Урок русского языка. 2 класс. Что такое антонимы?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный конспект и презентация посвещены теме "Антонимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.antonimy.docx | 53.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа
Учитель: Морозова С.В.
Тема: Что такое антонимы?
Задачи урока:
Предметные: познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», тренироваться в подборе антонимов к словам;
Метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи урока; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; анализировать и делать выводы;
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку
(1 слайд)
Всем, всем - добрый день!
Прочь отбросим нашу лень.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Проверка Д.З.
- О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?
(О словах-синонимах.)
- Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
( Слова близкие по значению, например: папа-отец.)
-Что значит определить лексическое значение слова?
(Сказать, что обозначает это слово)
-Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов.
-А, где ещё можно узнать о словах – синонимах?
(Есть словари синонимов).
II. Актуализация знаний
(2 слайд)
Девиз нашего урока:
Не страшны нам любые испытания,
Вперёд, друзья, откроем новые знания!
(3 слайд)
1.Словарная работа
Отгадайте загадки, запишите отгадки, выделите орфограммы.
А) Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
Б) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
В) Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Берёза)
Г) Круглые, зеленые на дереве растут,
Лишь бочок краснеет – тут же их сорвут.
Сладкие и спелые соберут в корзинку,
Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки)
Д) Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
(Дорога, лопата, берёза, яблоко, ветер)
Работа в паре: взаимопроверка (Слайд 4)
Анализ работы:
- Встаньте, кто все слова написал верно.
Молодцы!
- Встаньте, кто допустил 1-2 ошибки.
Хорошо!
- А кто еще ошибается, слова надо выучить.
- Составить предложение с любым словом.
Записать предложение, выделить грамматическую основу.
(На поляне росла берёза. Ветер по морю гуляет.)
Составление СИНКВЕЙНА
2.Орфографическая минутка
Послушайте стихотворение О.Емельянова (Слайд 5)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье.
Ей сказали : « До свидания!»
- Найдите словарные слова в этом стихотворении. (Прощай, до свидания)
- А как можно назвать эти слова? (Синонимы)
- Что такое синонимы?
III. Самоопределение к деятельности
- А как вы думаете, можно ли к словам «прощай» и «до свидания» подобрать слова не с близким, а с противоположным значением? (Привет, здравствуйте)
Молодцы!
- Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
- Прочитайте тему урока в учебнике с. 54 (Что такое антонимы?)
- Главный вопрос урока? (Что такое антонимы?)
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
(Узнать, что такое антонимы. Научиться находить антонимы)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Кто уже может ответить на вопрос урока: что такое антонимы?
- Давайте проверим: что сообщает нам учебник с.54?
- Что такое антонимы? Работа в паре: расскажите друг другу шепотом
( 6 слайд)
Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» - против (противоположный) и «онима» - имя.
2. Назовите слова-антонимы по рисункам (Слайд 7-11)
- Записать слова – антонимы в тетрадь
Чистый – грязный
Весёлый – грустный
Маленький – большой
Чёрный-белый
Старый-молодой
- Что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу)
3. Работа по учебнику
С. 54 упр.71
- Прочитайте текст.
- Почему загрустил Муравей?
- Что сравнил Муравей по величине? (Себя и море)
- Найдите слова – антонимы.
4. Словарь антонимов
Ребята, у нас в учебнике есть словарь антонимов (с.142).
Работа в паре: за 1 минуту назвать слова – антонимы
V. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа (по карточкам)
Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»
взаимопроверка
Худой (человек) - ________________, (толстый)
Худой (карман) - _________________, (целый)
Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
Близкий (человек) - _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) - _________________, (низкий)
Высокий (человек) - _______________. (невысокий)
(12 слайд) -Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы?
На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы?
ФИЗМИНУТКА ( 13-15 слайд)
VI. Итог. Домашнее задание
Отгадайте загадку (Слайд 16)
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной.
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то пошепчет,
То вдруг прогудит.
- Найдите антонимы.
( 17 слайд)
-Зачем нужны антонимы?
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы всё надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь («близко»).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты («нашёл»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)!
12. Рефлексия. (Слайд 18)
- С каким новым понятием познакомились на уроке? (Антонимы)
-Какие слова называют антонимами? (Слова противоположные по смыслу)
- Возьмите у себя на парте рисунки смайликов.
- Какой первый смайлик по выражению лица? а второй?
-Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке.
Сюрприз. Отгадайте, что лежит в коробке. Подсказка – антоним к слову горькие ( горькие -…. сладкие)
Д/з:
Правило с.54,печатная тетр.с.22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"
Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....
Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...