Этап урока
/учебная ситуация | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
|
|
|
| Действия педагога | Действия обучающегося |
1. Самоопределение к деятельности
| Формальная готовность к уроку.
Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка. | Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.
Управляю ситуацией самооценки.
-Ребята, сейчас урок русского языка. Вам необходима тетрадь по письму, конверт с элементами букв, дневник, пенал. Проверьте и оцените свою готовность. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-эмоциональный настрой на урок.
Высказываются о своей готовности
- Я готов к уроку, потому что приготовил тетрадь по письму, пенал, конверт с элементами букв, на моей парте порядок, я готов работать, внимательно слушать учителя и одноклассников. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Воспроизведенные знания и способы действия.
Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний
Определение границ знания и незнания | Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.
- Откройте тетрадь по закладке. Чему научились на прошлом уроке?
Переклейте закладку на следующую страницу.
-Рассмотрите страницу, определите, какой будет урок.
Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.
-Ребята, прочитайте слово. Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать это слово? (открываю запись на доске Зина)
Почему? |
Находят страницу по закладке, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы.
-Мы научились писать строчную букву з.
-Выполняют задание, рассматривают страницу.
Пробуют определить тип урока.
-Сейчас будет урок открытия нового знания.
Читают слово. Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать заглавную букву З)
|
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения | -Какая тема нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением)
- Я согласна, Тема урока «Письмо заглавной буквы З».
Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку с заглавной буквой З)
Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.
- В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться?
-Я согласна с вами, необходимо научиться красиво и правильно писать заглавную букву З.
Фиксирую учебную задачу (указываю на таблице с темой урока образец написания письменной заглавной буквы З)
- Будет ли полезным новое знание (умение)?
-В чём ценность (польза) нового знания и умения?
Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока.
-Рассмотрите страницу 27, составьте план действий.
Предлагаю обсудить формы работы
-Какие задания можно выполнить в парах, а какие – всем вместе?
Предлагаю обсудить критерии.
-Что мы будем оценивать в течение урока?
-Что значит «аккуратно?»
-Поднимите руку, кто настроен только на успех.
-Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи!
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики | Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками.
-Тема урока «Заглавная буква З»
Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
-Я не уверен, что могу красиво и правильно написать имя Зина, потому что правильно писать заглавную букву З я еще не учился.
С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу.
-Наша цель: научиться красиво и правильно писать заглавную букву З.
-Если научимся писать заглавную букву З, то сможем писать разные имена, начало предложения.
-Сможем написать имя Зина.
Сможем писать разные имена и фамилии с заглавной буквой З.
Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт
-Мы выполним задание «Раскраскина»
Выберем нужные элементы
Напишем букву под счёт в рамке, а после будем писать в рабочей строке букву, слоги, слова и предложения.
Поработаем в парах.
Подумаем и выполним задание «Вопрос Вопросыча».
-Давайте в парах будем выбирать элементы и конструировать букву.
-Все вместе напишем букву под счет.
-Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания.
-Это значит «Ах, как красиво!», Ах, как хорошо!
-Реагируют на призыв учителя. |
4. Решение учебной задачи | Сформулированные особенности заглавной буквы З, способ (алгоритм) написания буквы | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы З | Организую ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий
-Какое первое действие?
Найдите и рассмотрите задание «Раскраскина». Для чего нам нужно выполнить это задание?
-О чём обязательно нужно помнить?
-Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания.
Организую ситуацию текущей самооценки
-Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что допустил ошибки?
Организую ситуацию анализа буквы.
-Рассмотрите письменную заглавную букву З.Сравните с печатной буквой.
-Из скольких элементов она состоит?
-Как называются эти элементы?
В парах выберите нужные элементы и сконструируйте заглавную букву З. Используйте «ключ» для проверки.
Организую ситуацию текущей оценки.
-Расскажите, как удалось поработать в парах. Как договаривались, что делали?
Динамическая пауза.
Самоконтроль посадки.
-Найдите и рассмотрите букву в рамке. В каком направлении нужно писать заглавную букву З? Составим алгоритм написания буквы З.
-Прочитаем, как пишется буква под счёт.
Просмотр письма под счёт на слайде
Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме.
