РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
материал по русскому языку по теме

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.

Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно совершенствование высших форм интеллекта: мышления, воображения, представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

3

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов, т.к. является не только объектом  изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

Системность изучения языка способствует не только глубокому осознанию его грамматического строя, овладению его закономерностями, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся. Последнее непосредственно связано со свободным владением лексическим богатством русского языка.

Изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой лексических понятий, перед ними раскрываются существующие связи между лексикой и грамматикой, лексикой и орфографией, лексикой и стилистикой. Это создает необходимые предпосылки для целенаправленного  обогащения словарного запаса учащихся.

Русский язык богат синонимами. Синонимическое богатство свидетельствует о высоком развитии лексики русского языка. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.

Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся.

Знание синонимии русского языка дает возможность учащимся точно , богато и образно выражать свои мысли, преодолевать неоправданное повторение слов, осмысливать разнообразные оттенки значений отдельных слов того или иного синонимического ряда, получать адекватное представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами. Поэтому предметом особого внимания является процесс обогащения речи учащихся начальной школы синонимичными словами.

Именно начальный этап занимает ведущее место в обучении русскому языку, потому что, с одной стороны, он наиболее труден в силу отсутствия необходимых языковых знаний, навыков использования в речи языковых средств и несформированности речевых умений. С другой стороны, этот этап наиболее важен, так как приобретенные учащимися знания, умения и навыки служат базой для дальнейшего овладения родным языком.

Поэтому возникает необходимость отбора материала по лексической синонимии для его  дальнейшего изучения и усвоения учащимися начальной школы.

Поскольку одной из основных задач обучения русскому языку является задача развития и обогащения словаря младших школьников, совершенствование лексических знаний и умений, в частности работа с синонимами, остается одним из основных путей   повышения культуры устной и письменной речи.

4

СИНОНИМЫ И ИХ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

                                                            «Заговори, чтоб я тебя увидел…»

Так отзываются о герое. А еще о нем можно сказать бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Все эти слова объединяет общее значение: « не испытывающий страха» , а различия между ними едва заметны. Например, неустрашимый ( книжное слово ) – очень храбрый, удалой ( народно – поэтическое ) – полный удали, лихой ( разговорное ) – смелый, идущий на риск.

Слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называются синонимами.

Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом или синонимическим гнездом. Могут быть синонимические ряды существительных ( работа – труд – дело – занятие ); прилагательных  (влажный – мокрый – сырой ); глаголов ( бежать – спешить – торопиться ); наречий ( тут – здесь ); фразеологизмов ( переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом ). В синонимическом ряду обычно выделяется ведущее слово ( доминанта ), являющееся носителем главного значения ( одежда – платье – костюм – наряд ). Синонимические отношения пронизывают весь язык. Многозначные слова в разных своих значениях входят в состав различных синонимических рядов. Например: холодный взгляд –бесстрастный, безучастный, равнодушный; холодный воздух – морозный, студеный, леденящий; холодная зима -суровая, морозная.

Каждое слово синонимического ряда отличается от других слов того же ряда каким- нибудь дополнительным оттенком значения, который необходимо учитывать для того, чтобы с наибольшей точностью выражать мысли. Синонимы, имеющие различные оттенки в значениях, называются семантическими  ( смысловыми ).Например: буря, ураган, шторм. Имея общее значение ( сильный разрушительный ветер ), они различаются его оттенками: ураган – это буря, необычайная по силе; шторм – это буря на море. Например, в ряду наречий  быстро – скоро - моментально выделяется общее значение этих слов – характеристика действия, протекающего с определенной степенью интенсивности. Наречие быстро указывает на быстроту протекания самого действия ( Мой брат быстро ходит ); скоро – на то, что действие осуществляется через короткое время       ( Подождите, он скоро придет ); в наречии моментально скорость протекания действия предельно велика (  Он моментально исчез ). Еще пример: смотреть и глядеть – слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на действие, которое совершается  более внимательно, чем глагол глядеть.

