Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова, рабочая тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся,
раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova_3_klass_ro_zankova_besschyotnova.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык. РО система Л.В. Занкова
Класс: 3В (Учитель Бессчётнова Л.А.)
Автор учебника: А.В. Полякова
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний
Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;
2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
формировать универсальные учебные действия
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
- формирование умений составлять сложные слова из двух корней используя соединительные гласные –о- и –е-
- создание условий для практической деятельности учащихся;
- выведение схемы - опоры.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова, рабочая
тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся,
раздаточный материал.
Ход урока:
- Организация урока.
Учитель: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Самоопределение к деятельности.
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать пути решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Записали в тетрадях число и классная работа.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?
Ученики: Осень (Слайд 2)
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Ученики: Сентябрь
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд 3)
Учитель: Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы...
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам … октябре?!
Ученики: Октябрь (Слайд 3)
Учитель: Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ученики: Ноябрь (Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?
Ученики: Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.
Учитель: Разбираем. Проверяем. (Слайд 3)
Учитель: Что вам известно об окончании ?
Учитель: Что такое основа слова?
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?
Ученики: 1.«сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» .
2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова «сентябрь» и «октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки.
А пока девочки делают фонетический разбор на карточках, мы вместе устно выполним фонетический разбор слова «ноябрь».
Ноябрь-но-ябрь, 2 слога (Слайд 4)
н -[н ] согл., зв., непарн., тв.
о- [а] гласн., безуд.
я- [й'] согл., зв., непарн., мягк.,
[а] гласн., уд.
б- [б] согл., зв., парн., тв.
р- [р'] согл., зв., непарн., мягк.
ь- [-] -------------
6б. 6зв.
Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5) Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом». (Слайд 6) Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель: А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Как вы думаете, почему?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений).
Учитель: А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и скажите , почему именно так сказал об осени великий поэт? (Слайд 10).
Ученики: Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие листьев радует глаз.
«Унылая пора, очей очарованье…»
А.С.Пушкин
Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв. (Слайд 11)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.
И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
Учитель: Объясните орфограммы в слах. Какая орфограмма в словах.
Какие слова из текста можно объединить в группу?
Ученики: Летят, пролетели, улетели (Слайд 12).
Учитель: По какому признаку?
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?
Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики: Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
Ученики: «летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем однокоренные слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово
Ученики: Летят (Слайд 12).
Учитель: Второе слово
Ученики: Пролетели (Слайд 12).
Учитель: Третье слово
Ученики: Улетает (Слайд 12).
Учитель: Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?
Ученики: Приставочно-суффиксальный (Слайд 12).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?
Ученики: Приставочный и суффиксальный.
Индивидуальная работа.
Учитель: Подберите ещё 3 однокоренных слова с данным корнем, подходящие к следующим схемам:
(Слайд).
I вариант - приставочный способ образования. (Слайд 13)
II вариант - суффиксальный способ образования. (Слайд 13)
Учитель: Обоснуйте подбор слов.
Учитель: Составьте алгоритм разбора слов по составу
Ученики: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс (На слайде 14составляется схема)
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.
Хмурень листопад грудень (Слайд 15)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики: Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных?
Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.
Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником.
Учитель: Открыли учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, один ученик идёт к доске. Записываем:
Лес, степь - лесостепь
Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?
Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик: Лес. Выделили её.
Учитель: Назови основу слова «степь»?
Ученик: Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик: Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется – соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».
лес, парк – лесопарк
лес, тундра – лесотундра
птица, ферма – птицеферма
корень, плод – корнеплод
Учитель: Прочитаем правило на странице 92.
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд 17)
2. Работа с учебником.
Следующее упражнение № 172. Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ?
Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики: Слова могут образовываться сложением двух основ, но и соединительной гласной «о» и «е». (Слайд 17)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе? Ученики: Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова. (Слайд 18)
Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.
V.Первичное закрепление во внешней речи.
Игра. «Образуй сложное слово».
Учитель: Устали? Давайте поиграем. Я называю два простых слова, вы отправляете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
Физминутка для глаз. (Слайд 19)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель: В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева упали листья. Для этого вам нужно найти слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.
Ученики: заводь (Слайд 20)
водоворот (Слайд 20)
паводок (Слайд 20)
водолаз (Слайд 20)
Учитель: С каким словом связаны все эти слова?
Ученики: Вода. (Слайд 20)
Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья? Ученики: Берёзы. (Слайд 20)
Учитель: Посмотрим, что получилось у 2 варианта?
Ученики: водитель (Слайд 21)
поводок (Слайд 21)
экскурсовод (Слайд 21)
счетовод (Слайд 21)
Учитель: С каким словом связаны все эти слова?
Ученики: Водить. (Слайд 21)
Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?
Ученики: Клёна. (Слайд 21).
Учитель: А теперь, каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по составу. (Слайд 22)
Учитель: Какие слова выписал 1 вариант?
Ученики: Водоворот (Слайд 22) Водолаз. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?
Учитель: Какие слова выписал 2 вариант?
Ученики: Экскурсовод (Слайд 22) Счетовод. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?
1 вариант. (Слайд)
Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. | заводь |
Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение. | водоворот |
Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда. | паводок |
Специалист, занимающийся подводными работами. | водолаз |
2 вариант. (Слайд)
Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством. | водитель |
Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак. | поводок |
Специалист, дающий пояснения экскурсантам. | экскурсовод |
Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам. | счетовод |
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется. (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.
1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу |
|
|
Учитель: Проверьте выполнение задания. (Слайд 25)
VIII. Рефлексия.
Учитель: Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд 27).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку
Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».
Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прил...
План урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний об именах собственных» (система Л.В. Занкова)
На уроке организована исследовательская деятельность....
Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."
Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола. 2. Повторить знания о глаголе....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова...
разработка урока по русскому языку по системе Занкова 2 класс
На данном уроке идёт ознакомление с частью речи "Прилагательное"...
Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...