Предмет: | Русский яык |
Класс: | 1 |
УМК: | Школа России |
Учитель: | Козлова Оксана Николаевна |
Тема | Заглавная буква в словах |
Вид урока: | урок открытия новых знаний. |
Цель: | познакомить учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, сформировать умения отличать имена собственные от имён нарицательных. |
Задачи:
| - образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
- развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
- воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
|
Ресурсы: |
|
Основные: | учебник «Русский язык» 1 кл. ( авт. Климанова) по УМК «Школа России» |
Дополнительные: | карточки для индивидуальной , групповой работы, работы в парах, проектор, экран, компьютер, презентация урока |
Методы обучения | Словесный (объяснение), наглядный (иллюстрации), практический (задания), самостоятельная работа, проблемно-поисковый. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся: | фронтальная, работа в парах, работа в группах, |
Формируемые УУД: | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Регулятивные: - овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять; Познавательные: - учащиеся научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться составлять ответы на вопросы; - работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами; Коммуникативные: - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
|
Этап урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат Формирование УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности
| Настраивает на урок.
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс мой хоть куда. Так начнём урок, друзья!
-Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, 20 марта
|
Внутренне готовятся к работе на уроке. ( мобилизуются) | Личностные: -самоопределение
Коммуникативные: -планирование сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: -анализ объектов с целью выявления признаков
|
2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
| Организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
| -Ребята, когда я шла к вам на урок, подул легкий весенний ветерок и буквы ,которые я несла для вас ,перемешались. Помогите мне распределить их на 2 строчках.По какому принципу мы разделим эти буквы? Д,Т,В,Т,б,д,в,т Минутка чистописания В тетради на одной строке запишем заглавные буквы, на другой - строчные |
Высказывают предположения
Выполняют задание под руководством учителя
| Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: -умение ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного с помощью учителя
Предметные: -умение находить заглавные буквы и строчные |
3.Этап выявления места и причины затруднения. |
Цели: - организовать формулирование темы урока и постановку целей урока учащимися
| Словарный кроссворд
|
|
|
| м | о | л | о | к | о |
|
|
| с | о | р | о | к | а |
|
|
| л | и | с | и | ц | а |
|
|
|
|
|
| к | л | а | с | с |
| к | о | р | о | в | а |
|
|
|
|
|
|
| з | а | я | ц |
|
|
|
-Ребята, я буду вам показывать картинки с изображением словарных слов, а вы отгадайте их и впишите в кроссворд.
-Какое новое слово вы прочитали в выделенных клетках? -Я запишу его на доске. -Почему я написала с заглавной буквы? -Давайте составим ассоциативный куст. ( на доске)
-Почему слово «река» я написала со строчной буквы? Почему? -Ребята, а в каких еще случаях мы пишем заглавную букву? (Первое слово в предложении, новый вид работы, в стихотворении каждая строчка с заглавной буквы) Как вы думаете, какая тема нашего урока? Назовите цель урока? (слайд 3)
-Ребята, а вы хотите узнать как появились заглавные буквы? (рассказываю сказку) (слайд 4, 5)
В одном сказочном лесу жили буквы русского алфавита. Они всегда были дружны, веселы. В солнечную погоду они играли, резвились на полянке. А в дождь они ходили друг к другу в гости. Все были равны. Но приключилась однажды беда!
Буква «А» вдруг решила, что она в их сказочном лесу главная! - Я, - говорит буква «А» – первая буква алфавита, поэтому я должна быть среди вас за главного! - Ну, уж нет, - поспорила с ней буква «Я», - я последняя буква алфавита, поэтому я тоже могу быть главной и должна быть выше и больше всех вас! Тогда в спор вступила буква «О»: - А вот я среди вас самая круглая, давайте я буду самой главной! Тут все остальные буквы принялись расхваливать себя, чтобы быть главными среди своих подруг. Ох, что же там творилось! Так бы буквы и рассорились, если бы не появилась вдруг добрая волшебница Грамматика! Тогда все буквы обратились к ней за помощью. - Рассуди нас, пожалуйста, - говорит «А», - иначе все мы тут поссоримся. - Слышала, слышала, - говорит Грамматика, – о чем ваш спор. Я помогу вам, друзья мои. Вы все сможете стать главными, а точнее заглавными. Только вы должны знать, что быть большой буквой непросто! Вам необходимо будет запомнить несколько правил.И она взмахнула своей волшебной палочкой и все буквы стали заглавными. Но трех букв не оказалось на этой поляне ,и они навсегда остались строчными. -Ребята,назовите эти буквы.(ь,ъ,ы) (слайд 6)
-Ребята, почему одни и те же слова написаны по-разному? -А мы можем это утверждать? -Вам фея грамматики сказала,что заглавной буквой быть совсем непросто. Надо соблюдать определенные правила. |
Выявляют затруднение
Под руководством учителя определяют тему урока, ставят перед собой цели.
| Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: -умение ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного с помощью учителя
|
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | Откройте учебник на стр.122,упр1 .
