Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект и презентация урока "Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах". УМК "Школа России" Л.М. Зеленина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponytie_o_korne.rar | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Селтинская начальная общеобразовательная школа»
Урок русского языка
2 класс (автор учебника Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова УМК «Школа России»»)
Составитель: Девятых Л.С., учитель
первой квалификационной категории
2017 год
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. | ФИО (полностью) | Девятых Любовь Сергеевна |
2. | Место работы | МКОУ «Селтинская начальная общеобразовательная школа» |
3. | Должность | Учитель начальных классов |
4. | Предмет | Русский язык |
5. | Класс | 2Б класс |
6. | Тема | Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах. |
7. | Базовый учебник (УМК). | Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Русский язык; УМК «Школа России» |
8. | Учебные цели и задачи | Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень; Задачи: 1) развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова; 2) научить находить корень в однокоренных словах; 3) развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы; 4) воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль; |
9. | Планируемые результаты: | Предметные: научатся находить корень в словах, подбирать однокоренные слова; Метапредметные: Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; договариваться о распределении работы между собой и соседом; уметь слушать и слышать друг друга; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа. Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие критического мышления. |
10. | Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
11. | Формы работы учащихся | Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная работа. |
12. | Оборудование | Проектор, экран, учительский компьютер, презентация по ходу урока, тесты для закрепления знаний. |
Ход урока.
Организационный момент.
-Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение, давайте их поприветствуем нашими улыбками, а теперь поприветствуем друг друга, пожелаем мысленно себе удачи. Я надеюсь, что наш урок будет интересным и познавательным.
-Догадайтесь, что у меня на ладони:
Эта звёздочка-пушинка называется ... (снежинка)
- Да, у меня в руке снежинка. Возможно, это последняя снежинка зимы. Она опустилась к нам, чтобы подарить радость общения и радость открытий, которые нам предстоит сделать на уроке. Чтобы увидеть и услышать много интересного, ничего не пропустить, нам понадобятся тишина и внимание.
Запись даты в тетради
Снежинка оставила в полёте удивительный узор. Выполните такой же узор до середины строки.
сз зс сз …
Актуализация знаний
Ум да разум надоумят сразу. СЛАЙД №2
- Прочитайте запись на доске.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
Работа в парах (взаимопроверка) оценить
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
Создание проблемной ситуации. СЛАЙД №3
а)- Ребята, посмотрите внимательно на слова и прочитайте их.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль.
- На какую тему все эти слова? (зима)
-найдите слова с безударной гласной в корне слова (зима, зимовать, мороз)
-найдите слова с парной согласной в корне слова (мороз, снег)
-найдите слова с мягким знаком на конце слова (февраль, зимовать)
-Как понимаете значение слова родственные?
А теперь внимание, учебная задача - выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. СЛАЙД №4
- Прежде чем сделать запись, обсудите в группах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.
-Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик из группы читает слова).
- Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
Беседа о родственниках.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. СЛАЙД №5
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму, жить где-нибудь зимой
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а февраль– зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу ( да – нет).
-Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели? (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (-зим- ).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
Открытие нового знания. СЛАЙД №6
- Сформулируйте тему урока (Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах.)
- Какова цель нашего урока: будем учиться подбирать к слову родственные слова
- Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
-Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Работа со словарями в группах. СЛАЙД №7
Корень:
-подземная часть растения;
-часть волоса, зуба, ногтя;
-часть слова;
-квадратный корень.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (
Работа в парах. СЛАЙД №8
-Заполните карточку.
Корень слова - это_____________ часть ________________ слов.
Первичное закрепление.
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»? ( Общая часть родственных слов)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Работа в парах. СЛАЙД № 9.
1. На доске записана рифмовка:
Лес, лесок, лесной, лесник,
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт,
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил,
Род, родители, родил.
- Выделите корни у этих слов. Проверка на слайде.
Понятие об однокоренных словах.
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от
одного и того же корня? Обсудите это в парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)
- Давайте подведём итог. С какими новыми понятиями мы с вами познакомились. СЛАЙД №10
-родственные слова,
-корень слова,
-однокоренные слова
Вывод Слайд 11
Физминутка
Закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа по учебнику. Упр.4 стр. 58.
Упражнения в распознавании однокоренных слов. Работа в группах. СЛАЙД № 12
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Засели домики».
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете) Проверьте, правильно ли они заселились
Лиса, лист, лисонька, лисий.
Морской, моряк, море, мороз.
Вода, водичка, водный, водитель.
- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и вычеркните лишнее слово выделите в этих словах корень. (Работа учащихся)
- Проверяем, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Оцените работу групп.
Проверочное задание-тест. СЛАЙД №13
- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны обвести в кружок номера однокоренных слов
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
-Давайте проверим СЛАЙД №14
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
6) 1, 2, 3.
7) 1, 2, 3 .
Итог урока. СЛАЙД №15
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? ( в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
Домашнее задание. СЛАЙД № 16
Дома вы должны «посадить корень» слова и подумать, какие слова от этого корня вырастут. Думаю, что завтра мы увидим целую аллею таких деревьев и определим чьё дерево разрослось лучше.
Рефлексия. СЛАЙД № 17
-Теперь я могу…
-Теперь я знаю…
Сегодня было приятно работать с вами. От вашей доброты и душевного тепла снежинка растаяла утекла в весеннем ручейке. На память о нашем уроке она оставила только капельку. А в ней те знания, которые вы получили на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал... |
З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал... |
З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал... |
З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал... |
З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал... |
Корень слова – это часть слов.
|
Корень слова – это часть слов.
|
Корень слова – это часть слов.
|
Корень слова – это часть слов.
|
Корень слова – это часть слов. |
Корень слова – это часть слов.
|
Корень слова – это часть слов.
|
Корень слова – это часть слов.
|
– Выделите корни у этих слов. Лес, лесок, лесной, лесник, Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт, Ледяной, ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил, Род, родители, родил. |
– Выделите корни у этих слов. Лес, лесок, лесной, лесник, Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт, Ледяной, ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил, Род, родители, родил. |
– Выделите корни у этих слов. Лес, лесок, лесной, лесник, Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт, Ледяной, ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил, Род, родители, родил. |
– Выделите корни у этих слов. Лес, лесок, лесной, лесник, Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт, Ледяной, ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил, Род, родители, родил. |
лиса морской вода лист моряк водичка лисонька море водитель лисий мороз водный |
лиса морской вода лист моряк водичка лисонька море водитель лисий мороз водный |
1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3. | 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . | 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . |
1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . | 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . | 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . |
1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . | 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . | 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . |
Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. |
Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. |
Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. |
Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. |
Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. |
Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. |
Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»
Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....
Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».
Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...
Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."
Данная разработанная технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...
Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.
Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....
урок русского языка "Общее понятие родственных (однокоренных) слов"
Урок открытия нового знания проведен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"...
Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.
На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....