5

Синонимы, обозначающие признак, часто отличаются друг от друга большей или меньшей степенью проявления этого признака. Так, в

синонимическом ряду влажный – сырой – мокрый прилагательные расположены в порядке возрастания признака: сырой – сильнее пропитанный жидкостью, чем влажный ; мокрый – сильнее пропитанный влагой, чем сырой.  

Прилагательные большой – огромный  также различаются по степени проявления признака. Общее значение, объединяющее эти слова,- « имеющий размер, превышающий норму». Однако в каждом из них степень данного качества различна: огромный больше, чем большой.

Слова – синонимы могут отличаться друг от друга и широтой своего значения ( автор – писатель ). Значение слова автор шире, чем писатель.

Различие между синонимами проявляется и в способности к сочетанию с другими словами. Одни из них обладают способностью вступать в сочетание с большим, подчас неограниченным кругом слов; другие имеют ограниченную сочетаемость. Например, пожилой – старый.  Можно сказать старый дом, старое пальто, старая книга и т.д. Синоним

же пожилой употребляется только по отношению к человеку: пожилой человек, пожилая женщина.

Некоторые синонимы отличаются стилистической окраской. Например: спать – почивать – дрыхнуть.

Первый может быть использован в любом стиле, второй – только в книжном, причем придаст речи архаический оттенок ( ведь так говорили в старину ) , а третий и вовсе лучше не употреблять, потому что он звучит грубо. Такие синонимы называются стилистическими, они требуют к себе не меньшего внимания, чем семантические.

Чтобы наша речь была правильной и не казалась смешной, мы стараемся точно употреблять синонимы, различающиеся стилистическими оттенками. Ведь вы не скажете девчонке, прибежавшей с мороза: « Как пылают твои ланиты ! Хотя в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова это слово не кажется нам странным…

Стилистические функции синонимов разнообразны. Общность значения синонимов позволяет употреблять одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.

Функция замещения – одна из основных функций синонимов.

Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают уточнить, более четко и  ярко передать мысль.

Как художник берет не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их тонкими переливами, полутонами, так и мы можем использовать все оттенки и нюансы синонимов. При чем синонимические богатства русского языка не облегчают , а усложняют в этом случае нашу задачу,

6

потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, выразительной.

В заключение напомним слова К. И . Чуковского ,призывавшего шире использовать синонимию русского языка. « …Почему всегда пишут о человеке – худой, а не сухопарый, не  худощавый, не  тщедушный, не тощий? Почему не стужа ,а холод? Не лачуга , не хибарка, а  хижина? Многие думают , что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой, -  и мало ли какие еще».

Этот призыв нашего замечательного писателя, наверное, обращен ко всем нам…

7

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ  ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.

Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно совершенствование высших форм интеллекта: мышления, воображения, представления.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – фундамент, который обеспечивает школьнику развитие речи , создает условия для успешного формирования орфографических навыков.

Я работаю не только над количественным усвоением словарного запаса учеников, но и его активизацией.

Однако, активный словарь детей растет медленно. Запас слов учащихся начальных классов, к сожалению, очень мал. Дети часто повторяют одни и те же слова в своей речи, слабо владеют синонимикой.

Т. о., необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал,- словарь, синтаксические конструкции, умения по составлению и редактированию текста. В этом смысле значение синонимов огромно. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях.

Упражнения над синонимами расширяют и уточняют словарь школьников, предупреждают повторение одних и тех же слов.

Русский язык очень богат синонимами. Так, в Словаре синонимов русского языка З.Е. Александровой к прилагательному глупый дано 37 синонимов, к глаголу сказать – 30, к существительному лицо – 16, к наречию всегда – 35 синонимов и синонимических оборотов речи. Это не значит, что все эти синонимы должны быть усвоены учащимися в начальных классах. Однако, если работу и упражнения с синонимами  проводить в начальной школе систематически, то словарный запас детей обогатится на 300 – 500 слов в год.

