коон, кооон, …

Оцените себя в листе самооценивания.

2. Прочитайте слова. Слайд 3

Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.

-  Как называются такие слова?

 Назовите способ образования слов?

- Какое слово может быть лишним?

Читают хором

(Это формы одного слова)

(оценка)

Нарицательное, неодушевленное, ж.р., ед.ч.

Оценивают.

 (однокоренные)

суффиксальный

(кошачий – прилагательное, котята – множественное число)

Формулирование темы и цели урока.

(поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др)

Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока на основе выделения проблемы урока и алгоритма ее решения.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные УУД:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

3. Прочитайте про себя стихотворение. 

Предложите задание.

(Чем формы различаются?)

Найдите в тексте главные слова от которых зависят вставленные, пометьте их Х.

Проверьте по учебнику. Стр.49 И оцените.

Когда вы подбирали форму слова что делали?

Значит, имена существительные изменяются …… по вопросам.

А изменение по вопросам это есть изменение по падежам.

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА.

Изменение имен существительных по падежам.

Сформулируйте цель урока

Узнать, как  …

СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА

Вспомнить ….

Узнать почему ….

Выяснить каким термином …..

Учиться определять….

Мы составили план урока.

Вставить формы одного слова, подходящие по смыслу.

Выделите окончания.

Оценивают.

Задавали вопрос от главного.

по вопросам.

Изменение имен существительных по падежам.

Узнать, как изменяются имена существительных по падежам

Вспомнить основные вопросы и вспомогательные слова.

Узнать почему они расставлены в таком порядке.

Выяснить каким термином называется   изменение слов по падежам

Учиться определять падеж.

Открытие нового знания

(Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.)

Физминутка

Создание условия для открытия детьми основных положений  нового учебного материала по теме урока.

Создание условий для сохранения здоровья учеников

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию русского языка.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя  осуществлять  действие подведения под понятие;

- пользоваться информацией, приведенной в учебной литературе

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами;

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Реализуем первую задачу урока

Парная работа

Соотнесите вспомогательное слово с  вопросами.

Одна пара у доски.

Проверьте и оцените. Стр.50!

Вы не задумывались почему вопросы стоят в таком порядке? И почему их два?

Если я назову одушевленные имена существительные приседают девочки, неодушевленные приседают мальчики.

Стол, ворона, окно, кукла, акула, цветок, пальма, кальмар, горшок, груша, обезьяна, муха.

Прочитайте информацию на стр. 50!

Почему вопросы расставлены в таком порядке?

Сколько падежей в русском языке?

Чтобы запомнить порядок падежей заучите предложение.

Иван рубил дрова, Варвара топила печь.

Внесите в таблицу буквенное название падежей. Как они обозначаются?

Реализуем третью задачу урока.

Каким термином называется изменение существительных по падежам? Прочитайте информацию на стр. 49-50

Работают в паре

Проверяют и оценивают.

Один для одушевленных, а другой для неодушевленных.

Каждый вопрос соответствует падежу.

6

Заучивают

Заглавными буквами.

Читают информацию стр. 49-50

Склонение.

Первичное закрепление

Создание условий для применения на практике новых знаний.

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию русского языка. Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- проводить классификацию  изучаемых объектов;

- осуществлять  действие подведения под понятие;

- пользоваться таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе

Коммуникативные УУД:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

Исследование 1. Что такое падеж?

Как переводится с латинского слово «падеж»? стр. 49

 Русском языке есть обобщающее родовое понятие. Например, существительное часть речи, орфограмма, член предложения.

Что же такое падеж?

Посмотрите нахзац.

(Составить кластер)

Какие грамматические признаки вы знаете?

Куда мне падеж отнести? В  постоянные или не постоянные признаки?

Для этого нужно решить след задачу урока.

Казус, падение

Грамматический признак.

Одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, род, число.

Углубление знаний по новому материалу.

Создание условий для расширения границ познания за рамки заявленной темы.

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию русского языка.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Четвертая задача нашего урока это учиться определять падеж. Но вот проблема мы не умеем определять падеж.

Давайте попробуем составить алгоритм - последовательность действий, которые нам помогут определить падеж. Расставьте шаги в нужном порядке.

Как будем выполнять? В парах.

  1. По вопросу определяю падеж.
  2. Задаю падежный вопрос
  3. Нахожу главное слово, от которого зависит имя существительное

Оцените.

Групповая работа

Прочитайте и предложите задание.

Раскрыть скобки записать слово в нужной форме и определить падеж.

Маше сварила кашу (сестра) ________.  

Я спрятался от (сестра)_______.

Девочка играла с (сестра) ______.

Борис увидел (сестра)__________.

Мама говорила о (сестра) _______.

Брат приехал к (сестра)_________ .

Каждая группа вывешивает на доску свою работу, потом сравниваются варианты, исправляются ошибки.

Оцените.

Падеж это постоянный или не постоянный признак?

В парах.

  1. Нахожу главное слово, от которого зависит имя существительное
  2. Задаю падежный вопрос
  3. По вопросу определяю падеж.

Выполняют задание в группе

Оценивают

групповую работу.

Непостоянный

Закрепление  изученного материала

Создание условий для применения имеющихся знаний, умений

Регулятивные УУД:

- формировать умение оценивать результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в письменной речи;

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

 Самостоятельная  работа

- Просклоняйте слово МОЛОКО и Коза  .

Проверьте и оцените по Слайду 8

Упражнение №359

Почему при склонении слов молоко и коза у вас не возникло проблем с написанием окончания?

Какая орфограмма появилась при раскрытии скобок?

Работают самостоятельно.

Проверяют и оценивают.

Оно ударное.

Безударное окончание.

Систематизация и  самооценка  полученных знаний

Создание условий для   формирования

адекватной  самооценки.

Регулятивные УУД:

- формировать умение оценивать результат своих действий;

Выведите  оценку за урок.

Кто себе поставил 5? 4? 3?

Оценивание

Итог урока

Создание условий для  упорядочивания и обобщения полученной информации

Регулятивные УУД:

- формировать умение оценивать результат своих действий;

Коммуникативные УУД:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей; 

Подведем итог

В ходе исследований, что мы выяснили?

Сколько падежей?

Как их запомнить?

Достигли цели урока?

Как называется это в русском языке?

Что падеж – это непостоянный грамматический признак.

6

Да.

Склонение 

Рефлексия результатов деятельности;

(способов деятельности;

эмоционального состояния и настроения.)

Создание условий для  самоанализа своей деятельности

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность 

Придвиньте лист самооценивания.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы у нас в следующий раз было меньше ошибок при выполнении заданий?

Высказывания детей.

Домашняя работа

Правило стр. 49-50 упражнение №363


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока русского языка для 2 класса  по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Изменение имен существительных по падежам"....

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС

Методическая разработка -   урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...

Методическая разработка "Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Равенство. Неравенство»

Технологическая карта урока математики в 1 классепо теме «Равенство. Неравенство»...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме: "Изменение имен прилагательных по родам"

Технологическая карта  урока математики в 3 классе по теме: "Изменение имен прилагательных по родам"...