-Прочитай слова, написанные с заглавной буквы. Что они обозначают? -Попробуй вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы? (имена собственные)
-Давайте составим кластер. (работа индивидуальная)
| Читают Доказывают свою точку зрения. Делают вывод.
- | Познавательные: -умение добывать новые знания, используя свой опыт и знания информацию, полученную на уроке; -умение обобщать, делать вывод Регулятивные: -умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение вести диалог, сотрудничать. Личностные: -смыслообразование; |
5.Реализация построенного проекта. | На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | - Возвращаемся снова к данному слайду. ( слайд 7)
-Почему слова написаны по- разному? (Это имена собственные) -А почему звучат одинаково? (имеют разное значение)
|
Принимают активное участие в диалоге, в ходе которого выводят, что имена собственные пишутся с заглавной буквы ; что, слова ,которые звучат одинаково, но пишутся по – разному, могут иметь разное значение.
| Познавательные: -умение добывать новые знания, используя свой опыт и знания информацию, полученную на уроке; -умение обобщать, делать вывод Регулятивные: -умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение вести диалог, сотрудничать.
|
Динамическая пауза | Снять физическое и эмоциональное напряжение с детей.
| Хомка, хомка, хомячок, Полосатеньккий бочок! Хомка рано встает: Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку! Раз, два, три, четыре, пять! Хомка сильным хочет стать! Физкультминутка выбирается учителем по усмотрению, с учетом степени утомляемости учащихся. | Выполняют движения физкультминутки за движениями учителя. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
| -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней речи.
| На доске слайд (слайд 8)
Имена бывают полными и неполными. Давайте к сокращенному имени подберем полное. Имя дается человеку с рождения, отчество по имени отца и у каждого есть своя фамилия. Предлагаю написать свою фамилию, имя, отчество
|
Умение объяснять написание слов с заглавной буквы
| Познавательные: -умение добывать новые знания, используя свой опыт и знания информацию, полученную на уроке; -умение обобщать, делать вывод Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение вести диалог, сотрудничать.
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
| - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| - Ребята, давайте установим соответствия и запишем правильно слова. (работа в парах) (К)кошка (С)сейм (Щ)щенок (З)зорька (Р)река (Д)дружок (К)корова (К)курск (Г)город (М)мурка Проверим по образцу.( слайд 9)
| Обсуждают варианты выполнения задания. Устанавливают соответствие самостоятельно. Выполняют проверку по эталону, исправляют ошибки.
| Регулятивные: -умение проговаривать последовательность выполнения действий на уроке; -умение выполнять работу по предложенному плану и контролировать ход выполнения; -умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: -умение структурировать знания
|
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
| - обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
| -В следующем задании необходимо найти ошибки и исправить их. (работа в группах) В москве жил петя Иванов.У него был пес мухтар и кот дымок. Мама наталья николаевна подарила сыну книгу про емелю. (слайд 10)
| Наблюдают, анализируют и делают вывод | Регулятивные: -умение планировать свои действия и выполнять задание в соответствии с поставленной задачей; -контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение слушать и понимать речь других, -умение сотрудничать в поиске вариантов выполнения задания.
|
9.Рефлексия деятельности | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | -Ребята, продолжите фразу…( слайд 11)
_Ту информацию, которую вы получили сегодня на уроке, вы положите в свой рюкзак или выбросите в урну? Почему? -Спасибо за урок! ( слайд 12) |
Вывод: - -Какие слова пишутся с заглавной буквы? . | Познавательные: -умение выделять, осознавать то, что уже усвоено и то, что еще нужно узнать и усвоить. Регулятивные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия. Коммуникативные: -умение формулировать высказывание. Личностные: -оценка результатов работы и самооценка. Смыслообразование
|