Урок русского языка. 2 класс. Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Баленко Лариса Геннадьевна

конспект урока русского языка. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 "А" класс.

Тема урока: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

Цели:

1. Познакомить с понятием родственные (однокоренные) слова, с признаками однокоренных слов.

2. Формировать умение находить родственные слова.

3. Выделять общую часть слова.

4. Пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные

слова, употреблять их в речи.

аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные:

развития навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Предметные:

осознавать значение понятия «родственные слова»;

подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.

Коммуникативные УУД

продолжать развивать у учащихся умения вести диалог с учителем;

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Познавательные УУД

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приёмы: мотивации, организации рефлексии.

Формы организации: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование:   разноуровневые карточки для учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент. Рефлексия.
1. Приветствие гостей.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу, и будем работать дружно и весело
.

2. Настрой на работу.
Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

3. Проверка готовности к уроку.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку?

- Все принадлежности аккуратно лежат на вашем рабочем месте?

СЛАЙД -2

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание.

- А теперь проверим свою посадку. Что необходимо помнить? (От нашей правильной посадки зависит красивое письмо в тетрадях.)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

- Отгадав загадку, вы узнаете, какую букву мы повторим и напишем.

Яблочко растёт на ветке, его любят наши детки.

Яблочко люблю и я - с ним запомню букву ... (Я я)

- Посмотрите, как правильно пишется наша буква.

- Пропишите на первой строке букву Я я.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овальчик до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу.

- Вторая строка ля, яс.

2. Ребята, послушайте внимательно стихотворение.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О, здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

СЛАЙД - 3.

- Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, семья, имеет одну фамилию).

Родственники - это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей?

- Почему?

- Кого можно здесь назвать родственниками? ( Гусь, гусыня, гусята).

- Ребята, среди слов, оказывается тоже есть родственники.

3. Определение темы урока и постановка целей урока.

- Дети, кто догадался какая тема урока?

Тема урока: Родственные (однокоренные) слова.

СЛАЙД -4.

- Давайте сформулируем цель  урока:

- Научиться различать родственные слова.

СЛАЙД - 5.

4. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику. (с. 58 упр. 77)

- Прочитаете текст. Чем похожи выделенные слова?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание (с. 58), и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите 2 признака родственных слов. ( Общая (одинаковая) часть и близки по смыслу).

Родственные слова:

1. Близки по смыслу.

2. Имеют общую (одинаковую) часть.

СЛАЙД - 6

2. с. 59 упр.78. (самостоятельно - по вариантам).

Взаимопроверка.

5. Физкультминутка. 

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова побежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

6. Закрепление изученного материала.

1. Разноуровневая самостоятельная работа.

-Поиграем с вами в игру «Биржа знаний».

- Мы попали на остров Везения. Здесь работает биржа Знаний. На учительском столе карточки трёх цветов – зелёный, жёлтый, красный. Выберите ПО СИЛАМ карточку.

- Оцените свои возможности и постарайтесь правильно сделать выбор.

- После выполнения задания берёте карточку с ответами.

Работу выполняем письменно.

1 уровень.  (Красный)

Выдели общую часть родственных слов.

Сад - садовый

лес - лесной

зима - зимний

гриб - грибной

2 уровень.  (Жёлтый)

Вставь пропущенные буквы и выдели общую часть родственных слов.

Сад - с.довый

лес - л.сной

зима - з.мний

гриб - гр.бной

3 уровень. (Зелёный)

Подбери и запиши родственные слова, отвечающие на вопрос какой? Вставь пропущенные буквы и выдели общую часть родственных слов.

Сад -

лес -

зима -

гриб -

2. Отгадайте загадку.

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовётся,

Кто дети угадает? (осень)

- Давайте составим предложение про осень.

деревьев, золотые, падают, с, листья

СЛАЙД - 7

(Золотые листья падают с деревьев).

3. Работа в группе.

Правила работы в группе.

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Не смейся над чужими ошибками.

СЛАЙД -8

- Делимся на 4 группы.

Задание. Подбери и запиши родственные слова:

1 группа - лес. (Лесной, лесок, лесочек, лесник, лесишко, лесовик, лесничий, лесовичок, лесопилка, лесоруб, лесничество, лесничий, лесозавод, лесополоса).

2 группа - дом. (Домик, домище, домовой, домохозяйка, домосед, бездомный, домина, домовёнок, домашний, домоседка).

3 группа - хлеб. (Хлебушек, хлебозавод, хлебцы, хлебороб, хлебопекарня, хлеборез, хлебница, хлебопекарь, хлебовоз, хлебопечь).

4 группа - соль. (Солёный, солить, солянка, соленья, засолка, рассол, рассольник, солёненький, пересолить).

- От каждой группы представитель зачитывает слова.

(Проверка сигнальными знаками).  

4. Работа по учебнику. (с.59 упр.79)

Выполняют самостоятельно.

Взаимопроверка.

5. с. 60 упр. 82 (резерв)

7. Итог урока.

-  Над какой тема урока мы сегодня работали?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Мы её достигли?

- Оцените свою работу на уроке.

8.Рефлексия.

- Молодцы!!!

-Спасибо за работу на уроке!!!

СЛАЙД - 9.

9. Выставление отметок.

Лист самооценки.

Номер задания

Вид деятельности

Оценка

1

Упражнение 78.

2

Работа по карточкам.

3

Работа в группе.

4

Упражнение 82.

10. Домашнее задание.

с. 60 упр. 83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...

конспект урока в 3 классе.Что такое корень слова? Правописание корня в однокоренных словах.

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении.На уроке формируется  представление о  родственных словах,  вырабатываются  умения и навыки единообразного написания ...

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....