Организую ситуацию текущей оценки.
-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.
-Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма. | Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.
Находят нужное задание. Высказываются о его пользе
-Задание «Раскраскина» помогает укрепить и разработать руку, чтобы буквы получились лучше.
-Необходимо проверить посадку, положение тетради.
Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки).
-Подают сигналы.
Рассматривают, анализируют букву. Сравнивают печатную и письменную.
-Буква З состоит из двух правых полуовалов.
Выполняют задание в парах. Выбирают элементы и конструируют букву.
Проговаривают ход выполнения задания.
-Мы работали дружно, я нашел верхний элемент, а ….-нижний элемент. По «ключу» проверили работу.
Находят и рассматривают букву.
Определяют алгоритм написания буквы.
-Начинаем писать верхний полуовал, потом напишем нижний полуовал.
-Нужно писать букву сверху вниз.
Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-два-и З
Смотрят показ и считают.
Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.
-Выполняют самооценку. Подают сигнал.
Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм
–и-раз-и-два-и |
5.
Первичное закрепление
(Применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму написания буквы З | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. | Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы.
Предлагаю следовать далее по плану.
-Какое действие нашего плана нужно выполнить сейчас?
-Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт.
Организую ситуацию оценки и взаимооценки.
-Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным цветом самую удачную букву.
-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву.
-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали?(выслушиваю 2-3 пары)
-Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.
Гимнастика для снятия усталости глаз. (физминутка СЛЕДИ за снежинкой) |
Проговаривают следующее действие.
-Нужно написать букву З под счёт в рабочей строке.
Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая.
Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.
В парах осуществляют взаимопроверку.
Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.
-Подают сигналы. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять алгоритм написания буквы З в слогах | Формирование и развитие ЦО к умению применять алгоритм разучивания скороговорок | Организую ситуацию отработки применения алгоритма написания буквы.
Предлагаю написать букву З в слогах, используя верхнее и нижнее соединения.
- Прочитайте и напишите слоги с заглавной буквой З, обратите внимание на соединения.
Организую ситуацию текущей самооценки.
Предлагаю вернуться к имени Зина.
-Сможете ли вы теперь написать это имя уверенно правильно, красиво?
| Выполняют задание, читают и пишут слоги. Осуществляют самоконтроль.
Осуществляют самооценку действий.
Осмысливают, строят понятные высказывания. Реагируют на слова одноклассников.
-Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать имя Зина, потому что научился писать заглавную букву З. |
8. Оценка | Умение определять уровень овладения алгоритмом разучивания скороговорки | Формирование и развитие ЦО к самооценке умения быстро и правильно рассказывать скороговорки | Предлагаю выполнить контрольное задание, оценить результаты, способы их достижения.
-Напишите имя Зина, разделите слово на слоги, поставьте ударение. Помните, ЧТО вы будете оценивать.
Прошу повторить формулировку задания.
Организую итоговую самооценку усвоения и применения детьми алгоритма написания буквы в соответствии с критериями.
-Что будем оценивать?
-Оцените свою работу по цветовой шкале.
Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – зелёный. Было трудно, с ошибками справился – жёлтый.
Не справился, не доволен собой – красный.
-Объясните свой выбор оценки.
-Кто оценил себя зеленым цветом? Почему?(заслушиваю 1-2 ребят) Кто оценил себя также? Кто иначе?
Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор. | Выполняют предложенное контрольное задание.
Пишут имя Зина, делят на слоги, ставят ударение. Осуществляют самоконтроль.
Повторяют задание.
Называют критерии оценки.
В тетради, а после в дневнике оценивают результаты, способы их достижения (закрашивают клетку самооценки по критериям)
Комментируют самооценку.
Поднимают руки.
В дневнике отмечают оценку учителя (закрашивают клетку оценки нужным цветом).
|
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.
Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?
-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?
-Каким образом вы научились писать заглавную букву З?
-Пригодилось ли новое умение?
Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?
- Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, более самостоятельнее!
На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вы будете писать диктант, в котором встретится буква З. Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен. | Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.
-Тема урока «Заглавная буква З»
-Мы научились писать заглавную букву З правильно и красиво.
-Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах.
-Мы работали и в парах, и самостоятельно, и все вместе.
-Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен!
|