Урок русского языка 2 класс "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
В игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_russkogo_yazyka_vo_2.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
13.03.2013
Русский язык
«Однокоренные слова»
2 класс
Учитель: Рыжова Н.А.
МОУ «Поповская ООШ»
Урок русского языка во 2-м классе по теме " Однокоренные слова"
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид и формы контроля | УУД |
Однокоренные слова. | Урок обобщения и система-тизации знаний. | Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные слова). Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся. | Знать и понимать: термины и понятия: «корень слова», «однокоренные слова». Использовать для: - выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся. | Текущий | Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь. Определяя состав слова приводить доказательства (в упражнениях и играх типа: «Докажи, что в слове…корень…», «Докажи, что записанные слова являются родственными») |
Прогнозируемые результаты: в игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова.
Задачи:
1. Обобщить представления учащихся о признаках однокоренных слов.
2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.
3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.
4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные
умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.
5. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- плоские звёзды из бумаги, на оборотной стороне которых написано задание;
- макет дерева для каждого ученика;
- карточки с корнями слов;
- мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”;
- интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы подводим итог нашему знакомству с однокоренными словами, корнями слов.
Отгадайте загадку: Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром – нет ничего.
- Что это? (звёзды на небе) (слайд № 2)
- Звёзды всегда привлекали внимание людей. Люди могут часами смотреть в небо, любоваться звёздами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, что оно исполнится.
- У нас с вами сегодня волшебный звездопад. Падают звёзды и несут с собой тайну. А кто разгадает тайну, у того исполнится желание, он получит «4» или «5» по русскому языку. Ну, а кто не получит этих оценок, у того желание исполнится завтра или послезавтра, но обязательно исполнится.
3. Орфографическая пятиминутка.
- Разгадайте тайну первой звезды.
- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.
- Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).
- Рыбная ловля. (Рыбалка).
- Ловить рыбу. (Рыбачить).
- Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).
(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, слайд №3). Дети проверяют.
4. Упражнение на внимание. (слайд №4)
- А вторая звезда дарит нам сказку. Послушайте сказку “Родственница”. Найдите два признака родственных слов.
– Вы кто такие?
– Я – гусь? Это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша родственница – гусеница.
– Права ли гусеница? Назовите два признака родственных слов. (Однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)
5. Игра « Третий лишний».
- Третья звёздочка предлагает вам поиграть в игру «Третий лишний» (слайд № 5)
БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ.
ЛОСЬ, ЛОСКУТ, ЛОСЕНОК.
ГОРНЫЙ, ГОРА, ГОРОДОК.
СЕМЯ, СЕМЕЧКО, СЕМЬЯ.
ТРАВА, ТРАВУШКА, ТРАВЫ.
- Запишите эти группы слов. Выделите корень.
Физминутка.
- Четвёртая звёздочка предлагает нам отдохнуть.
6. Работа в парах.
- Пятая звёздочка просит вас поработать в парах.
У каждого на партах задание.
Двор, бег, дворик, дворовый, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье, дворня, бегунок, бегство,
- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,
а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
- Запишите данные слова по группам, выделите корень.
- Давайте назовём группы образовавшихся однокоренных слов.
7. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в группах.
- Шестая звёздочка просит вас заселить домики.
Игра «Засели домики»
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Нет ли среди них «чужих»? Поработайте в группах и правильно «заселите» родственников в домики. Нет ли среди них «чужих»?
Проверка.
- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
8. Индивидуальная работа.
- А седьмая звёздочка предлагает вам индивидуальные задания. Вырастить каждому своё «словесное» дерево ( у каждого карточка с заданием в виде рисунка дерева).
- Проверяем. Выходят названные ученики со своими «деревьями» и прикрепляют их к доске.
Ученик:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик - словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Вот мы и разгадали тайны семи звёзд. А у меня к вам ещё загадка:
В тёмном небе звёздной ночью
Я нашёл семь ярких точек,
Семь горящих глаз нашёл,
Называются (ковшом).
- А как ещё называют ковш из семи звёзд? (Созвездие Большая Медведица).
- Оно интересуется, что же такое родственные слова? Что такое корень слова?
10. Домашнее задание.
Составить «словесное» дерево с корнем –звезд- (-звёзд-)
морячок
-м--момор-ор-
-лис-
-мор-
-вод-
вода
лиса
морской
водичка
лист
лисонька
моряк
море
водный
водитель
лисичка
лисий
мороз
подводник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"
Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя безударными гласными....
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...
Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...