Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Алаторцева Ольга Николаевна

 

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_alatortseva.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий

г. Энгельс

МОУ  «СОШ  №  18»

Учитель Алаторцева  О. Н.

Класс 3 «А»

Тема урока: «Сложные  слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Продолжительность: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Задачи урока:

  1. Учить  составлению и записи сложных слов при помощи  соединительных гласных о и е.
  2. Повторить способы словообразования.
  3. Познакомить с новыми словарными словами.
  4. Развивать орфографическую зоркость, память, мышление, операции анализа и синтеза.
  5. Развивать речь учащихся: расширять словарный запас.
  6. Воспитывать любовь к русскому языку, чувство товарищества и взаимопомощи, аккуратность в работе

Дидактический материал: схемы, загадки, карточки для работы в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Самоопределение к деятельности  (1-2 мин)

Собрать внимание детей, заинтересо-вать, стимулировать деятельность учащихся.

(Слайд 1)

  1. Возьмите карточки настроений и выберите своё настроение. Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь, и покажите своё настроение. Повернитесь ко мне. Садитесь.

Дети берут карточки и показывают свое настроение

II

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности    (5-6 мин)

Познакомить с новыми словарными  словами. Повторить  способы словообразования.

 

(Слайд 2)

  1. А, что же случилось со словами их, наверное, вирус повредил. Давайте их попробуем восстановить. Поможете мне.

(Слайд 3)

  1. Показываются слова.
  2. Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, выделив безуд. гл..

(дети записывают слова и вслух ставят ударение и определяют безуд. гл..)

-Можно ли проверить безударные гласные в этих словах?

-Почему?

(Слайд 4)

  1.  А давайте к этим словам из данной группы слов выпишем однокоренные слова и докажем почему они являются однокоренными.

осень, оса, подосиновик, осиновый, листопад, яблочный, яблоку, осины, яблочко.

1 вариант – выписывает однокоренные слова к слову яблоко.

2 вариант – выписывает однокоренные слова к слову осина.

Какие слова выписали?

(Слайд 5)

Давайте отправимся в мастерскую    слова.

Выписали слова верно, а каким способом образованы данные слова?

Да.

Дети разгадывают ребусы

Нет.

Т.к. это словарные слова.

Дети читают слова.

1 вариант – яблочный, яблочко.  

Слово яблочный образовано от слова яблоко при помощи суффикса -н-,   значит способ словообразования -  суффиксальный.

Слово яблочко образовано от слова яблоко при помощи суффикса -к-,  значит способ словообразования суффиксальный.

2 вариант – осиновый, подосиновик.

Слово осиновый образовано от слова осина при помощи суффикса -ов-,   значит способ словообразования -  суффиксальный.

Слово подосиновик образовано от слова осина при помощи суффиксов -ов-,-ик- и приставки под- значит способ словообразования приставочно-суффиксальный.

III

Постановка учебной задачи (2-3 мин )

Обобщить и расширить знания детей о сложных словах.

(Слайд 6)

  1. Вам доставлено новое сообщение

Ребята, давайте его скорее прочитаем

(Появляется письмо)

         

Как называются такие слова?

Почему вы так считаете?

Выберите из предложенных слов лишнее?

А, что обозначает это слово и когда это бывает?

Какие орфограммы встречались при написании? Как проверить?

 

Почему оно лишнее?

Скажите, чему будем учиться на уроке?

Оказывается, есть и такие слова, а вот как они образуются  и как пишутся такие слова нам и предстоит узнать.

Дети читают слова.

Однокоренными.

Так как они образованы от одного и того же корня и имеет одно и тоже смысловое значение.

Листопад.

Безударная гласная в корне слова и парная согласная на конце слова.

Потому, что это слово сложное и состоит из двух корней.

Будем учиться  писать слова с двумя корнями.

IV

Изучение  нового материала

(10-11 мин)

Работа в парах.

