конспект урока по русскому языку (4 класс): "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Малашкевич Лариса Вячеславовна

Урок русского языка по теме:

«Правописание соединительных гласных в сложных  словах» 4 класс
УМК «Перспектива» 

Цель: закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о,е; развивать речь детей при образовании сложных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc83.5 КБ
Файл moy_urok.pptx2.42 МБ
Microsoft Office document icon zadanie_1_ind.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon zadanie_2_ind.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Правописание соединительных гласных в сложных  словах» 4 класс
УМК «Перспектива»
(Учитель: Малашкевич Л. В.)

Цель: закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о,е; развивать речь детей при образовании сложных слов.

Задачи:

Образовательная: знать правило правописания соединительных гласных в сложных словах, уметь правильно писать сложные слова, уметь отличать сложные слова от простых.

Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, сопоставления, классификации, а также внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности, совершенствовать умение классифицировать слова с орфограммой в корне, приставке, суффиксе.

 Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка. Оборудование: Компьютер, презентация, карточки.

Формируемые УУД: п. – формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование; к. – признание права каждого человека на собственное мнение; р. – способность к рефлексии собственной деятельности; л. – положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности.

Оборудование: карточки для работы в парах, толковый словарь.

Ход урока

I. Орг. момент. (Слайд 1)

-Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы
 будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.  

 II. Актуализация  знаний.

- Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа.

- Минутка чистописания. Оо / /  Ее / /

- Ручки положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.

- Вначале урока я попрошу вас вспомнить, какие вы знаете части слова.

- ( Слайд 2) И в каждой части мы можем сделать орфографическую ошибку. Посмотрите на доску. Перед вами слова и 3 столбика.

- Распределите эти слова по столбикам: 1 ряд – с орфограммой в приставке, 2 ряд – с орфограммой в корне, 3 ряд – с орфограммой в суффиксе:

 походы, ключик, прогулы, липовый, земля, сказка, колесо, сыр, дворник.

Походы      земля          ключик

Прогулы     сказка      липовый

                    колесо     дворник

- Какое слово лишнее? Почему? (Сыр – 1 слог, нет орфограмм; липовый – прилагательное, колесо – словарное слово)

- (Слайд 3) Записываем с новой строки «колесо», выделите орфограммы.

- Какие слова спрятались в слове?

Как вы понимаете выражение «ветреться как белка в колесе»? (хлопотать, суетиться)

- Вспомните алгоритм разбора слов  по составу. (Слайд 4) (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс) 
Задание 2. (Инд. – работа по карточкам – 2 человека+ 1 чел. Толковый словарь. Оценки)

(Слайд 5) В «сказочном» языке есть слово РАШМЯВКА.

Известно, что слово РАШМЯВКА изменяется так: РАШМЯВКА, РАШМЯВКИ, РАШМЯВКЕ.

- Что вам известно об окончании ?( Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении )

- Что такое основа слова? (Основа слова – это всё слово без окончания)    

У этого слова есть родственные слова: РАШМЯВИТЬ, ШМЯВА, ШМЯВОК, НАШМЯВ.

- Какие слова называют родственными? (Слова, у которых одинаковый корень и близки по смыслу)

- Может ли слово быть без приставки? Без суффикса? Без корня? Почему? (Корень – это главная, значимая  часть слова, в которой заключено общее значение  всех  однокоренных  слов)

В словах РАШМЯВКА, ГУКОЧКА, ДЮЖАРКА одинаковый суффикс.

В словах РАШМЯВКА, РАВУКА, РАЛИЧКА одинаковая приставка. Разбери по составу слово РАШМЯВКА.

- Как называется способ образования данного слова? (Приставочно – суффиксальный). Почему так думаете?

- Какие способы образования слов ещё знаете? (Приставочный, суффиксальный) (Слайд 6)

||| Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса.

- (Слайд 7) Можно ли подобрать слова к этой модели?

-Как называются слова с двумя корнями? (Сложными). Как вы думаете, почему они так называются?

- Найдите значение слова сложный в словаре.

- Сколько значений имеет это слово? (Это многозначное слово. Оно имеет два значения.)

- Назовите первое значение. (Сложный – состоящий из нескольких частей)

- Какое второе значение? (Трудный, запутанный)

- Какое значение подходит к словам, состоящим из двух корней? (Первое значение)

Записаны слова: Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов.

