Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тузова Алевтина Леонидовна

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебной деятельности.Учащиеся работают парами, группой, проговаривают материал, имеют возможность научить партнёра тому, что знают и получить в случае необходимости консультацию или разъяснение. Урок проходит продуктивно и экономится время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Староильмовская СОШ»

 

4 класс

(с использованием обучающих и логических структур Сингапурского метода обучения)

2014-2015 учебный год

Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О. учителя: Тузова Алевтина Леонидовна 

2. Класс: 4.  Дата: 15.12.14.   

3.Предмет:   русский язык  

4. Тема урока: « Однокоренные слова»

5. Тип урока: урок рефлексии

6. Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме.

 

7. Цель урока: развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова,

8. Формируемые УУД:

Предметные:

  • уточнение представлений о понятиях «корень», «однокоренные слова»;
  • формировать умение распознавать и подбирать родственные слова;
  • развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

Развивать умение:

  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

Развивать мышление, внимание через анализ и синтез.

Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать своих одноклассников.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать однокоренные слова;
  • подбирать однокоренные слова;
  • расширить словарный запас учащихся
  • развивать речь, совершенствовать навык письма,

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
  • воспитание  аккуратности;
  • чуткое отношение к родине, к природе

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать родственные слова;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение – окружающий мир

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.Ф.КлимановаРусский язык. Учебник для 4 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка.

Карточки с индивидуальными и  творческим заданием.

Часы,9 карточек,менеджмент

Карточки «Лесенка самооценки»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

ХОД УРОКА

Этап урока

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

                Формируемые

универсальные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

- Ребята мы с вами на уроке русского языка. Для работы нам понадобятся помимо школьных  принадлежностей внимательные глазки, чуткие ушки. Сообразительные головы. А самое главное хорошее настроение. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами любви и добра.

- Перед вами лежат листы самооценки. Отметьте свои знания  на соответствующей ступеньке в начале урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

- С чего мы начинаем урок русского языка?

1. нькоре енькор… (ренько ореньк  корень)

- определите закономерность в последовательности написания букв.

2. - запишите правильно и аккуратно буквосочетания, соблюдая закономерность ещё 3 раза.

3.- Что у вас получилось?Слайд 1

- Почему у нас получилось именно это слово?

- Какое отношение имеет оно к уроку русского языка?

О чём мы будем говорить на уроках?

 (Слайд 2)

СИ-ФИНК-УАНДЭ

1.Что вы видите на картине?

2.Что вы думаете об этом?

3.О чём это заставляет вас задуматься?

4.- Задайте вопросы по этой теме

Проверка: слайд 2.

Слайд 3.

7.Фронтальная работа Исключите «лишнее» слово

Обобщение:

- Какие признаки имеют  однокоренные слова?

Слайд 4

КЛОК БАДДИС

(встреча по часам)

Минутка чистописания

Выполняют задание, тренирующее способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

- Слово корень

Изучаем тему «Однокоренные слова»

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Признаки однокоренных слов?

 Приходим к выводу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления закономерности.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Локализации индивидуальных затруднений 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Анализирую знания учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Проверка индивидуальных заданий. Дополнительные вопросы

(- Что такое имя существительное?

- Можно ли считать синонимы родственными словами?

- Все ли однокоренные слова подобрал?

- В чем причина?

- Какова же цель нашего урока?          

 Слайд 5

Ребята задают дополнительные вопросы по изученным темам

Не знаем всех способов подбора однокоренных слов

Выявляют место и причины затруднения.

Ставят цели,

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

           Физминутка

- Я буду называть слова, если вы услышите однокоренное слово к слову сад, присядьте, хлопнув в ладоши.

Сад, лес, лесной, Саша, рассада, садовый, лесник, садовник, лесочек, посадка.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

выбор способа и средств  реализации целей.

Организация деятельности учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 - Что мы должны с вами делать, чтобы достичь наших целей?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Реализация построенного проекта

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

- Как нужно правильно подобрать однокоренные слова?

Работают в соответствии с составленным  планом

- Подбирать слова разных частей речи

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Обобщение затруднений во внешней речи 

усвоение учащимися нового способа действия.

- Я хочу обратить ваше внимание на слова (народ, родник, родина)

Слайд 6

-Что у них общего?

- А вот как при этом размышлял К Паустовский

Слайд 6

(воспитательный момент)

-  Назовите все родственные слова, которые встретились в этом тексте.

Проверка 

-Какие родственные слова добавили бы ещё? (родители, родственники, природа)

«Любовь к природе – один из важнейших признаков любви к своей Родине»

К. Паустовский.

корень

Находят родственные слова, доказывают правильность своего выбора

Предлагают свои варианты

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные-общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и непринужденно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действий; Коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организовать самопроверку по эталону, самооценку;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организация деятельности по применению новых знаний

- Я предлагаю вам сейчас поработать самостоятельно. Работать будете по сигналам (задание выбираете по своему желанию)

Слайд 7

Слайд 8

Проверка    Слайд 9-10

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самопроверка

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение

включение нового способа действий в систему знаний

Организую  выполнение творческого задания.

Групповая работа «Найди свое дерево».

- Вот 4 дерева с корнями, а вы -  листочки с этих деревьев.

- Задание: каждый листик должен найти свое дерево. Для начала соберитесь в группы. Обсудите все слова и тогда образуются 4 группы родственных слов.

- Будьте очень внимательны!

-Посмотрите, какие чудные деревья у вас получились!

ДЖОТ ТОТС

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Рефлексия учебной деятельности

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.  

 

 Рефлексия

 

Слайд 12

Спасибо за работу на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.  

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе "Ь в конце и середине слов"

Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе "Ь в конце и середине слов". УМК "Школа 2100". Учебник Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой....

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...