Урок в 3 классе " Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Знакомство с понятием однокоренные слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_odnokorennye_slova.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Однокоренные слова". 3-й класс
«Школа России» Учебник русского языка В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 1 часть
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
- учить различать однокоренные слова;
- учить находить однокоренные слова и выделять в них корень;
- развивать орфографическую зоркость;
- учить пользоваться словообразовательным словарём.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
|
Ресурсы урока: , электронное приложение к учебнику В. П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, , «мешок букв», набор карточек с однокоренными словами для групповой работы, словарь
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1) Мотивация учебной деятельности. | На доске схема дерева – берёзы. | Рассматривают картину дерева, называют части дерева. |
– Как вы думаете, какая часть в дереве самая главная? Почему? (Корень.) | Обсуждают, какая часть дерева главная. Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается. | |
– О каких словах пойдёт речь на уроке? | Обсуждают, приходят к выводу, что это корень – общая часть всех однокоренных (родственных слов) и на уроке речь пойдёт об однокоренных словах. | |
– Давайте соберём из слов на доске цели нашего урока. | Собирают на доске цели урока, ещё раз читают их. | |
2) Организация познавательной деятельности | – Чтобы научиться находить однокоренные слова, надо вспомнить, какие слова мы называем однокоренными? В этом поможет нам учебник. На стр. 61 найдите определение однокоренных слов. | Находят правило, читают его. |
Через проблемную ситуацию введение понятия «однокоренные слова». | – Представьте, что наша берёза растёт в лесу. Возьмём корень -лес- (Учитель открывает на доске берёзу, ставит корневую карточку -лес-) | Дети придумывают и вписывают на интерактивной доске слова: лесник, лесок, перелесок и др. Обсуждают, при помощи правила в учебнике доказывают, что эти слова нельзя поместить на дерево, так как они не являются однокоренными. |
– Молодцы! Всё правильно объяснили. А теперь ещё раз посмотрим и постараемся запомнить, какие слова мы называем однокоренными. | ||
Работа в группе. | – Сейчас вы будите работать в группах. Каждая группа получит карточку со словами. Подчеркните только однокоренные слова. Докажите почему некоторые слова являются «лишними». Пример карточки: Лист, листья, листок, листочек. | Делятся на группы (3-4 чел.) Обсуждают в группах правильные варианты однокоренных слов, представляют результаты своей работы. Осуществляется взаимопроверка групп по 2 критериям: правильность обозначения корня и нахождение «лишнего» слова. |
Самостоятельная работа. | Упражнение 109 стр. 62 – Помогите братьям Лосям спуститься на землю. Для этого правильно распределите мешочки по корзинам. | Работают самостоятельно, проверяют себя. |
Физминутка.
| – Давайте сделаем гимнастику для глаз. Ах, как долго мы писали, | Выполняют движения глазами: моргают, смотрят в окно на небо, вверх, вниз.
Смотрят по дуге, «строят радугу» – 7 цветов. (7 раз)
Сильно зажмуривают глаза и открывают их. |
Динамическая пауза. | – Теперь проведём разминку, которая называется «Однокоренные слова» Я называю слово – сущ., а вы подбираете однокоренное слово – глагол, громко выкрикиваете его и показываете действие, которое обозначает глагол. Бег – бежать | Выполняют разминку стоя, подбирают однокоренные слова и показывают действия: бегут, смеются, прыгают, спят, плывут, кричат. |
Работа со словарём однокоренных слов в учебнике. | На доске записаны 3 слова. Шаг, шагать, шажок, вышагивать. – Являются ли эти слова однокоренными? (Да) | Определяют общую часть -ша-, отмечают общее значение всех слов. |
– Верно ли вы обозначили корень? Для этого обратимся к словарю однокоренных слов. Стр. 149 | Открывают словарь и выясняют, что корень -шаг- и -шаж- | |
Учитель объясняет, что в корне у некоторых слов происходит чередование г//ж и такие случаи уточняют в словарях. | Переписывают слова с чередованием букв в тетрадь. | |
Работа со словообразовательным словарём Тихонова. | Учитель показывает словообразовательный словарь, вместе с детьми вспоминает, как находить слова по алфавиту. Достаёт «мешок букв». | Дети работают в парах. Совместно по словарю на парте находят нужные слова выписывают в тетрадь, обозначают корень. В случае затруднения обращаются к учителю. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | – Попробуем теперь самостоятельно найти однокоренные слова в тексте. Упр. 108 | Самостоятельно выполняют упражнение по заданию. |
3) Подведение итогов урока. Рефлексия. | – Ещё раз обратимся к целям нашего урока (Цели открываются на доске.) | Дети читают ещё раз цели и анализируют, как они справились с учебными задачами урока: находить однокоренные слова, обозначать корень, пользоваться словарём, подбирать однокоренные слова. |
– Вспомним, какие слова мы называем однокоренными. | Повторяют правило. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.
Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень. ...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова...
Урок русского языка 2 класс "Однокоренные слова"
В игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова....
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Однокоренные слова"
Данная презентация поможет сформировать понятие "Однокоренные (родственные ) слова", их основные признаки, умение подбирать однокоренные слова....
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс Однокоренные слова
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс Однокоренные слова...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"...
Контрольная работа по русскому языку 2 класс "Однокоренные слова, форма слова, гласные звуки".
Контрольная содержит следущие задания: Поиск однокоренных словОпределение количества слогов в слове;Запись слов в алфавитном порядке;Определение формы слова.Запись звуков буква и другие...