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. Она включает  в себя следующие этапы :

  1. подбор слов , близких по смыслу;
  2. выделение слов ( синонимов ) в тексте;
  3. выяснение значений и оттенков значений этих слов;
  4. введение слова в другой контекст – составление предложений;

8

  1. использование слов – синонимов в связной речи .  

Анализ синонимов – это работа над точностью употребления слова в речи. Работу с синонимами я стараюсь проводить не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках природоведения, Изо, труда.

Умение пользоваться синонимами является навыком сложным и формируется  путем включения в работу разнообразных упражнений.

В первом классе , на начальном этапе работы с синонимами, детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении. Термин синонимы целесообразнее заменять термином слова – братья или слова – друзья.

Знакомство с этим явлением языка можно организовать , прочитав строки:

Скажи : « Родник» -

И вот возник,

 Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

( Ключ от дверей тут ни причем! )

Разные слова родник и ключ, а называют одно и то же. Таких слов в русском языке очень много. Называют их Слова – друзья, что значит близкие по значению слова или слова, которые по- разному называют одно и то же.

Наблюдая за такими словами , учащиеся 1-го класса практически усваивают явление синонимии.

Во втором классе считаю целесообразным познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд.

Это лучше сделать с помощью иллюстрированной сказки « Слова – братья».

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было.  Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не

9

находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

      Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми . Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж им хотелось поскорее найти друзей. Волшебник ( а он был очень мудрым человеком ) выстроил им дома вдоль одной улицы под названием «Синонимический ряд» и объединил наших знакомых под флагом Синонимики. Повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то , что, приняв клятву верности , они стали называться одним словом- синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как и всякий « счастливый»…

Говоря с учащимися о наличии в языке синонимов, расширяя у детей их запас, надо включить  в обсуждение вопрос о том, зачем люди придумали столько близких по значению слов, а наш язык их вобрал в себя и хранит. Не лишние ли они, не правильнее ли было бы частично вычеркнуть их из словаря? Эту задачу мы с ребятами решаем,  составляя памятку ,  выполняя ряд упражнений по теме.

Узелки на память.

1) Синонимы – это слова, которые по – разному называют один и тот же предмет ( грусть – печаль ), один и тот же признак ( грустный – печальный ), одно и то же действие ( грустить – печалиться ).

2) Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше ( печальный – грустный;  смелый – бесстрашный – храбрый – мужественный – отважный ).

3) Чем больше слов – синонимов знает человек, тем точнее и ярче  он выражает свою мысль.

Ребята любят игру « Раскрой цветок».

На лицевой стороне лепестков ромашки ( изготавливается из бумаги ) записаны слова первого столбика, а на обратной стороне – второго столбика. Ученик должен угадать слово – синоним, записанное на обратной стороне , перевернуть листок и прочитать слово.

Школьник                      ученик

Спешить                      торопиться

Изба                              дом

Дождь                          ливень

Храбрый                       смелый

10

У каждого ученика имеется  Словарь синонимов  М. Р. Львова.

Каждая строка – синонимический ряд , в котором каждое слово по – своему передает одно и то же значение, имеет свою особенность, оттенок значения, обладает уместностью употребления в речи.

Чтобы выявить эти особенности, дети вводят слова в текст и проводят языковой эксперимент.

Особое место в работе я отвожу синонимам – прилагательным, т. к. по своим выразительным качествам они не могут сравниться ни с одной частью речи.

Проводя работу над отрывком из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», предлагаю ученикам следующие задания:

- Найти в данном отрывке имена прилагательные:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

- Пользуясь словарем, подобрать к именам прилагательным слова – синонимы, объяснить их значения.

- Подумать, почему автор использовал именно эти прилагательные.

Сделать вывод о том, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, не будет полноценной. Следует еще раз показать удачность авторского выбора.

Дети должны понять уместность употребления каждого слова , его эмоциональную окраску.

 В учебнике есть много упражнений по подбору слов с противоположным значением, Поскольку антонимы учащиеся подбирают легче, я усложняю задание:

Подобрать к данным словам антонимы:

Молодой, грустный, легкая

11

К полученным словам подобрать прилагательные – синонимы .

