Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_alatortseva.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий
г. Энгельс
МОУ «СОШ № 18»
Учитель Алаторцева О. Н.
Класс 3 «А»
Тема урока: «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»
Продолжительность: 45 мин.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Задачи урока:
- Учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных о и е.
- Повторить способы словообразования.
- Познакомить с новыми словарными словами.
- Развивать орфографическую зоркость, память, мышление, операции анализа и синтеза.
- Развивать речь учащихся: расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь к русскому языку, чувство товарищества и взаимопомощи, аккуратность в работе
Дидактический материал: схемы, загадки, карточки для работы в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I Самоопределение к деятельности (1-2 мин) Собрать внимание детей, заинтересо-вать, стимулировать деятельность учащихся. | (Слайд 1)
| Дети берут карточки и показывают свое настроение |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 мин) Познакомить с новыми словарными словами. Повторить способы словообразования.
| (Слайд 2)
(Слайд 3)
(дети записывают слова и вслух ставят ударение и определяют безуд. гл..) -Можно ли проверить безударные гласные в этих словах? -Почему? (Слайд 4)
осень, оса, подосиновик, осиновый, листопад, яблочный, яблоку, осины, яблочко. 1 вариант – выписывает однокоренные слова к слову яблоко. 2 вариант – выписывает однокоренные слова к слову осина. Какие слова выписали? (Слайд 5) Давайте отправимся в мастерскую слова. Выписали слова верно, а каким способом образованы данные слова? | Да. Дети разгадывают ребусы Нет. Т.к. это словарные слова. Дети читают слова. 1 вариант – яблочный, яблочко. Слово яблочный образовано от слова яблоко при помощи суффикса -н-, значит способ словообразования - суффиксальный. Слово яблочко образовано от слова яблоко при помощи суффикса -к-, значит способ словообразования суффиксальный. 2 вариант – осиновый, подосиновик. Слово осиновый образовано от слова осина при помощи суффикса -ов-, значит способ словообразования - суффиксальный. Слово подосиновик образовано от слова осина при помощи суффиксов -ов-,-ик- и приставки под- значит способ словообразования приставочно-суффиксальный. |
III Постановка учебной задачи (2-3 мин ) Обобщить и расширить знания детей о сложных словах. | (Слайд 6)
Ребята, давайте его скорее прочитаем (Появляется письмо)
Как называются такие слова? Почему вы так считаете? Выберите из предложенных слов лишнее? А, что обозначает это слово и когда это бывает? Какие орфограммы встречались при написании? Как проверить?
Почему оно лишнее? Скажите, чему будем учиться на уроке? Оказывается, есть и такие слова, а вот как они образуются и как пишутся такие слова нам и предстоит узнать. | Дети читают слова. Однокоренными. Так как они образованы от одного и того же корня и имеет одно и тоже смысловое значение. Листопад. Безударная гласная в корне слова и парная согласная на конце слова. Потому, что это слово сложное и состоит из двух корней. Будем учиться писать слова с двумя корнями. |
IV Изучение нового материала (10-11 мин) | Работа в парах. У вас на столах лежит по два слова. Объединитесь парами и образуйте их двух слов одно 1-я пара: снег + падать. 2-я пара: вода + падать. 3-я пара: лед + колоть. 4-я пара: рубит + лес. 5-я пара: мышь + ловить. 6-я пара: сам + летать. 7-я пара: сам + сваливать. 8-я пара: пешком + ходит. 9-я пара: летит + вертится. 10-я пара: сено + косить. 11-я пара: падают + листья. 12-я пара: ловит + птиц. 13-я пара: везде + ходить. | Каждая пара читает слова и образовывает сложные слова Снегопад. Водопад. Ледокол. Лесоруб. Мышелов. Самолет. Самосвал. Пешеход. Вертолет. Сенокос. Листопад. Птицелов. Вездеход. |
V Физминутка (1-2 мин) Снятие мышечной усталости, профилактика перенапряжения. | От зеленого причала Оттолкнулся теплоход, Он назад шагнул сначала, А потом шагнул вперед, И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. | Дети встают из-за парт. Шаг назад, шаг вперед, Волнообразные движения руками, Ходьба на месте. |
В русском языке принято соединять две основы гласными о, е. Ребята, сейчас вы разгадаете загадки и запишем отгадки, которые являются сложными словами, в помощь будут вам предлагаться модели слов для того чтобы при написании отгадки не допустили ошибки. Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, ни чихает. Летит птица – небылица, А внутри народ сидит, Меж собою говорит. - Паровоз Без колес! Вот так чудо - паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел! Мы получили разные слова, но называются они одинаково. Как? Чем соединяются две основы? Разминка для глаз Работа с учебником Понаблюдайте какие соединительные гласные пишутся в сложных словах? Стр. 85 упр. 1 1 вариант выписывает слова с соединительной гласной о 2 вариант выписывает слова с соединительной гласной е Какие слова выписал 1 вариант? Какие слова выписал 2 вариант? Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах? Мы должны об этом помнить всегда, когда пишем сложные слова. | Пылесос. Самолет. Пароход. (Дети выходят, записывают слово на доске выделяют корни и подчеркивают соединительную гласную) Сложные. Соединительная гласная. Дети выписывают слова и затем их читают Пароход, самолет, лесоруб, водолаз. Мышеловка, пылесос, землетрясение. Гласные о и е. | |
VII Итог урока (2 мин) Обобщение изучен-ного материала. | - Какова, была цель урока? -Какие слова называются сложными? -Ребята, скажите, чем соединяются две основы? -Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах? Домашнее задание. Стр.86упр.3 | Научиться писать слова с двумя корнями. |
VIII Рефлексия деятельности (2-3 мин) | -Дайте оценку собственной деятельности, используя слова (Слайд 9) Выставление отметок Сегодня на уроке мне хотелось бы отметить… -Возьмите карточки настроений, выберите своё настроение, улыбнитесь друг другу, поделитесь своим настроением. |
Литература:
- Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995
- Привалова С. А. Русский язык. 3 класс. Поурочные разработки.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Иванов С.В. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. В 2 ч. - М.: Вентана-Графф, 2001.
- Арбатова Е. А. Вставь букву! Правописание сложных слов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 3 класс "Развитие умения писать слова с разделительным мягким знаком."
Урок представлен в технологии РКМЧП....
Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс
Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс
Технологическая карта сценария урока разработана на основе учебника С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка 2 класс тема "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Технологическая карта урока. УМК "Начальная школа XXI века"....
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"...
Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».
Урок русского языка по теме: "Учимся писать слова с двумя корнями" (Сложные слова). Программа "Начальная школа 21 века".На уроке использовалась здоровьесберегающая технология; фрон...
Конспект урока Русского языка на тему: "Учимся писать слова с двумя корнями."
Конспект урока на тему "Учимся писать слова с двумя корнями"...