Конспект метапредметного урока по русскому языку 4 класс по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

В конспекте урока показано, как на примере фразеологизмов в русском и английском языке можно отработать связь слов в словосочетании. Дети в исследовательской работе подбирают к английским фразеологизмам синонимы из русского языка. Такая работа активизирует учащихся, делает урок живым, формирует устойчивый интерес к изучению родного и второго языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  4 класс по теме: «Словосочетание» №110

Задачи урока

Образовательные:

- Учить  наблюдать за связью слов в предложении, сравнивать словосочетания со словами, связанными сочинительной связью, и фразеологизмами в русском и английском языках.

- Создать условия для вовлечения детей в исследовательскую и поисковую деятельность по составлению алгоритма определения связи слов в словосочетаниях и фразеологизмах.

- Продолжать работу по развитию умения подбирать фразеологизмы и синонимы в устной и письменной речи.

Воспитательные

- Продолжить работу по формированию умения работать в паре, действий самоконтроля.

- Воспитывать интерес к изучению родного языка и английского языка.

Развивающие

- Развивать умения сравнивать, сопоставлять и обобщать, делать выводы.

- Развивать мышление, речь.

Основные понятия урока: словосочетание, слова связаны по смыслу подчинительной связью, фразеологизм – устойчивое, неделимое сочетание слов.

Содержание урока: Деятельность учителя. Деятельность учащихся.

Ресурсы: Учебник русского языка (часть вторая) авторы Иванов С.В. Кузнецова М.И., рабочая тетрадь, дополнительный листок А4 с текстами.

Ход урока:

I Организационный момент.

У: Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок русского языка.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим  свои улыбки.

 Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и смекалка.

II Обсуждение темы и цели урока с детьми.

У: Какую тему начали изучать на прошлом уроке?

Д: Словосочетание.

У: Сегодня мы продолжим изучать эту темы более подробно, на примерах письменной речи, в рассказах будем учиться:

* выделять словосочетание в предложении

* учиться отличать С. от других частей предложения

У: Посмотрите на доску, прочитайте и докажите, что данные сочетания слов являются словосочетанием.

Д: читают на доске и доказывают, ставя вопрос от главного слова, останавливаются на последнем, учитель обращает внимание детей и задает вопрос.

белым конвертом

Лида мчится

Машет конвертом

Счастливая Лида

мчится и машет

на всех парусах

У: Как называется это выражение?

Д: Это фразеологизм.

III Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

У: Совершенно верно. На  прошлых уроках в 3 классе мы знакомились с Ф., кто может сказать определение?

Д: Устойчивое сочетание слов

У: Скажите, для чего Ф. используются в речи?

Д: Чтобы сделать речь образной, точной, красивой.

У: Сегодня на уроке нам нужно ответить на вопрос: является ли фразеологизм словосочетанием?

У: А сейчас составьте из приведенных словосочетаний предложение.

Д: Счастливая Лида мчится на всех парусах. – дети записывают в тетради и на доске.

Далее предложение разбирается по членам предложения

У: Дети, скажите, что означает выражение на всех парусах?

Д: Это значит - девочка торопилась.

У: Каким словом можно заменить?

Д: Быстро, стремительно.

IV Введение нового материала:

У: Верно, вы заменили высказывание из трех слов одним. Понаблюдаем, получиться ли другие фразеологизмы заменить одним словом, поменять слова или заменить хотя бы одно слово во Ф., чтобы значение его не изменилось.

Далее класс работает над дополнительным листком,

отвечая на вопросы учителя, рассуждая, дети приходят к выводу: В отличие от словосочетания

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое нельзя изменить, заменить другим словом, например: капля в море, но не в океане; кот наплакал, но не кошка.

У: откройте учебники на с 110 и прочитайте рассуждение, с кем вы согласны?

Д: Согласны с Галей, Ф. - не является словосочетанием, поскольку нет главного или зависимого слова, нельзя заменить другими словами.

У: Фразеологизмы в отличие от словосочетания не создаются в момент говорения, а существуют в языке давно, как устоявшиеся языковые выражения. В них отразились национальный колорит народа, культурные исторические особенности, которые могут быть непереводимы на другие языки.

У: Дети, как вы думаете, используются ли фразеологизмы в других языках?

Д: Дети готовили сообщение дома, зачитывают свои исследования. 

Работа по плану:

  1. Фразеологизм читается на английском языке.
  2. Дети стараются перевести дословно и догадаться, что означает выражение.
  3.  Ребенок, который нашел фразеологизм, переводит его точно.
  4. Дети подбирают к данному фразеологизму синоним на русском языке.

Примеры фразеологизмов в английском языке:

  1. A piece of cake – дословный перевод «кусок пирога», значение фразеологизма: какое-то очень простое дело – как кусок пирога съесть.

Синоним в русском языке – Как пить дать.

  1. To promise the moon – дословный перевод «обещать луну», значение фразеологизма: обещать невозможное.

Синоним в русском языке –

  1. Have a frog in the throat – дословный перевод «иметь лягушку в горле», значение фразеологизма: невозможность говорить из-за сильного волнения.

Синоним в русском языке – Язык проглотил.

  1. Turn over a new leaf – дословный перевод «перевернуть лист», значение фразеологизма: начать всё с начала.

Синоним в русском языке – начать с белого листа.

  1. When hell freezes – дословный перевод «когда ад замерзнет», значение фразеологизма: никогда.

Синоним в русском языке – Когда рак на горе свистнет.

V. Закрепление.

1.

Упр. 3 стр. 111

Класс выполняет упражнение самостоятельно, двое детей у доски выписывают: один ученик словосочетания, графически доказывая; а другой ученик – фразеологизмы, заменяя их одним словом. Затем проверка с доски, разбор ошибок.

2.

Упр. 4 стр. 112 (работа в парах)

1 ряд: выписать словосочетания и фразеологизм.

2 ряд: выписать словосочетания и грамматическую основу предложения.

3 ряд: выписать словосочетания и однородные члены предложения.

VI. Итог урока:

У: Что нового узнали?

У: Дети, как вы поняли, относятся ли фразеологизмы к словосочетаниям и какова их роль в речи?

Д: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, сложились исторически, имеет самостоятельное значение, поэтому словосочетанием не является. Фразеологизмы обогащают и украшают наш язык.

-Что было трудным, какое задание было интересным?

-Поднимите руку те, кто доволен своей работой.

- Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Орфографическая минутка.

    Распускают…ся весной,   садит..ся на окошко,   дорога сужает…ся,   освободит…ся вечером,   устроит…ся на работу.

Умел ошибит…ся, умей поправит…ся.

Где песня поёт…ся, там счастливо живет…ся.

С умным знат…ся – ума набрат…ся.

Кто любит трудит…ся, тому на месте не сидит…ся.

Красота приглядит…ся, а ум пригодит…ся.

Без ветра и трава не колышет…ся.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/01/s_58b6ab1183135/img2.jpg

Фразеологизм - это

Устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов. ...

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0341/00056df8-f22c8247/1/img27.jpg

Историческая справка - Спустя рукава.

     Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело.     После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.

        

     Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.

- Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Технологическая карта метапредметного урока по русскому языку в малокомплектной школе

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирова...