Развитие речи Изложение "Солнечная капля"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Девятых Любовь Сергеевна

Мастерская творческого письма. Конспект и презентация урока  Изложение "Солнечная капля".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_tvorcheskogo_pisma.rar802.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3классе

Тема: Развитие речи. Обучающее изложение «Солнечная капелька»

Этап урока

Деятельность учителя  (слайды в презентации)

Деятельность детей

  Организационный момент

Психологический настрой «Солнышко» 
Вытяните руки ладонями вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики тепло идет по всей руке. Руки успокоились, опустились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают наши ножки, стопы. Дышим легко и свободно. Представьте, что ваш живот это шарик или мячик. При вдохе шарик слегка поднимается, на выходе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.

Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

 

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

От ваших тёплых слов в классе ярко засветило горячее весеннее солнышко. (Вывешивается солнышко)

Давайте зажжём солнечные лучики. Для этого надо назвать признаки весны. Что нам дарит весна?

 -А я   на лучиках написала свои слова. Эти слова нам сегодня будут нужны.

Вот и у нас в классе зазвенели капли. Они упали на парту.

(каждому ученику выдаётся небольшая вырезанная капелька)

Учащиеся называют: капель, солнце, ручьи, сосульки, проталины, почки, птицы, травка, цветы, листочки.

На лучиках: сосульку, капельки, воробьи, слезами, огоньками, лицо, ручейке

  Сообщение темы урока, актуализация знаний.

Слайд1

Слайд2

Слайд3

Сегодня на уроке мы будем писать изложение.

 Вспомните, что мы называем изложением?  

 Наша задача состоит в том, чтобы:

-прочитать текст;

-запомнить его, как можно лучше и

-пересказать и записать, т.е. изложить то, что прочитали и запомнили, не искажая факты и события.

Изложение — это когда что-то излагают, устно или письменно.

Письменный пересказ текста

Памятка «Как правильно писать изложение»

  Конструирование текста и ответы на вопросы по

содержанию.

А хотите узнать,  какая история произошла с вашей капелькой.

Тогда давайте  знакомиться с текстом изложения.

А текста-то у нас нет, есть лишь отдельные его части. Давайте сложим их так, чтобы получился текст.

Слайд4

 Для этого вам нужно объединиться в четвёрки и расположить части по порядку. Затем представить доказательно  то, что получилось.

 Рассаживаются в четвёрки и учащиеся получают части одного текста и расставляют их по порядку:

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками.  Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

Слайд5

       Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками.  Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

И небо, и землю, и снежные поля — весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

После конструирования зачитывают

полученный текст (одна-две группы).

Слайд 6

Слайды 7,8,9 (картинки)

Слайд 10

Какой это текст? Докажите.

-Как бы вы его озаглавили?

Автор этого рассказа Эдуард Юрьевич  Шим назвал «Солнечная капля»

- Почему автор назвал рассказ «Солнечная капля?»

-Что нам поможет пересказать текст? (план)

- Прочитайте первую часть текста.

-Что произошло с сосулькой? (Она заплакала)

-Какой приём использует здесь автор? (  Хотя мы понимаем, что   сосульки   плакать не могут)

-Кто может плакать? (Человек)

-Что произошло с падающими холодными каплями на солнце? (Они вспыхнули, засветились огоньками)

-Какими огоньками светились капли? (красными, синими, жёлтыми).

На доске опорные слова:
вспыхнули, засветились огоньками, зажурчали

- Работаем над второй частью.

-Где искупались воробьи? (в солнечном ручейке)

-Как приветствовали весну воробьи? (Заголосили)

-Подберите слова синонимы

Как можно сказать о том же самом по-другому? (Запели, зачирикали, закричали).


Опорные слова:
солнечный ручеек, заголосили).

- Просмотрите третью часть текста.

 -Что приключилось с автором в солнечный весенний день? (на него упала капля)

-Как вы понимаете слово «замер»? Замените его близким по смыслу.

   

Опорные слова: замер, засияло, засверкало, заискрилось, радужные
- Прочитайте последнюю часть текста.  

- Каким же предложением вы закончите свой рассказ?

Текст – повествование, т.к. рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. Текст повествование можно сравнить  с кадрами фильма, которые следуют один за другим.

К нему ожно поставить вопрос что произошло?

 Текст, в котором последовательно излагаются действия или события, следующие друг за другом - повествование.

Потому, что солнце ассоциируется с весной, с пробуждением.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

План.

1.Сосулька плачет.

2.Воробьи радуются весне.

3.Всё вокруг изменилось.

4.Весь мир осветила крохотная капля.

  Работа в группах с одинаковыми частями

Слайд 11

Слайд12

Предлагаю облегчить вам работу по подготовке к изложению. Для этого вам следует разойтись по группам с одинаковыми номерами

(по частям текста).

I группа — 1 часть текста;

II группа — 2 часть текста;

III группа — 3 часть текста.

Алгоритм работы: (голубые листочки)

1) Прочитать свою часть текста ещё раз.

2) Выписать опорные слова.

 

Дети рассаживаются в группы по  частям текста.

Работают по алгоритму.

Все опорные слова группы записывают на больших листах, которые потом крепятся на доску.

 Словарно - орфографическая

подготовка

Слайд13

Слайд14

 Орфографическая подготовка.

сосулька                                          заплакала

капельки – капель                          засветились – свет

жёлтые                                             ручейки – ручей

заголосили – голос, подголосок

радостно – радость                       замер – мёртвый

изменилось – измена                     засияло

засверкало                                     крохотная

 

 

Написание текста

изложения

1)Отложите тексты в сторону.

Пользуясь планом и опорными словами, напишите изложение.

2)Самопроверка.

Дети пишут изложение со свободной передачей содержания. Открывают листы с текстом и проверяют написанное, сверяясь с текстом. Если

есть ошибки, исправляют.

IX. Рефлексия. Итог

урока

Слайд15

Слайд16

1.Я активно участвовал в работе группы.

2.Мне понравилось работать в четвёрках.

3.Мне понравилось работать в группе.

4.Мы работали дружно.

5.Мне всё удалось.

                                   

 

 На ладошке ставят + или -

        Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

        Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

        Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

        Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

 Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками.  Зажурчали они ручейками.

         Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками.  Зажурчали они ручейками.

         Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

         Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

 

Алгоритм работы:

1) Прочитать свою часть текста ещё раз.

2) Выписать ключевые (опорные)  слова.

 

Алгоритм работы:

1) Прочитать свою часть текста ещё раз.

2) Выписать ключевые (опорные)  слова.

 

Алгоритм работы:

1) Прочитать свою часть текста ещё раз.

2) Выписать ключевые (опорные)  слова.

 

Алгоритм работы:

1) Прочитать свою часть текста ещё раз.

2) Выписать ключевые (опорные)  слова.

 

Памятка

Как писать изложение

1. Внимательно прочитай текст. После этого будь готов ответить на вопросы.

2. Напиши заголовок. Подумай, о чем он.

3. Составь план.

4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.

5. Напиши изложение.

6. Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова. Все ли слова употреблены удачно.

7. Не забудь про грамотность. Проверь знаки препинания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....