Технологическая карта урока русского языка 1 класс «Буква Й и И»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Формировать отличительные признаки букв И, Й и правила их написания, научить отличать согласный звук [й] и гласный звук [и]; учить навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, воспитывать уважение к трудовым навыкам и доброе отношение к природе и животным. |
Урок изучения нового материала или комбинированный урок |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять слова с буквами И и Й; продолжать формировать знания о гласных и согласных звуках; развивать фонематический слух и внимание; получат возможность: накапливать опыт в переносе слов с буквой Й. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные – оценивает свои достижения на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 1 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | «Буква Й и И» |
Цель урока | Формировать отличительные признаки букв И, Й и правила их написания, научить отличать согласный звук [й] и гласный звук [и]; учить навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, воспитывать уважение к трудовым навыкам и доброе отношение к природе и животным. |
Тип урока | Урок изучения нового материала или комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять слова с буквами И и Й; продолжать формировать знания о гласных и согласных звуках; развивать фонематический слух и внимание; получат возможность: накапливать опыт в переносе слов с буквой Й. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные – оценивает свои достижения на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Оборудование |
|
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративная; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент: | На этом уроке присутствуют гости. Повернёмся к ним и поприветствуем своими улыбками. А теперь на места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. | Проявляют свою готовность к уроку. |
Актуализация знаний: | А ещё к нам на урок Из леса прискакал зверёк. Он пушистый, длинноухий, Хвост его - комочек пуха. Кто же это, угадай-ка. Ну, конечно, это…(зайка). (Слайд) Он, узнав, какую тему Будет класс наш изучать Заявил, что он не прочь В этом деле нам помочь. Предложенье принимаем? Ну, тогда мы продолжаем! Запишем число, классная работа. | Отгадывают загадку. Записывают число, классная работа |
Определение темы урока. | Зайка добрался к нам по игровому полю с картинками. Их 5. На каждом квадрате следы зверька. Что же под ними спрятано? Произнесём названия предметов. В названиях этих пяти предметов есть одинаковый звук (шайба, линейка, гайка, скамейка, чайник). Догадайтесь, что это за звук! Конечно, это звук Й. Какой буквой мы обозначаем звук [Й']? Является ли эта тема совершенно новой для нас? Мы впервые будем изучать звук [й`] и букву «и краткое» или какой-то материал нам уже знаком? А что мы уже знаем про этот звук? (согласный, мягкий, непарный, звонкий) А на какой звук он похож? Правильно, на звук И! А что мы знаем об этом звуке? (гласный, ударный или безударный, может смягчать согласные). Повторим написание букв и,й. -Из каких элементов они состоят? (Прямая наклонная с закруглением внизу вправо) (ий, Ий, Зайка). - Сегодня мы уточним и расширим сведения по этой теме. Напоминаю, что Зайка хочет нам помочь. Ведь однажды с ним из-за незнания произошла неприятная история. Слушайте, какая. Построил Зайка себе новый красивый дом. ( Слайд) Как полагается, на дом повесил вывеску со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой. Почему, давайте вместе разберёмся. -Какой звук мы произносим в середине слова Зайка? -А Зайка на своей вывеске какую букву написал? Читаем слово. (Заика) Зайка –зверёк, наш гость. Заика - тот, кто страдает заиканием. Теперь Зайка никогда не путает буквы И и Й. (слайд) Эти буковки подружки, Только путать их не нужно. Буква «И» - три палочки, А над «Й» есть галочка. Давайте запишем наши буквы. Но для начала, вспомним правила посадки при письме. Отвечаем бодро! Ошибка на вывеске была исправлена. На том празднике присутствовала Мудрая Сова. Она Зайке всё объяснила, а гостей пристыдила. Вот что она сказала: Над чужой бедой не смейся, а помогай. - Согласны ли вы с Совой? - Чему учит эта пословица? Давайте запишем это предложение. Подчеркните в словах букву «Й». -Теперь уточним сведения не о буквах, а о звуках. Прочтите вопрос, напечатанный в учебнике с. 78 синим цветом? Для начала вспомним, на какие две группы делятся все звуки? К какой группе отнесём звук [И]? (слайд) А к какой группе отнесём звук [Й']? (слайд) На экране кроссенс-таблица из пяти клеточек. В середину мы сегодня поставим букву «Й» и звук [Й'], так как у этого звука есть особенности, которые нужно знать грамотному человеку. Вы хотите быть грамотными? Если будем работать быстро и слаженно, до конца урока заполним все клеточки. | Называют вслух слова. Дети отвечают, называют звук [й`] Определяют тему урока. Называют букву «и краткое» Говорят, что знаком со страниц «Азбуки». Слушают. Отвечают на вопросы. Объясняют, что вместо буквы Й написана буква И. Различают слова Зайка и заика по значению Ий Йи Зайка Прописывают образцы в тетради. Соблюдают правила посадки при письме. Объясняют смысл пословицы. Записывают с комментированием предложение (объясняют орфограммы), подчёркивают букву Й. |
