Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бессчётнова Любовь Александровна

Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения  его в систему знаний

Тип урока:  урок открытия новых знаний 

Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова, рабочая  тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся,

 раздаточный материал. 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova_3_klass_ro_zankova_besschyotnova.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык. РО система Л.В. Занкова
Класс: 3В (Учитель Бессчётнова Л.А.)
Автор учебника: А.В. Полякова
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения  его в систему знаний
Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм  определения сложных слов, дать понятие  «сложные слова» на основе знаний детей;
                        2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать  мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
                        3. воспитывать чувство прекрасного,  любовь и бережное отношение  к природе.

формировать универсальные учебные действия

 Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений составлять сложные слова из двух корней используя соединительные гласные –о- и –е-
  • создание условий для практической деятельности учащихся;
  • выведение схемы - опоры.


Тип урока:  урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова, рабочая
                             тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся,
                             раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организация урока.

Учитель: Мы пришли сюда учиться,

                 Не лениться, а трудиться.

                 Работаем старательно,

                 Слушаем внимательно.

Самоопределение к деятельности.

Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы  будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать пути решения.      
Пожелаем друг другу успешной работы.

II. Актуализация  знаний.

Учитель: Записали  в тетрадях число и классная работа.

Учитель: Скажите, какое сейчас время года?    
Ученики: Осень (Слайд 2)
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?  
                       Распахнулись двери школ.
                   Что за месяц к нам пришёл?  
Ученики: Сентябрь
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд  3)
Учитель
: Листья опали,
             
  Птицы пропали,
                   Всё, что цвело
                   Притаилось в опале.
                   Заняты норы,
                   Замерли споры,
                   Заиндевели утром заборы...
                   Что же так сладко в этой поре,
                   В сердце сжимающем нам октябре?!
Ученики: Октябрь (Слайд 3)

Учитель:  Поле чёрно-белым стало.
                 Падает то дождь, то снег.
                 А ещё похолодало -
                Льдом сковало воды рек.
                Мёрзнет в поле озимь ржи.
                Что за месяц, подскажи?    
Ученики:
 Ноябрь (Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?  
Ученики:
 Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.
Учитель: Разбираем.  Проверяем.  (Слайд 3)
Учитель: Что вам известно об окончании ?  

Учитель: Что такое основа слова?    
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?  
Ученики: 1.«сентябрь»,  т.к. в первом слоге безударная  гласная «е», а в остальных словах «о» .
2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова «сентябрь» и  «октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки.
 А пока девочки  делают фонетический разбор на карточках, мы вместе устно выполним  фонетический разбор слова «ноябрь».

Ноябрь-но-ябрь, 2 слога  (Слайд 4)
н -[н ] согл., зв., непарн., тв.        

о- [а] гласн., безуд.                        
я- [й'] согл., зв., непарн., мягк.,  
    [а] гласн., уд.
б- [б] согл., зв., парн., тв.          
р- [р'] согл., зв., непарн., мягк.  
ь- [-]  -------------
                           
6б. 6зв.                                          

Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев  отражал  их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
 Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень».  (Слайд 5) Как вы думаете, почему?  Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом».
   (Слайд 6) Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель:  А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Как вы думаете, почему? 
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В  старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений).

 Учитель: А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и скажите , почему  именно так сказал об осени великий поэт? (Слайд 10).
Ученики:
 Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие  листьев радует глаз.

«Унылая пора, очей очарованье…»
                                                            А.С.Пушкин
Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв. (Слайд 11)

 Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,    
Под  н…гами ш…лестят          
И л…тят, л…тят, л…тят.      

И высоко от з…мли                  
Прол…тели  жур…вли.            
Всё л…тит! Должно быть, это  
Ул…тает наше лето!              

Учитель: Объясните орфограммы в слах. Какая орфограмма в словах.

Какие слова  из  текста можно объединить в группу?  
Ученики:
 Летят, пролетели, улетели   (Слайд 12).
Учитель: По какому признаку?
   
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?    

Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики:
 Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
Ученики: «летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем  однокоренные  слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово
Ученики: Летят
      (Слайд 12).
Учитель: Второе слово
 
Ученики: Пролетели (Слайд 12).   
Учитель: Третье слово
Ученики: Улетает
       (Слайд 12).

Учитель: Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?  
Ученики: Приставочно-суффиксальный  (Слайд 12).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?      
Ученики: Приставочный и суффиксальный.