- Назовите слова, в которых два корня.  Выпишите сложные слова. Разберите слова по составу. Понаблюдайте, какие  буквы, соединяют эти корни?(о, е) Кто помнит, как они называются? (Соед. гласными).

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Написанию сложных слов).

- Сформулируйте задачи урока:

  • знать, какие слова называются сложными,
  • поупражняться в образовании сложных слов и их правописании

- Поэтому тема нашего урока…

(Слайд 8) Ученики: «Правописание соединительных гласных букв о, е в сложных словах».

|٧ Выведение правила.

- Отлично! Теперь вам ничего не стоит сформулировать (вывести)  правило по теме нашего урока.

- Сформулируйте правило, какие слова называются сложными и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах. ( Слова, которые имеют в своём составе два корня, называют сложными. Два корня в сложных словах соединяются гласной о или е.)

- Сверимся с учебником. Прочитайте правило на с. 109. Какой вывод сделали?

- (Слайд 9) Рассмотрите слова в левом и правом столбиках и сформулируйте правило написания соединительных гласных о и е в сложных словах. Когда (после каких звуков) в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда – е?

ВЫВОД: В сложных словах пишется соединительная гласная О после твёрдых согласных, в сложных словах пишется соединительная гласная Е после мягких согласных, шипящих и [ ц ].

- Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге.)

- Ребята, как вы думаете, как называется способ образования сложных слов? (Сложение основ)

(Слайд 10) Способы образования слов.

6. Физкультминутка. ( Слайд 11). Немножко отдохнём. (Песенка из Радионяни)

- Какие сложные слова вы услышали? Какие соединительные гласные вы бы написали в этих словах? ( Самолет, паровоз, пароход, кашевар, сталевар, коневод, мореход)

7.  Работа с учебником. 
Работаем с учебником. Откройте учебник на с. 109, упр. 193.

- Что вы должны помнить о сложных словах, выполняя упражнение? (Соед. гл. только О или Е).

- Какое задание есть ещё в упражнении? (Составить 3 предложения с данными словосочетаниями)

Усложним задание. С данными словосочетаниями составим стихи.

8. Творческая работа. Работа по  карточкам ( задание в парах). 
( Слайд 12) Побываем  в горах. В горах природа зимой  меняется.  Об этом вы узнаете из задания на карточках. Работаем в парах.

 Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

                                                             В горах
   

     В лесу на склонах гор было очень красиво.

     Зимой наш класс отправился в горы.  

     На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
   ________________ укрыл землю пушистым покрывалом.
    А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова  для справок:
(снег, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

- Проверим  выполнение  задания. (Слайд 13) 

9. Итог урока.
Подведём итог урока.
- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?
- Продолжим предложения.

  1. Слова, у которых ____________ называются сложными.
  2. Гласные буквы  ___ или   ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________гласными.
  3. Способ образования сложных слов называется _______.

- Вы сегодня хорошо работали, сейчас скажите, случайны ли по чистописанию были даны такие буквы? (Нет, это соединительные гласные)

10. Рефлексия

Учитель: (Слайд15). А теперь оцените себя, каким был для вас урок?
11. Домашнее задание. (Слайд 16)

Правило с. 109

На выбор: 1. по учебнику с. 109 упр. 194.

2. Записать загадки, ответами которых будут сложные слова.

12. Дополнительно: Интерактивный кроссворд. (Слайд 17) (Вертолёт, скалолаз, следопыт, мухомор, дымоход)

13. Заключение.

Учитель: (Слайд 18) Молодцы! Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

Если осталось время…14. Игра.  «Образуй сложное слово» (С мячом)

Учитель: Устали? Давайте играть.  Я называю  два простых слова, вы составляете  одно сложное Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

Гори, зонт – горизонт. - Что вас удивило? ( Слово «горизонт» - не сложное, а простое, в нём один корень, пишется буква и – табличка)

Приложение. (Задания индивидуальные)

Задание.

Разберите слова по составу. Каким способом образованы слова? Подчеркните  лишнее слово.

 школьник, паровоз, ключик, котёнок,  дубки, лесник  

Способ образования слов:  _____________________________.

Задание.

 Прочитайте корни слов  и соединительные гласные. Сформулируйте задание и выполните его.

