Урок по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Формировать умения и навыки учащихся в образовании и написании сложных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yrok_rus.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Манина Т. А. учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №16» Губкина Белгородской области
Русский язык, 3 класс
Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями. Насекомые».
Цель: 1) формировать умения и навыки учащихся в образовании и написании сложных слов;
2) развивать умение составлять предложения на заданную тему;
3) прививать интерес к окружающему миру, бережное отношение к маленьким обитателем нашей планеты – насекомым.
Оборудование: таблицы – схемы, карточки, перфокарты, иллюстрации, Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»
Ход урока.
I. Организационный момент.
«Дунул лёгкий ветерок,
В классе форточку открыл.
На мгновенье, на часок
Залетел к нам мотылёк.
Он заданья нам принёс:
Схемы, карточки, рисунки,
Чтоб ребята не скучали,
Много нового узнали».
- К какому царству относится мотылёк? (насекомые)
II. Чистописание. Первое задание: научиться писать красиво и правильно буквы и слова.
- В слове насекомые найдите букву, которая обозначена согласным непарным звонким звуком. (Дети находят две буквы: «эн», «эм»)
- Какие непарные звонкие звуки вы знаете? ( [н] , [м] , [р] , [л] , [й])
- Чем звук [й] отличается от других непарных звонких согласных звуков?
2)письмо букв н м с росчерком
3) письмо слова: насекомые
4) транскрипция слова : [н а с и к о м ы j э ])
5)лексическое значение слова: «Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты».
III. Введение в тему. Словарная работа с использованием загадок.
- Каких насекомых вы знаете?
- Отгадайте загадку и дайте характеристику каждому насекомому. Для этого нужно составить сложное слово из предложенных словосочетаний.
А) «Он работник настоящий,
Очень, очень работящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом». Муравей - любит труд
работящий, трудолюбивый
трудолюбивый муравей
Б) «Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок». Бабочка – пёстрые крылья
пёстрокрылая, прелестная
пёстрокрылая бабочка
В) «У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её…» Стрекоза – большие глаза
стремительная, большеглазая
большеглазая стрекоза
Г) «Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь». Комар- жадность к крови
кровожадный, надоедливый
кровожадный комар
Д) «Днём он дремлет в уголке,
В щёлочке, на потолке.
Ночью шарит он по мискам,
Из которых ела киска». Таракан – рыжие усы
сонный, рыжеусый
рыжеусый таракан
- Прочесть слова так, как написано (орфографическое чтение по Тоцкому).
IY. Определение темы урока.
- Какие слова называются сложными? (повторение правила)
Y. Работа по учебнику:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. Русский язык. 3 класс, - М., «Вентана-Граф» 2006, с.81, упражнение 1.
-Какое задание вы должны выполнить?
- Кто не сможет самостоятельно выполнить эту работу? (Предлагается работа в парах).
- Какие буквы соединяют два корня? (гласные буквы о и е)
- Как называют такие буквы? (соединительные гласные буквы)
YI. Физминутка.
«Пчёлки в ульях сидят
И в окошечки глядят,
Порезвиться захотели
Полетели, полетели.
Полетали: тут и там
И расселись по местам».
YII. Самостоятельная работа в группах по карточкам.
Образовать сложные слова.
Первая группа
Найти и выделить корень | Найти и выделить корень | Образовать сложное слово |
любить | солнце | Имя прилагательное |
жёлтое | брюхо | Имя прилагательное |
Вторая группа:
Найти и выделить корень | Найти и выделить корень | Образовать сложное слово |
сто | лет | Имя прилагательное |
лёгкие | крылья | Имя прилагательное |
Третья группа:
Найти и выделить корень | Найти и выделить корень | Образовать сложное слово |
мелко | вода | Имя существительное |
длинные | ноги | Имя прилагательное |
вода | мерить | Имя существительное |
вода | любить | Имя существительное |
Четвёртая группа:
Найти и выделить корень | Найти и выделить корень | Образовать сложное слово |
много | число | Имя прилагательное |
разный | образ | Имя прилагательное |
YIII. Творческая работа.
Объяснение задания: каждой группе нужно составить по иллюстрациям предложения с использованием сложных слов.
Самостоятельная работа. ( Приложение 1: рисунок 1, рисунок 2)
Защита проекта
Группа первая: Мы получили две иллюстрации:”Подсолнечник” и “Шмель”.
К своему предложению мы задали такие вопросы:
- Какой подсолнечник? (солнцелюбивый)
- Какой шмель? (желтобрюхий)
-Что делает шмель?
У нас получилось такое предложение:
Над солнцелюбивым подсолнечником гудит желтобрюхий шмель.
Группа вторая: Мы получили задание составить предложение, в котором будут употребляться сложные слова, по иллюстрациям “Дуб” и “Мотылёк”.
( Приложение 2: рисунок 3, рисунок 4)
Мы рассуждали таким образом:
Как называют такой дуб? (столетний)
- Какой мотылёк? (легкокрылый)
- Что делает мотылёк?
У нас получилось предложение:
В тени столетнего дуба порхает легкокрылый мотылёк..
Группа третья. На нашей иллюстрации изображён водоём и нашей группе было дано четыре сложных слова.
( Приложение 3: рисунок 5)
Мы решили поставить такие вопросы:
- Как называется водоём, в котором мелкое дно? (мелководье)
- Как называют жучков, которые любят воду? (водолюб)
- Как называют жучков, которые скользят по воде, они как бы меряют водоём? (водомерка)
- Какие ноги у этих жучков?
По мелководью скользят длинноногие водомерка и водолюб.
Группа четвертая. Нам было дано задание: ответить на вопрос, используя сложные слова.
- Какой мир насекомых?
У нас получилось такое предложение:
Мир насекомых многочисленный и разнообразный.
IX. Итог.
- Многочисленный и разнообразный не только мир насекомых, но и мир сложных слов.
X. Домашнее задание: упражнение 3 (с.81-82) по учебнику Иванова.
XI. Рефлексия.
- Создадим для мотылька цветочный луг. (Дети выражают своё отношение к уроку: прикрепляют цветы различных оттенков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»
Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...
Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс
Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс
Технологическая карта сценария урока разработана на основе учебника С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"...
Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».
Урок русского языка по теме: "Учимся писать слова с двумя корнями" (Сложные слова). Программа "Начальная школа 21 века".На уроке использовалась здоровьесберегающая технология; фрон...
Конспект урока Русского языка на тему: "Учимся писать слова с двумя корнями."
Конспект урока на тему "Учимся писать слова с двумя корнями"...
Конспект урока русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"
Материал подойдет к любому УМК русского языка, при изучение темы, как научить обучающихся писать сложные слова....