Индивидуальная работа.
Учитель: Подберите ещё 3  однокоренных слова с данным корнем, подходящие к следующим схемам:
(Слайд).
I  вариант -
приставочный способ образования. (Слайд 13)
II  вариант - суффиксальный способ образования. (Слайд 13)
Учитель: Обоснуйте подбор слов.

Учитель: Составьте алгоритм разбора слов  по составу
Ученики:
 Окончание, основа, корень, приставка, суффикс (На слайде 14составляется схема)
III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу  самостоятельно.
Хмурень              листопад                   грудень (Слайд 15)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.    
Ученики:
 Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных?  
Ученики:
 Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики:
 Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.

Учитель:
Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником. 
Учитель: Открыли учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание:  назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, один ученик идёт  к доске. Записываем:

    Лес, степь -  лесостепь    

Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово  «лесостепь»?
Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик:
  Лес. Выделили её.
Учитель:  Назови основу слова «степь»?
Ученик:  Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик:
 Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется –  соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.

Учитель: Такие слова называются «сложными».
   
   лес, парк –
лесопарк
   лес, тундра –
лесотундра
   птица, ферма –
птицеферма
   корень, плод –
корнеплод

Учитель: Прочитаем правило на странице 92.  
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд 17)
2. Работа с учебником. 
Следующее упражнение № 172. Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться  сложением двух основ?


Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики:
 Слова могут образовываться сложением двух основ, но и соединительной гласной «о» и «е». (Слайд 17)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе? Ученики:
 Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова. (Слайд 18)
Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.
V.Первичное  закрепление   во  внешней  речи.

Игра.  «Образуй сложное слово».

Учитель: Устали? Давайте поиграем.  Я называю два простых слова, вы отправляете мне одно сложное.
Лес, рубить -
лесоруб
буря, ломать -
бурелом
сам, летать –
самолёт
пар, ходить –
 пароход
сам, варит -
самовар
пар, возить –
паровоз
книга, любить –
книголюб
секунда, мерить –
секундомер

Физминутка для глаз. (Слайд 19)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.   
Учитель: В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева  упали листья.  Для этого вам нужно найти слово по его значению. У  каждого варианта свои карточки.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.
Ученики: заводь          
(Слайд 20)
                водоворот    
(Слайд 20)
                паводок        
(Слайд 20)
                водолаз      
 (Слайд 20)

Учитель:  С каким словом связаны все эти слова?  
Ученики: Вода. (Слайд 20)
Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья? Ученики: Берёзы.  (Слайд 20)
Учитель: Посмотрим, что получилось у 2 варианта?
Ученики:  водитель              
(Слайд 21)
                 поводок                
(Слайд 21)
                 экскурсовод        
(Слайд 21)
                 счетовод      
        (Слайд 21)
Учитель:
С каким словом связаны все эти слова?  
Ученики: Водить. (Слайд 21)
Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?
Ученики: Клёна. (Слайд 21).

Учитель: А теперь,  каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по   составу. (Слайд 22)
Учитель: Какие слова выписал 1 вариант?      
Ученики: Водоворот (Слайд 22)     Водолаз. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?  
Учитель: Какие слова выписал 2 вариант?        
Ученики: Экскурсовод  (Слайд 22)     Счетовод. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?    
1 вариант. (Слайд)

Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

заводь

Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение.

водоворот

Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда.

паводок

Специалист, занимающийся подводными работами.

водолаз

2 вариант. (Слайд)

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.

водитель

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

поводок

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.

экскурсовод

Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.

счетовод

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Творческая работа. Работа по  карточкам (дифференцированное задание). 
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется.  (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.


Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу
                                                               В горах.
Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.   _____________  усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.  Всех поразила красота горной речки.       ________________  поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.

Слова для справок:   камнепад,    звездопад,    листопад,    водопад


Фамилия и имя:
     _________________________

2 карточка
.  Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

                                                              В горах.
Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.              _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки.          ________________ поднимал  тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова  для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).


Фамилия и имя:
    ____________________________________

3 карточка
.  Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

                                                             В горах
    ________________ поднимал  тысячи брызг.

    В лесу на склонах гор было очень красиво.            
   Осенью наш класс отправился в горы.  
   Всех поразила красота горной речки.      
   На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
   ________________ усыпал землю пёстрым ковром.
   А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова  для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

Учитель: Проверьте  выполнение  задания. (Слайд 25)
VIII. Рефлексия.
Учитель: Какова же была цель нашего урока?

Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).
 
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд  27). 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».

Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прил...

Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."

Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола.           2.  Повторить знания о глаголе....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО  Л.В. Занкова...

разработка урока по русскому языку по системе Занкова 2 класс

На данном уроке идёт ознакомление с частью речи "Прилагательное"...

Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...