Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова?" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бондарь Ольга Владимировна

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России") 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Ново-Украинская ООШ №14

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК «Школа России»

На тему: Что такое корень слова?

Учитель начальных классов:

Бондарь Ольга Владимировна

Украинский, 2016

Технологическая карта урока русского языка

Тема занятия: Что такое корень слова?

Класс: 3

Цель:  Уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.

Задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Развивать мотивы учебной деятельности;
  2. Формировать личностный смысл учения;
  3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  2. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации, обобщения.
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Владеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка,  и правилах речевого этикета.

Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал.

Материалы для учителя: учебник, поурочный план, рабочая тетрадь, презентация, экран, мультимедийный проектор.


Технологическая карта урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе занятия)

  1. Организационный момент (метод мотивации)

Настраивает класс на работу, проверяет готовность к уроку. Организует запись в тетрадях с доски.

-Начнем урок русского языка, сегодня нам предстоит открыть новый закон и усвоить новые знания.

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Откройте тетради спешите с доски.

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку (учебник, тетрадь, пенал).

Записывают в тетрадях с доски:

Семнадцатое января

Классная работа

  1. Самоопределение к деятельности (метод наблюдения)

- Прочитайте слова.

Рыбак, рыба, рыбачить.

- Как называются такие слова?

- Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Подберите однокоренные слова с таким же корнем.

- Сформулируйте тему урока.

- Где нам в жизни пригодятся полученные знания?

- Читают слова.

Рыбак, рыба, рыбачить.

- Это однокоренные слова.

-Корень.

- Одинаково.

- Подбирают:

Рыбалка, рыбный, рыболов.

-Формулируют: Сегодня на уроке нужно узнать, что такое корень.

- При написании писем, сообщений.

Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

Регулятивные:способность принимать и сохранять цель учебной деятельности;

Личностные: смыслообразование.

  1. Работа по теме урока

- беседа


- Работа по учебнику (метод наблюдения, метод объяснения, метод иллюстраций)

- Послушайте стихотворение:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово корень –

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- О чем идет речь в этом стихотворении?

- Послушайте небольшую шутку.

Родня ли гусеница гусю?

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

- Есть ли в этом рассказе «родственники»?

- А вы согласны с Петей? Почему?

Откройте учебник на с. 74 упр.130

- Прочитайте текст.

- Найдите в тексте однокоренные слова.

- Докажите, что они однокоренные.

- Верно.

- Чем похожи эти слова?

- Как называется общая часть?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнено задание по эталону.

- Давайте выполним упр. 131 на с. 74

- Прочитайте предложения.

- Найдите однокоренные слова.

- Докажите, что они однокоренные.

- Чем похожи эти слова?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов?

- Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по эталону.

- Посмотрите на экран и послушайте  сведения о языке.

 

- Приведите примеры однокоренных слов.

- Прочитайте правило в учебнике.

- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы учителя.

О корне слова.

Слушают.

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница - не родственное слово.

А Петя возразил:

- Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Алеша пояснил:

-Гусь, гусыня, гусята – это родственные слова, потому что имеют одинаковое лексическое значение (птица) и корень. А гусеница – имеет корень такой же, но другое лексическое значение. (насекомое)

Читают: Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики.

Находят слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

- Маша: Эти слова однокоренные, потому что у них у всех одинаковый корень-осин-.

- Дима: Эти слова имеют общую часть и значение.

- Петя: Корень

- Объясняют, используя толковый словарь С.И. Ожегова:

Осиновый, осинки, осины – от слова осина – лиственное дерево.

Осинник – осиновый лес.

Подосиновик – съедобный трубчатый гриб с красно-желтой шляпкой.

-Выписывают:осиновый, осинник, осинки, подосиновики.

- Проверяют.

- Читают: 1.В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2.Мы вышли в светлый березовый лесок. (Г. Скребницкий) 3. Лесные владенья лесник бережёт – листка не сорвет и зверька не спугнет. (Л. Яхнин) 4.Долину окружали лесистые горы.

Находят слова: Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.

Света: Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый корень-лес-.

Маша: Имеют общую часть и значение.

- Объясняют, используя толковый словарь С.И. Ожегова:

Лес, лесок, лесные – от слова лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.

Лесник – лесной сторож.

Лесистые – заросшие лесом.

- Корень.

- Выполняют:Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.

- Проверяют.

- Слушают: Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-Приводят примеры: снег, снеговик.

- Читают.

- Закрывают, рассказывают.

Коммуникативные:готовность слушать собеседника и вести диалог;

Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Познавательные:построение рассуждений, на основе известных понятий;

классификации, доказательства;

Познавательные: использование справочного источника;

Регулятивные: взаимооценка, контроль;

Познавательные: логические действия анализа, сравнения, доказательства,  обобщения.

