конспект урока по русскому языку (4 класс): "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка по теме:
«Правописание соединительных гласных в сложных словах» 4 класс
УМК «Перспектива»
Цель: закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о,е; развивать речь детей при образовании сложных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 83.5 КБ |
moy_urok.pptx | 2.42 МБ |
zadanie_1_ind.doc | 22.5 КБ |
zadanie_2_ind.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме:
«Правописание соединительных гласных в сложных словах» 4 класс
УМК «Перспектива» (Учитель: Малашкевич Л. В.)
Цель: закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о,е; развивать речь детей при образовании сложных слов.
Задачи:
Образовательная: знать правило правописания соединительных гласных в сложных словах, уметь правильно писать сложные слова, уметь отличать сложные слова от простых.
Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, сопоставления, классификации, а также внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности, совершенствовать умение классифицировать слова с орфограммой в корне, приставке, суффиксе.
Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка. Оборудование: Компьютер, презентация, карточки.
Формируемые УУД: п. – формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование; к. – признание права каждого человека на собственное мнение; р. – способность к рефлексии собственной деятельности; л. – положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности.
Оборудование: карточки для работы в парах, толковый словарь.
Ход урока
I. Орг. момент. (Слайд 1)
-Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы
будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
II. Актуализация знаний.
- Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа.
- Минутка чистописания. Оо / / Ее / /
- Ручки положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
- Вначале урока я попрошу вас вспомнить, какие вы знаете части слова.
- ( Слайд 2) И в каждой части мы можем сделать орфографическую ошибку. Посмотрите на доску. Перед вами слова и 3 столбика.
- Распределите эти слова по столбикам: 1 ряд – с орфограммой в приставке, 2 ряд – с орфограммой в корне, 3 ряд – с орфограммой в суффиксе:
походы, ключик, прогулы, липовый, земля, сказка, колесо, сыр, дворник.
Походы земля ключик
Прогулы сказка липовый
колесо дворник
- Какое слово лишнее? Почему? (Сыр – 1 слог, нет орфограмм; липовый – прилагательное, колесо – словарное слово)
- (Слайд 3) Записываем с новой строки «колесо», выделите орфограммы.
- Какие слова спрятались в слове?
Как вы понимаете выражение «ветреться как белка в колесе»? (хлопотать, суетиться)
- Вспомните алгоритм разбора слов по составу. (Слайд 4) (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс)
Задание 2. (Инд. – работа по карточкам – 2 человека+ 1 чел. Толковый словарь. Оценки)
(Слайд 5) В «сказочном» языке есть слово РАШМЯВКА.
Известно, что слово РАШМЯВКА изменяется так: РАШМЯВКА, РАШМЯВКИ, РАШМЯВКЕ.
- Что вам известно об окончании ?( Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении )
- Что такое основа слова? (Основа слова – это всё слово без окончания)
У этого слова есть родственные слова: РАШМЯВИТЬ, ШМЯВА, ШМЯВОК, НАШМЯВ.
- Какие слова называют родственными? (Слова, у которых одинаковый корень и близки по смыслу)
- Может ли слово быть без приставки? Без суффикса? Без корня? Почему? (Корень – это главная, значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов)
В словах РАШМЯВКА, ГУКОЧКА, ДЮЖАРКА одинаковый суффикс.
В словах РАШМЯВКА, РАВУКА, РАЛИЧКА одинаковая приставка. Разбери по составу слово РАШМЯВКА.
- Как называется способ образования данного слова? (Приставочно – суффиксальный). Почему так думаете?
- Какие способы образования слов ещё знаете? (Приставочный, суффиксальный) (Слайд 6)
||| Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса.
- (Слайд 7) Можно ли подобрать слова к этой модели?
-Как называются слова с двумя корнями? (Сложными). Как вы думаете, почему они так называются?
- Найдите значение слова сложный в словаре.
- Сколько значений имеет это слово? (Это многозначное слово. Оно имеет два значения.)
- Назовите первое значение. (Сложный – состоящий из нескольких частей)
- Какое второе значение? (Трудный, запутанный)
- Какое значение подходит к словам, состоящим из двух корней? (Первое значение)
Записаны слова: Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов.
