- Мотивация к учебной деятельности.
Учитель | Солнышко проснулось и взошло, Сразу всюду сделалось светло… Вот и у нас сегодня в классе сделалось светло от нашего солнышка. (Если на улице нет солнышка, можно на доску прикрепить нарисованное) |
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Дети | Как вы думаете, такое красивое и теплое слово – солнышко – является одушевленным или неодушевленным? Неодушевленным. | Учитель | Но некоторые авторы, как в нашем случае, одушевляют эти предметы, чтобы сделать стихотворение более ярким и выразительным. Какие слова этому способствуют? | Дети | Проснулось, взошло. | Учитель | Сегодня наше солнышко посмотрит, как вы умеете различать одушевленные и неодушевленные предметы. Я сейчас буду читать предложения, а вы выписываете только одушевленные предметы. (Учитель вместе с детьми работает у доски, проговаривая слова по слогам и записывая их) Мама, так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я большому кораблю Дам названье "МАМА". | Дети | Мама. | Учитель | Мой папа веселый, Но строгий и честный. С ним книжки читать И играть интересно. | Дети | Папа. | Учитель | У бабушки на полке Нитки да иголки, Ножницы стальные, Ленты кружевные. | Дети | Бабушка. | Учитель | Не в машине легковой, Не в подводе тряской — Едет брат по мостовой В собственной коляске. | Дети | Брат. | Учитель | Целый день смотрю в окно, Родственников жду давно. Приходите к нам на ужин, Мы картошечки потушим. | Дети | Родственники. | Учитель | Прочитайте слова на доске. Что можно про них сказать? | Дети | Это все имена существительные, т. к. называют людей и к ним можно подставить вопрос кто? | Дети | Слова являются одушевленными. | Дети | У всех ударение падает на первый слог. | Дети | Это все члены семьи. | Учитель | Какое задание можно придумать к этим словам? | Дети | Найти лишнее. | Учитель | Какое слово в данной группе является лишним? | Дети | Родственники, т. к. другие слова обозначают одно лицо, а это слово обозначает два или несколько лиц. | Учитель | В таком случае говорят, что слово «родственники» множественного числа. А что еще можно сказать про это слово? | Дети | Оно является общим для других слов. | Учитель | От какого слова образовалось слово «родственники»? | Дети | Род. | Учитель | На каком уроке мы уже встречались с этим понятием? | Дети | Окружающий мир. | Учитель | Откройте учебники окружающего мира на стр. 52 и прочитайте, что там об этом написано. | Дети | Оказывается, что род – это то же самое, что наша современная семья. |
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель | Мы о роде и родственниках прочитали только что в окружающем мире. Тогда зачем я сегодня на русский язык взяла понятие «родственники»? | Дети | (Варианты ответов. ) | Учитель | Какова же будет тема нашего урока?
| Дети | Мы сегодня будем говорить о родственных словах. |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель | Ребята, а как вы думаете, а может быть, у слов тоже как и у людей есть «родственники»? (На одной стороне доски написано «да», на противоположной – «нет».) Кто считает, что «да, слова бывают родственными», встает сюда. Кто не согласен с этим, встает у доски, где написано «нет». (Своего рода – разминка. Дети разделились на группы.) (Группа «да» садится на свой ряд и получает карточку со словами «лес, лесник». Группа «нет» напротив них на свой ряд, где их ждет карточка со словами «вода, водитель») Итак, ваша группа считает, что слова могут быть родственниками друг другу; ваша группа считает, что не могут. Сейчас вы попытаетесь доказать свою точку зрения. (Учитель должен помочь, намекнуть) Но обратите внимание, если ваши слова родственные, они должны быть как-то между собой связаны, иметь что-то общее. Как в нашем случае мама, папа, брат, бабушка имеют родственные связи. А вы докажите(вторая группа), что ваши слова никак не связаны. Работа в группах. Обсуждение.