    о                   е    



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Малашкевич Лариса Вячеславовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 167 г. Екатеринбурга 2016 г. Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

Распределите слова по столбикам: 1 ряд – с орфограммой в приставке, 2 ряд – с орфограммой в корне, 3 ряд – с орфограммой в суффиксе: Походы, ключик, прогулы, сыр, липовый, земля, сказка , колесо, дворник.

Слайд 3

К О Л Е СО Какие слова спрятались в слове? Как вы понимаете выражение «ветреться как белка в колесе»?

Слайд 4

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ ОКОНЧАНИЕ ОСНОВА КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС

Слайд 5

В «сказочном» языке есть слово РАШМЯВКА. Известно, что слово РАШМЯВКА изменяется так: РАШМЯВКА, РАШМЯВКИ, РАШМЯВКЕ. У этого слова есть родственные слова: РАШМЯВИТЬ, ШМЯВА, ШМЯВОК, НАШМЯВ. В словах РАШМЯВКА, ГУКОЧКА, ДЮЖАРКА одинаковый суффикс. В словах РАШМЯВКА, РАВУКА, РАЛИЧКА одинаковая приставка. Разбери по составу слово РАШМЯВКА.

Слайд 6

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ ПРИСТАВОЧНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

Слайд 7

Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов.

Слайд 8

Правописание соединительных гласных букв о, е в сложных словах

Слайд 9

О гла з омер [з] лис т опад [ т] ле д оход [д] газо н окосилка [н] твёрдые е грязелечение [з’] пу т ешествие [т ’] мягкие шипящие мы ш еловка [ш ] ово щ ерезка [щ] ле ж ебока [ж ] пти ц елов [ц] солн ц епёк [ц] [ ц ] ВЫВОД В сложных словах пишется с оединительная гласная О после _______ согласных . В сложных словах пишется соединительная гласная Е после _______ согласных, _______ и [ ].

Слайд 10

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ ПРИСТАВОЧНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СЛОЖЕНИЕ ОСНОВ

Слайд 11

КАШ Е ВАР САМ О ЛЁТ О Е

Слайд 13

В горах. Зимой наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Снегопад укрыл землю пушистым покрывалом. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камне - пада . А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.

Слайд 14

Страна ЕО ландия о е Слова, у которых ____________ называются сложными. Гласные буквы ___ или ___ , которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________ гласными. Способ образования сложных слов называется _______. Слова, у которых ____________ называются сложными. Гласные буквы ___ или ___ , которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________ гласными. Способ образования сложных слов называется _______.

Слайд 15

А теперь оцените себя, каким был для вас урок :  Зеленый - удачный урок, все получилось  Желтый – урок прошел хорошо , но были ошибки  Красный – испытывал трудности

Слайд 16

Домашнее задание Правило на стр. 109 ( Задание по выбору) Упражнение № 194 с. 109 Записать загадки, ответами которых будут сложные слова.

Слайд 17

Молодец! В Е Р Т О Л Ё Т С К А Л О Л А З С Л Е Д О П Ы Т М У Х О М О Р Д Ы М О Х О Д 1 4 2 3 5 Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полёт Современный … . Паренёк под облаками Ловко действует руками. Нервы крепки, зорок глаз. - Кто же это? - … ! И на земле, и на снегу Я зверя выследить могу По следу лапок и копыт: На то ведь я и ... . Хоть заманчив он на вид, Но , однако, ядовит. Знают люди с давних пор: Несъедобен … . Если дым из печи не идёт в трубу , Если клубы его заполняют избу , То причину , конечно, всякий поймёт : Не исправен у этой печи … .

Слайд 18

Благ о дар ю за урок! Молодцы!



Предварительный просмотр:

Задание.

Разберите слова по составу. Каким способом образованы слова? Подчеркните  лишнее слово.

 школьник, паровоз, ключик, котёнок,  дубки, лесник  

 Способ образования слов :_____________________________.



Предварительный просмотр:

Задание.

 Прочитайте корни слов и соединительные гласные. Сформулируйте задание и выполните его.

     -о-

  -е-

ПЫЛ-           КНИГ-        -ВОЗ        -РОГ         -ХОД

ПАР-            НОС-           -СОС        ЛЮБ-       МОР-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова

Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения  его в систему знанийТип урока:  урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Сложные предложения"

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.Формируемые УУД: предметные ...