Развитие речи Изложение "Солнечная капля"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Мастерская творческого письма. Конспект и презентация урока Изложение "Солнечная капля".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_tvorcheskogo_pisma.rar | 802.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 3классе
Тема: Развитие речи. Обучающее изложение «Солнечная капелька»
Этап урока | Деятельность учителя (слайды в презентации) | Деятельность детей |
Организационный момент | Психологический настрой «Солнышко» Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова. |
|
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | От ваших тёплых слов в классе ярко засветило горячее весеннее солнышко. (Вывешивается солнышко) Давайте зажжём солнечные лучики. Для этого надо назвать признаки весны. Что нам дарит весна? -А я на лучиках написала свои слова. Эти слова нам сегодня будут нужны. Вот и у нас в классе зазвенели капли. Они упали на парту. (каждому ученику выдаётся небольшая вырезанная капелька) | Учащиеся называют: капель, солнце, ручьи, сосульки, проталины, почки, птицы, травка, цветы, листочки. На лучиках: сосульку, капельки, воробьи, слезами, огоньками, лицо, ручейке |
Сообщение темы урока, актуализация знаний. Слайд1 Слайд2 Слайд3 | Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Вспомните, что мы называем изложением? Наша задача состоит в том, чтобы: -прочитать текст; -запомнить его, как можно лучше и -пересказать и записать, т.е. изложить то, что прочитали и запомнили, не искажая факты и события. | Изложение — это когда что-то излагают, устно или письменно. Письменный пересказ текста Памятка «Как правильно писать изложение» |
Конструирование текста и ответы на вопросы по содержанию. | А хотите узнать, какая история произошла с вашей капелькой. Тогда давайте знакомиться с текстом изложения. А текста-то у нас нет, есть лишь отдельные его части. Давайте сложим их так, чтобы получился текст. | |
Слайд4 | Для этого вам нужно объединиться в четвёрки и расположить части по порядку. Затем представить доказательно то, что получилось. | Рассаживаются в четвёрки и учащиеся получают части одного текста и расставляют их по порядку: Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля. Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками. Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно. |
Слайд5 | Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками. Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно. Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля. И небо, и землю, и снежные поля — весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля. | После конструирования зачитывают полученный текст (одна-две группы). |
Слайд 6 Слайды 7,8,9 (картинки) Слайд 10 | Какой это текст? Докажите. -Как бы вы его озаглавили? Автор этого рассказа Эдуард Юрьевич Шим назвал «Солнечная капля» - Почему автор назвал рассказ «Солнечная капля?» -Что нам поможет пересказать текст? (план) - Прочитайте первую часть текста. -Что произошло с сосулькой? (Она заплакала) -Какой приём использует здесь автор? ( Хотя мы понимаем, что сосульки плакать не могут) -Кто может плакать? (Человек) -Что произошло с падающими холодными каплями на солнце? (Они вспыхнули, засветились огоньками) -Какими огоньками светились капли? (красными, синими, жёлтыми). -Где искупались воробьи? (в солнечном ручейке) -Как приветствовали весну воробьи? (Заголосили) -Подберите слова синонимы Как можно сказать о том же самом по-другому? (Запели, зачирикали, закричали).
-Что приключилось с автором в солнечный весенний день? (на него упала капля) -Как вы понимаете слово «замер»? Замените его близким по смыслу.
Опорные слова: замер, засияло, засверкало, заискрилось, радужные - Каким же предложением вы закончите свой рассказ? | Текст – повествование, т.к. рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. Текст повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. К нему ожно поставить вопрос что произошло? Текст, в котором последовательно излагаются действия или события, следующие друг за другом - повествование. Потому, что солнце ассоциируется с весной, с пробуждением. Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. План. 1.Сосулька плачет. 2.Воробьи радуются весне. 3.Всё вокруг изменилось. 4.Весь мир осветила крохотная капля. |
Работа в группах с одинаковыми частями Слайд 11 Слайд12 | Предлагаю облегчить вам работу по подготовке к изложению. Для этого вам следует разойтись по группам с одинаковыми номерами (по частям текста). I группа — 1 часть текста; II группа — 2 часть текста; III группа — 3 часть текста. Алгоритм работы: (голубые листочки) 1) Прочитать свою часть текста ещё раз. 2) Выписать опорные слова.
| Дети рассаживаются в группы по частям текста. Работают по алгоритму. Все опорные слова группы записывают на больших листах, которые потом крепятся на доску. |
Словарно - орфографическая подготовка Слайд13 Слайд14 | Орфографическая подготовка. сосулька заплакала капельки – капель засветились – свет жёлтые ручейки – ручей заголосили – голос, подголосок радостно – радость замер – мёртвый изменилось – измена засияло засверкало крохотная
|
|
Написание текста изложения | 1)Отложите тексты в сторону. Пользуясь планом и опорными словами, напишите изложение. 2)Самопроверка. | Дети пишут изложение со свободной передачей содержания. Открывают листы с текстом и проверяют написанное, сверяясь с текстом. Если есть ошибки, исправляют. |
IX. Рефлексия. Итог урока Слайд15 Слайд16 | 1.Я активно участвовал в работе группы. 2.Мне понравилось работать в четвёрках. 3.Мне понравилось работать в группе. 4.Мы работали дружно. 5.Мне всё удалось.
| На ладошке ставят + или - |
Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. | Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. |
Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля. | Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля. |
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками. | Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками. |
Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно. | Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно. |
Алгоритм работы: 1) Прочитать свою часть текста ещё раз. 2) Выписать ключевые (опорные) слова.
| Алгоритм работы: 1) Прочитать свою часть текста ещё раз. 2) Выписать ключевые (опорные) слова.
|
Алгоритм работы: 1) Прочитать свою часть текста ещё раз. 2) Выписать ключевые (опорные) слова.
| Алгоритм работы: 1) Прочитать свою часть текста ещё раз. 2) Выписать ключевые (опорные) слова.
|
Памятка
Как писать изложение
1. Внимательно прочитай текст. После этого будь готов ответить на вопросы.
2. Напиши заголовок. Подумай, о чем он.
3. Составь план.
4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.
5. Напиши изложение.
6. Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова. Все ли слова употреблены удачно.
7. Не забудь про грамотность. Проверь знаки препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....