- Назовите слова, в которых два корня. Выпишите сложные слова. Разберите слова по составу. Понаблюдайте, какие буквы, соединяют эти корни?(о, е) Кто помнит, как они называются? (Соед. гласными).
- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Написанию сложных слов).
- Сформулируйте задачи урока:
- знать, какие слова называются сложными,
- поупражняться в образовании сложных слов и их правописании
- Поэтому тема нашего урока…
(Слайд 8) Ученики: «Правописание соединительных гласных букв о, е в сложных словах».
|٧ Выведение правила.
- Отлично! Теперь вам ничего не стоит сформулировать (вывести) правило по теме нашего урока.
- Сформулируйте правило, какие слова называются сложными и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах. ( Слова, которые имеют в своём составе два корня, называют сложными. Два корня в сложных словах соединяются гласной о или е.)
- Сверимся с учебником. Прочитайте правило на с. 109. Какой вывод сделали?
- (Слайд 9) Рассмотрите слова в левом и правом столбиках и сформулируйте правило написания соединительных гласных о и е в сложных словах. Когда (после каких звуков) в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда – е?
ВЫВОД: В сложных словах пишется соединительная гласная О после твёрдых согласных, в сложных словах пишется соединительная гласная Е после мягких согласных, шипящих и [ ц ].
- Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге.)
- Ребята, как вы думаете, как называется способ образования сложных слов? (Сложение основ)
(Слайд 10) Способы образования слов.
6. Физкультминутка. ( Слайд 11). Немножко отдохнём. (Песенка из Радионяни)
- Какие сложные слова вы услышали? Какие соединительные гласные вы бы написали в этих словах? ( Самолет, паровоз, пароход, кашевар, сталевар, коневод, мореход)
7. Работа с учебником.
Работаем с учебником. Откройте учебник на с. 109, упр. 193.
- Что вы должны помнить о сложных словах, выполняя упражнение? (Соед. гл. только О или Е).
- Какое задание есть ещё в упражнении? (Составить 3 предложения с данными словосочетаниями)
Усложним задание. С данными словосочетаниями составим стихи.
8. Творческая работа. Работа по карточкам ( задание в парах).
( Слайд 12) Побываем в горах. В горах природа зимой меняется. Об этом вы узнаете из задания на карточках. Работаем в парах.
Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке. Зимой наш класс отправился в горы. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. |
- Проверим выполнение задания. (Слайд 13)
9. Итог урока.
Подведём итог урока.
- Какова же была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Продолжим предложения.
- Слова, у которых ____________ называются сложными.
- Гласные буквы ___ или ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________гласными.
- Способ образования сложных слов называется _______.
- Вы сегодня хорошо работали, сейчас скажите, случайны ли по чистописанию были даны такие буквы? (Нет, это соединительные гласные)
10. Рефлексия
Учитель: (Слайд15). А теперь оцените себя, каким был для вас урок?
11. Домашнее задание. (Слайд 16)
Правило с. 109
На выбор: 1. по учебнику с. 109 упр. 194.
2. Записать загадки, ответами которых будут сложные слова.
12. Дополнительно: Интерактивный кроссворд. (Слайд 17) (Вертолёт, скалолаз, следопыт, мухомор, дымоход)
13. Заключение.
Учитель: (Слайд 18) Молодцы! Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Если осталось время…14. Игра. «Образуй сложное слово» (С мячом)
Учитель: Устали? Давайте играть. Я называю два простых слова, вы составляете одно сложное Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
Гори, зонт – горизонт. - Что вас удивило? ( Слово «горизонт» - не сложное, а простое, в нём один корень, пишется буква и – табличка)
Приложение. (Задания индивидуальные)
Задание.
Разберите слова по составу. Каким способом образованы слова? Подчеркните лишнее слово.
школьник, паровоз, ключик, котёнок, дубки, лесник
Способ образования слов: _____________________________.
Задание.
Прочитайте корни слов и соединительные гласные. Сформулируйте задание и выполните его.
