Урок русского языка. 2 класс. Что такое антонимы?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный конспект и презентация посвещены теме "Антонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.antonimy.docx53.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа

Учитель: Морозова С.В.

 Тема: Что такое антонимы?

Задачи урока:

Предметные: познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», тренироваться в подборе антонимов к словам;

Метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи урока; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; анализировать и делать выводы;

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Тип урока: открытие нового знания

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку

(1 слайд)

Всем, всем - добрый день!

Прочь отбросим нашу лень.

 Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

  Проверка Д.З.

 - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?

(О словах-синонимах.)

- Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

( Слова близкие по значению, например: папа-отец.)

то значит определить лексическое значение слова?

(Сказать, что обозначает это слово)

-Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов.

 -А, где ещё можно узнать о словах – синонимах?

    (Есть словари синонимов).

II. Актуализация знаний

(2 слайд)

Девиз нашего урока:

Не страшны нам любые испытания,

Вперёд, друзья, откроем новые знания!

(3 слайд)

1.Словарная работа

Отгадайте загадки, запишите отгадки, выделите орфограммы.

А) Шагаешь – впереди лежит,

      Оглянешься – домой бежит.  (Дорога)

Б) Рядом с дворником шагаю,

     Разгребаю снег кругом

     И ребятам помогаю

     Делать гору, строить дом.   (Лопата)

 В) Не заботясь о погоде,

     В сарафане белом ходит,

     А в один из теплых дней

     Май сережки дарит ей.  (Берёза)

  Г) Круглые, зеленые на дереве растут,

     Лишь бочок краснеет – тут же их сорвут.

     Сладкие и спелые соберут в корзинку,

     Все на вид красивые, прямо как с картинки.  (Яблоки)

Д) Летит без крыльев и поет,

     Прохожих задирает.

     Одним проходу не дает,

     Других он подгоняет.  (Ветер)

 (Дорога, лопата, берёза, яблоко, ветер)

Работа в паре: взаимопроверка (Слайд  4)

Анализ работы:

- Встаньте, кто все слова написал верно.

  Молодцы!

- Встаньте, кто допустил 1-2 ошибки.

  Хорошо!

- А кто еще ошибается, слова надо выучить.

- Составить предложение с любым словом.

  Записать предложение, выделить грамматическую основу.

(На поляне росла берёза. Ветер по морю гуляет.)

Составление СИНКВЕЙНА

2.Орфографическая минутка

 Послушайте стихотворение О.Емельянова (Слайд 5)

 К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье.

Ей сказали : « До свидания!»

- Найдите словарные слова в этом стихотворении. (Прощай, до свидания)

- А как можно назвать эти слова?  (Синонимы)

- Что такое синонимы?

III. Самоопределение к деятельности

- А как вы думаете, можно ли к словам «прощай» и «до свидания» подобрать слова не с близким, а с противоположным значением?  (Привет, здравствуйте)

Молодцы!

- Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

- Прочитайте тему урока в учебнике с. 54 (Что такое антонимы?)

- Главный вопрос урока?  (Что такое антонимы?)

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

 (Узнать, что такое антонимы. Научиться находить антонимы)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

- Кто уже может ответить на вопрос урока: что такое антонимы?

- Давайте проверим: что сообщает нам учебник с.54?

- Что такое антонимы? Работа в паре: расскажите друг другу шепотом

( 6 слайд)

Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» - против (противоположный) и «онима» - имя.

2. Назовите слова-антонимы по рисункам (Слайд 7-11)

- Записать слова – антонимы в тетрадь

Чистый – грязный

Весёлый – грустный

Маленький – большой

Чёрный-белый

Старый-молодой

- Что такое антонимы?  (Слова противоположные по смыслу)

3. Работа по учебнику

С. 54 упр.71

- Прочитайте текст.

- Почему загрустил Муравей?

- Что сравнил Муравей по величине?  (Себя и море)

- Найдите слова – антонимы.

4. Словарь антонимов

Ребята, у нас в учебнике есть словарь антонимов (с.142).

Работа в паре: за 1 минуту назвать слова – антонимы

V. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа (по карточкам)

Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»

взаимопроверка

    Худой (человек) - ________________, (толстый)

    Худой (карман) - _________________, (целый)

    Близкий (путь) - _________________, (далёкий)

    Близкий (человек) - _______________, (чужой)

    Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)

    Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)

    Высокий (голос) - _________________, (низкий)

    Высокий (человек) - _______________. (невысокий)

(12 слайд) -Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы?

На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы?

ФИЗМИНУТКА ( 13-15 слайд)

VI.  Итог. Домашнее задание

Отгадайте загадку (Слайд 16)

Бывает он и в холод,

Бывает он и в зной.

Бывает он и добрый,

Бывает он и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то пошепчет,

То вдруг прогудит.

- Найдите антонимы.

  ( 17 слайд)

-Зачем нужны антонимы?

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы всё надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты («нашёл»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)!

12. Рефлексия. (Слайд 18)

- С каким новым понятием познакомились на уроке?  (Антонимы)

-Какие слова называют антонимами?  (Слова противоположные по смыслу)

Возьмите у себя на парте рисунки смайликов.

- Какой первый смайлик по выражению лица? а второй?

-Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке.

Сюрприз.  Отгадайте, что лежит в коробке. Подсказка – антоним к слову горькие ( горькие -…. сладкие)

Д/з:

Правило с.54,печатная тетр.с.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...