|
5. Реализация построенного проекта
Дети | (1 группа высказывает свою точку зрения. Учитель записывает их группу слов на доске). Действительно, эти слова связаны не только по смыслу, ведь лесник работает в лесу, но и у них есть общая часть. Как наши члены семьи имеют общие корни, так и эту общую часть в словах тоже будем называть корнем и выделять вот так (показать). (2 группа высказывает свою точку зрения). Вы тоже правы, считая, что ваши слова не родственны. Но как быть? Они ведь тоже имеют общий корень? Значит, должны быть родственными. Как не запутаться в определении родственности слов? Ведь умение различать родственные и неродственные слова в дальнейшем нам пригодится?! (Подвести детей к мысли, что слова должны быть связаны по смыслу. Работа водителя не связана с водой). Ребята, какой мы сделаем вывод? | Дети | Слова могут быть родственными, тогда они имеют общий корень и связаны по смыслу. Но, имея общий корень, могут быть и неродственными. Как знакомый не является родственником нашей семье. Нужно быть внимательным. | Учитель | Каждая группа допишет к уже написанным словам еще по паре родственных. А вторая группа к каждому неродственному по одному родственному. Выделите корень. | Дети | Лесной, лесничий. Вода – водяной, водитель – водит. |
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель | Давайте посмотрим, какие слова предлагает нам автор учебника Антонина Владимировна Полякова. Откройте учебник на странице, номер которой является двузначным числом и состоит из соседних чисел, в сумме составляющих 15. | Дети | Страница 87. | Учитель | Какие слова предлагает нам автор? Докажите, что они родственные. | Дети | Ежик – еж. Имеют общую часть и связаны по смыслу. | Дети | Мышонок – мышь. Общий корень – мышь. | Дети | Котенок – кот. Связаны по смыслу и имеют общий корень – кот. | Учитель | Молодцы! |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Учитель | Класс сегодня поработал хорошо. А сколько у нас в классе человек? | Дети | 20 | Учитель | Обратимся к математике, которая научила вас делить пополам. Полкласса – это сколько? | Дети | 10. | Учитель | Так вот номер в учебнике в сумме дает нам число 10. кто нашел? | Дети | 145. | Учитель | С какой группой слов мы сегодня уже работали? | Дети | Лес – лесной – лесник. | Учитель | Хорошо, в лесу побывали, а вот в саду еще не успели. Запишите эту группу слов в тетради и докажите, родственные это слова или нет. | Дети | Сад – садовник. Общий корень – сад. А садовник – это человек, работающий в саду, значит слова родственные. | Учитель | Умницы! У кого на даче есть сад? Что у вас там растет? | Дети | (варианты ответов) | Учитель | Для чего вам нужен сад? | Дети | Выращивать фрукты, чтобы запастись на зиму витаминами | Дети | А у нас сделана беседка, мы всей семьей любим там отдыхать. | Учитель | А мы с вами любим отдыхать? Отдохнем? (физкультминутка про бег) Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны. |
8. Включение в систему знаний и повторение
Учитель | Мы сейчас с вами бегали на месте, а как бегут герои картинки в учебнике? | Дети | Быстро. | Учитель | Как вы это поняли? Как художник смог изобразить быстрый бег на рисунке? | Дети | Ноги и руки у мальчика с папой широко расставлены, и под их ногами клубится пыль. | Учитель | Какие родственные слова нам предлагает автор, опираясь на этот рисунок? | Дети | Бег, бегуны, бегать. | Учитель | Кто такие бегуны? | Дети | Спортсмены, которые бегают на соревнованиях дистанции | Учитель | А мы с вами посоревнуемся в разгадывании загадок. Итак, первая группа загадывайте загадку 2 группе. | Дети | Отдельно - я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. | Учитель | Отгадку никто не произносит, а молча запишет себе в тетрадь с большой буквы с новой строчки. | Дети | Соль. | Учитель | 2 группа загадайте первой. | Дети | Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. | Учитель | Вы также запишите отгадку с новой строки с большой буквы. | Дети | Гриб. | Учитель | Мы с вами засиделись. Подумайте и встаньте те, кто увидел связь между двумя этими отгадками. Может быть, найдется что-то общее. (Спросить тех, кто не встал). Назовите отгадки. | Дети | Соль, гриб. | Учитель | Неужели вы не увидели ничего общего в словах? (Выслушать варианты и тех, кто сидит и кто встал). | Дети | Это имена существительные. | Дети | Состоят из 4 букв. | Дети | Состоят из одного слога. | Дети | В своем составе имеют одну гласную. | Дети | Один согласный звук в каждом слове мягкий. | Учитель | А какую связь можно найти между этими словами? | Дети | Моя мама грибы солит на зиму в бочку. | Дети | А мы любим жареные грибы, которые тоже солим, когда они в сковороде жарятся. | Учитель | Молодцы! Чтобы нашим словам было не так одиноко на строчке, позовите к ним родственников. Поставьте запятую и допишите, какие знаете родственные слова. Каждая группа к своему слову. | Дети | (Называют свои варианты записанных слов и доказывают, что они родственные). | Учитель | Проверьте в учебнике на рисунке все ли слова записали. Номер страницы с одинаковыми числами. И допишите, у кого не хватает каких-то слов. Также проверьте орфограммы в написанных словах. Выделите корень. |
9. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель | Дома поищите и запишите в тетрадь слова с одинаковым корнем, но не являющиеся родственными. Какое важное открытие вы сегодня сделали? Какие трудности вы испытывали на уроке? Улыбнитесь нашему солнышку те, кому урок понравился, и у кого солнечное хорошее настроение сохранилось до конца урока. А хотите узнать продолжение той веселой песенки, с которой мы начали урок? Солнышко проснулось и взошло, Сразу всюду сделалось светло. Засверкали, заплясали вдруг Солнечные зайчики вокруг… И этим солнечным зайчикам так понравилось сегодня у вас на уроке, что они решили пожить в ваших тетрадях. Вы не против? (Положить каждому в тетрадочку вырезанную фигурку зайчика желтого цвета). |
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований
Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебныевыбор наиболее эффективных способов решение в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, сотрудничество; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Умение доказывать свою точку зрения, пользуясь эталоном (Общий корень, связаны по смыслу)
Регулятивные: прогнозирование
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|