Целеполагание | - Над чем будем работать сегодня на уроке? - Сравним свои предположения с учебником (с.78) -Прочитайте тему урока. (Буквы Й и И) - Уточните познавательную задачу (Чем отличаются звуки и и й) -Молодцы, отгадали. - заполнение второго квадрата «Характеристика звуков» | |
Физминутка | Дидактическая игра «Светофор». Дети поднимают зеленый светофор, если услышали слово со звуком Й; если звука Й нет, то поднимают красный светофор. Словарный материал: май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник. Молодцы! | |
Работа по теме урока | - Верхний левый квадрат заполнен. Эта наша учебная задача. Ещё раз её уточним. - Чтобы заполнить соседний квадрат, нужно вспомнить, что по написанию буквы бывают большими (заглавными) и маленькими (строчными). Вы же вспомните, в каком случае буква «Й» становится заглавной? Давайте попробуем составить предложение, в котором будет использована и заглавная буква й и строчная (Например, Йогурт – это полезный кисломолочный продукт). - заполнение третьего квадрата «Употребление заглавных букв» Работа по учебнику (с.78 №2) (Рой-рои, попугай – попугаи) -Одинаково ли количество слогов в словах каждой пары? Объясните свой ответ. (Нет: рой-1слог-1гласный, рои-2слога-2гласных). -Разделим их на слоги. (1человек у доски работает) -Может ли й составлять слог? (Нет, он согласный) -А звук и может составлять слог? (Да, он гласный). (Сколько в слове гласных, столько и слогов). - заполняем четвертый квадрат «Образование слогов» | - Буква Й становится заглавной в том случае, если она стоит в начале предложения. - Буква Й становится заглавной в том случае, если с неё начинается имя собственное. Выполнение упражнения |
Физминутка | Игра «Слоги рассыпались» + Физкультминутка Ученик читает стихотворение и выполняет под него движения: Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, В хороводе так кружились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять. Помоги гостей собрать. Работа в группе: На партах слова, разбитые на слоги. Задание: собрать слова. Змей, воробей - Прочитайте. Какие гости были на дне рождения у слона. зме, во, й, бей, ро (Воробей, змей) -Запишем эти слова в один столбик. -Что их объединяет? (Буква Й, предмет один) -Во второй столбик запишем эти же слова, но во множественном числе. (Воробьи, змеи) -Давайте посмотрим, а что произошло с количеством слогов, когда мы изменили слово? (Оно увеличилось, т.к. добавился гласный звук) | |
Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику ( с.79 №3) Игра «Собери слова». Упр. 5. Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в каждом слове.
Мойка, зайка, лайка, сойка, тройка, лейка, копейка, майка, гайка, стройка Запишите слова. Разделите их для переноса. Сделайте вывод. Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов. Спиши любые два слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса. Найдите многозначное слово. Объясните его значения. (Тройка) - заполняем пятый квадрат «Тайны переноса слов с буквой | Читают чай-ка змей-ка трой-ка мой-ка стой-ка двой-ка |
Итоги урока. Рефлексия | ||
Итог урока. Рефлексия. | Подошёл к концу урок. У вас на партах лежат рисунки с буквами И и Й. Между ними смайлик. Если нарисуете ему «дужку» как у буквы Й, то получится улыбка, значит вам урок понравился. Если вам урок не понравился, переверните «дужку» и смайлик будет грустным. Подпишите, сдайте листы. - Кто чувствует, что он вырос в своих знаниях? - Мы положили сегодня в кроссенс-таблицу пять сведений о букве Й, И. - Я хвалю сегодня…(учитель называет лучших учеников). Всем спасибо за работу. У зайчика в сумке есть для нас подарки - задания. (Учитель достаёт из сумки листочки -раскраски с зайчиками). Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Письмо прописной буквы З"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе, учитель Елена Борисовна Шумик, МКОУ «Хорошковская СОШ» Павлоградского муниципального района Омской области Тема «Письмо заглавной букв...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с проверяемыми буквами согласных на конце слова. Знакомство с орфограммами»
Урок отражает применение технологии проблемно-диалогического обучения, ИКТ-технологий....
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами". Дата публикации: 14.12.2015г.
Педагогическая цель. Создать условия для закрепления умения писать изученные заглавные и строчные буквы; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического с...
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока русского языка "Заглавная буква в географических названиях". 2 класс
В.П. Канакина УМК «Школа России».2 класс Урок ОНЗ в технологии системно-деятельностного метода обучения....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...