У вас на столах лежит по два  слова. Объединитесь парами и образуйте их двух слов одно

1-я пара: снег + падать.

2-я пара: вода + падать.

3-я пара: лед + колоть.

4-я пара: рубит + лес.

5-я пара: мышь + ловить.

 6-я пара: сам + летать.

7-я пара: сам + сваливать.

8-я пара: пешком + ходит.

9-я пара: летит + вертится.

10-я пара: сено + косить.

11-я пара: падают + листья.

12-я пара: ловит + птиц.

13-я пара: везде + ходить.

Каждая пара читает слова и образовывает сложные слова

Снегопад.

Водопад.

Ледокол.

Лесоруб.

Мышелов.

Самолет.

Самосвал.

Пешеход.

Вертолет.

Сенокос.

Листопад.

Птицелов.

Вездеход.

V

Физминутка  

(1-2 мин)

Снятие мышечной усталости, профилактика перенапряжения.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход,

Он назад шагнул сначала,

А потом шагнул вперед,

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Дети встают из-за парт.

Шаг назад, шаг вперед,

Волнообразные движения руками,

Ходьба на месте.

В русском языке принято соединять две основы гласными о, е.

Ребята, сейчас вы разгадаете загадки и запишем отгадки, которые являются сложными словами, в помощь будут вам предлагаться модели слов для того чтобы  при написании отгадки не допустили ошибки.

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, ни чихает.

 Летит птица – небылица,

  А внутри народ сидит,

  Меж собою говорит.

- Паровоз

 Без колес!

 Вот так чудо -  паровоз!

 Не с ума ли он сошел –

 Прямо по морю пошел!

Мы получили разные слова, но называются они одинаково. Как?

Чем соединяются две основы?

Разминка для глаз

Работа с учебником

Понаблюдайте какие соединительные   гласные    пишутся в сложных словах?

Стр. 85    упр. 1

1 вариант выписывает слова с соединительной гласной о

2 вариант выписывает слова с соединительной гласной е

Какие слова выписал 1 вариант?

Какие слова выписал 2 вариант?

Какие соединительные   гласные    пишутся в сложных словах?

Мы должны об этом помнить всегда, когда пишем сложные слова.

Пылесос.

Самолет.

Пароход.

(Дети выходят, записывают слово на доске выделяют корни и подчеркивают соединительную гласную)

Сложные.

Соединительная гласная.

Дети выписывают слова и затем их читают

Пароход, самолет, лесоруб, водолаз.

Мышеловка, пылесос, землетрясение.

Гласные о и е.

VII

Итог урока

(2 мин)

Обобщение изучен-ного материала.

- Какова, была  цель урока?

-Какие слова называются сложными?

-Ребята, скажите, чем соединяются две основы?

-Какие соединительные   гласные    пишутся в сложных словах?

Домашнее задание.

Стр.86упр.3

Научиться писать слова с двумя корнями.

VIII

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

-Дайте оценку собственной деятельности, используя слова

(Слайд 9)

Выставление отметок

Сегодня на уроке мне хотелось бы отметить…

-Возьмите карточки настроений, выберите своё настроение, улыбнитесь друг другу, поделитесь своим настроением.

Литература:

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995
  2. Привалова С. А. Русский язык. 3 класс. Поурочные разработки.- Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Иванов С.В. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. В 2 ч. - М.: Вентана-Графф, 2001.
  4. Арбатова Е. А. Вставь букву! Правописание сложных слов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

      Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Технологическая карта сценария урока разработана на основе учебника С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"...

Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».

Урок русского языка по теме: "Учимся писать слова с двумя корнями" (Сложные слова). Программа "Начальная школа 21 века".На уроке использовалась здоровьесберегающая технология; фрон...

Конспект урока Русского языка на тему: "Учимся писать слова с двумя корнями."

Конспект урока на тему "Учимся писать слова с двумя корнями"...