Познавательные: использование справочного источника;

Познавательные: построения рассуждений на основе известных понятий;

Регулятивные: взаимоконтроль, взаимооценка;

Познавательные: овладение базовыми предметными понятиями;

  1. Физкультминутка

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют движения.

Личностные:формирование доброжелательности, ценность здоровья.

  1. Закрепление изученного материала (метод наблюдения, сравнения)

Откройте учебник на с. 75 упр. 132

- Прочитайте слова. В какие группы можно объединить слова.

- Найдите однокоренные слова. Запишите их группами.

- Давайте вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание. (по эталону)

- Докажите, что это однокоренные слова.

- Следующее задание выполним устно, внимание на экран. Задание: прочитай, соотнеси слово и его лексическое значение.

- Читают слова.

Маша:  в этом предложении слова можно объединить в группы с одинаковым корнем.

- Находят однокоренные слова, распределяют их по группам, выполняют задание письменно в тетради:

Познавательные:логические действия анализа, сравне6ния, обобщения;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: логические действия анализа, сравне6ния, обобщения;

чистотасказывать

чиститьсказка

чистыйсказочный

чистенький

маслозвонить

масляныйзвонкий

маслитьзвон

маслицезвонок

побелка

белить

белый

- Проверяют.

- Доказывают: Эти слова однокоренные, потому что имеют одинаковый корень, с одним и тем же значением.

- Выполняют задание.

  1. Рефлексия.

- А сейчас немножко поиграем. Игра называется «Узнай, кто это»

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите  в словах корень.

-Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?

- Кто хлопочет с поварешкой, варит вкусный суп с картошкой?

- Кто на ранней зорьке встал, плугом поле распахал?

- Кто пасет овец и коз там, где луг травой зарос?

- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

- Оцените свою работу на уроке. Рядом с каждым выполненным заданием поставьте значок:

Понравилось выполнять

Не очень понравилось         

Не понравилось

        

-Отгадывают загадки, записывают в тетради отгадки, подбирают к ним однокоренные слова, выделяют в словах корень.

- Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит.

- Повар, сварил, варенье, вареный.

- Тракторист,трактор, трактора.

- Пастух, пастбище, выпас, пасти.

- Корень.

- Оценивают.

Регулятивные:освоение форм личностной рефлексии (оценка).

  1. Подведение итогов урока (метод беседа)

- Что такое корень слова?

- Назовите признаки однокоренных слов.

- Корень слова  - это главная значимая часть слова.

Один корень. В корне заключено общеелексическое значениевсех однокоренных слов.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.

  1. Домашнее задание (метод объяснения)

Записать однокоренные слова: вариант 1 – с корнем

-мор- (море), вариант 2 –гор- (гора).

По желанию на стр.42 в рабочей тетради упражнения 102.

Слушают, записывают домашнее задание.


Самоанализ урока

  1. Тема урока: Что такое корень?

Программа, по которой работает класс: УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Учебный предмет – Русский язык.

  1. Данный урок относится к разделу «Состав слова», является первым в теме «Корень слова. Что такое корень?».
  2. Цель урока, как конечный результат:Уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.
  3. Задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  • Развивать мотивы учебной деятельности;
  • Формировать личностный смысл учения;
  • Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
  • Уметь планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Владеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка,  и правилах речевого этикета.
  1. Методы и приёмы, с помощью которых формировались УУД на уроке.

Личностные УУД формировались на 2-м и 4-м  этапах урока, использовались методы, приемы – наблюдения, совместное выполнение физических упражнений.

Регулятивные УУД формировались на 2-м, 3-м, 5-м и6-м этапах, использовались методы – наблюдения, сравнения, беседа, объяснения, иллюстраций.

Познавательные УУД формировались на 2-м, 3-м и5-м этапах, использовались методы – наблюдения, беседа, сравнение, объяснение, иллюстраций.

Коммуникативные УУД формировались на 2-м, 3-м и 7-м этапах, использовались методы – наблюдения, беседа, объяснения, иллюстраций.

  1. Я считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся класса.  План урока выполнен полностью. Данный урок достиг образовательных, воспитательных, развивающих задач, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.


Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2012. — 151 с. : ил. Стр. 28-30
  2. О.В. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакина, В.Г. Горецкого («Школа России»). Класс 3, стр. 105-108
  3. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В  2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). (стр. 74-75).
  4. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс, часть 2, стр.41-42
  5. ФГОС НОО с изменениями. Режим доступа URL:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов» (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов»(2 класс)...

технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по числам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цель урока: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным. Планируемые результаты:·...