о е
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределите слова по столбикам: 1 ряд – с орфограммой в приставке, 2 ряд – с орфограммой в корне, 3 ряд – с орфограммой в суффиксе: Походы, ключик, прогулы, сыр, липовый, земля, сказка , колесо, дворник.
К О Л Е СО Какие слова спрятались в слове? Как вы понимаете выражение «ветреться как белка в колесе»?
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ ОКОНЧАНИЕ ОСНОВА КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС
В «сказочном» языке есть слово РАШМЯВКА. Известно, что слово РАШМЯВКА изменяется так: РАШМЯВКА, РАШМЯВКИ, РАШМЯВКЕ. У этого слова есть родственные слова: РАШМЯВИТЬ, ШМЯВА, ШМЯВОК, НАШМЯВ. В словах РАШМЯВКА, ГУКОЧКА, ДЮЖАРКА одинаковый суффикс. В словах РАШМЯВКА, РАВУКА, РАЛИЧКА одинаковая приставка. Разбери по составу слово РАШМЯВКА.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ ПРИСТАВОЧНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ
Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов.
Правописание соединительных гласных букв о, е в сложных словах
О гла з омер [з] лис т опад [ т] ле д оход [д] газо н окосилка [н] твёрдые е грязелечение [з’] пу т ешествие [т ’] мягкие шипящие мы ш еловка [ш ] ово щ ерезка [щ] ле ж ебока [ж ] пти ц елов [ц] солн ц епёк [ц] [ ц ] ВЫВОД В сложных словах пишется с оединительная гласная О после _______ согласных . В сложных словах пишется соединительная гласная Е после _______ согласных, _______ и [ ].
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ ПРИСТАВОЧНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СЛОЖЕНИЕ ОСНОВ
КАШ Е ВАР САМ О ЛЁТ О Е
В горах. Зимой наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Снегопад укрыл землю пушистым покрывалом. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камне - пада . А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.
Страна ЕО ландия о е Слова, у которых ____________ называются сложными. Гласные буквы ___ или ___ , которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________ гласными. Способ образования сложных слов называется _______. Слова, у которых ____________ называются сложными. Гласные буквы ___ или ___ , которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________ гласными. Способ образования сложных слов называется _______.
А теперь оцените себя, каким был для вас урок : Зеленый - удачный урок, все получилось Желтый – урок прошел хорошо , но были ошибки Красный – испытывал трудности
Домашнее задание Правило на стр. 109 ( Задание по выбору) Упражнение № 194 с. 109 Записать загадки, ответами которых будут сложные слова.
Молодец! В Е Р Т О Л Ё Т С К А Л О Л А З С Л Е Д О П Ы Т М У Х О М О Р Д Ы М О Х О Д 1 4 2 3 5 Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полёт Современный … . Паренёк под облаками Ловко действует руками. Нервы крепки, зорок глаз. - Кто же это? - … ! И на земле, и на снегу Я зверя выследить могу По следу лапок и копыт: На то ведь я и ... . Хоть заманчив он на вид, Но , однако, ядовит. Знают люди с давних пор: Несъедобен … . Если дым из печи не идёт в трубу , Если клубы его заполняют избу , То причину , конечно, всякий поймёт : Не исправен у этой печи … .
Благ о дар ю за урок! Молодцы!
Предварительный просмотр:
Задание.
Разберите слова по составу. Каким способом образованы слова? Подчеркните лишнее слово.
школьник, паровоз, ключик, котёнок, дубки, лесник
Способ образования слов :_____________________________.
Предварительный просмотр:
Задание.
Прочитайте корни слов и соединительные гласные. Сформулируйте задание и выполните его.
-о-
-е-
ПЫЛ- КНИГ- -ВОЗ -РОГ -ХОД
ПАР- НОС- -СОС ЛЮБ- МОР-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Конспект урока по русскому языку по теме "Части слова. Окончание." Учебник "Русский язык", 3 класс. Р. Н. Бунеев, "Школа 2100"
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100", Части слова.Окончание."...
Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова
Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знанийТип урока: урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...
Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»
Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Сложные предложения"
Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.Формируемые УУД: предметные ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова" 2 класс по учебнику Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др.
Сценарий урока разработан для сайта Учи.ру....