Пользуясь словариками, дети выполняют работу:

Молодой – старый, дряхлый, ветхий, древний, старинный и т. д.

Далее можно дать задание , связанное с лексической сочетаемостью им. прилагательного с им. существительным  .

Например, с какими существительными можно употребить данные прилагательные:

Старый                        обувь

Дряхлый                       часы

Древний                        избушка

Ветхий                         человек

Старинный                  город

-Согласовать им. прилагательные с им. существительными и записать словосочетания.

Такая работа полезна для выбора слов с наиболее подходящим значением. Ребята очень любят выполнять  подобные задания, поэтому  я часто включаю их , подчиняя той или иной теме урока.

Коричневый, карий ( платье, глаза, костюм )

Густой, дремучий ( лес, туман )

Горячий , знойный ( лето , вода, привет)

- Используя как можно больше словосочетаний, составить рассказ и озаглавить его.

Имена прилагательные – это многозначные слова. Если слово многозначно, то у него будут разные  синонимы в зависимости от того, в каком значении слово употреблено.Эту особенность можно показать, используя следующие упражнения:

-Заменить синонимом им. прилагательное в каждом словосочетании:

Тихая езда - …

Тихая ночь - …

Тихий голос - …

12

Крепкий чай - …

Крепкая веревка - …

Крепкий организм - …

- Составить словосочетания :

Мелкий ( почерк, дождь, интерес )

Твердый ( камень, характер )

Легкий ( сверток, задание, ветерок, человек )

В каждом конкретном случае выясняется значение им. прилагательного – прямое или переносное.

Второй этап работы – подбор и запись синонимов к им. прилагатель- ным, которые употреблены в переносном значении.

Дети работают со словарем и подбирают синонимический ряд.

Вариантов может быть несколько .

Например:

Легкий человек

  1. Откровенный, искренний, чистосердечный, прямодушный;
  2. Простой, скромный, бесхитростный;
  3. Спокойный, тихий, смирный;
  4. Ласковый, мягкий, приветливый

Подводя итоги, ребята объясняют выбор того или иного синонимического ряда.

На обобщающем уроке по теме  Имя прилагательное  даю для работы рассказ Г. Сладкова « Март».

На доске записан текст, в котором пропущены им. прилагательные:

Март.

…  месяц март.  …  небо, снега  …  .  …  даль.  …  льды. Первые  …  лужи и последние  …  сосульки. Весь мир  …  .

Предлагаю ученикам подобрать подходящие по смыслу им. прилагательные. Записываем наиболее яркие, точные.

А затем я зачитываю авторский вариант:

13

Голубой месяц март. Голубое небо. Снега голубые. Голубая даль. Голубые льды. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. Весь мир голубой…

Спрашиваю у ребят, уместно ли повторение одного и того же прилагательного.

     Мастерство писателя не оставляет ребят равнодушными. Всего одно прилагательное, но как оно  играет  . Ясно представляешь себе первый весенний месяц, когда настроение весеннее, а краски в природе еще голубые, зимние.

Работа с текстом очень полезна в системе работы с синонимами.

-Пользуясь словарем, отредактировать текст и заменить повторяющиеся слова синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком – нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

- Выбрать один из синонимов, обосновать свой выбор :

Утром к дому прилетела ( стая, стайка ) воробьев. Они уселись на крыше и весело ( пели, щебетали, чирикали ). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро ( сползли, слетели, слезли, спустились ) с крыши. Они ( бегали, ходили, прыгали, скакали ) и ( глотали, ели, клевали ) крошки.

- Составьте рассказ о вашем любимом писателе, используя данные синонимы:

Крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать – передавать – рисовать; автор – писатель; жизнь – действительность; герой – персонаж – образ – тип – характер; значение – роль.

- Озаглавить текст. Списать, заменяя выделенные слова синонимами:

14

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на веселое торжество и надевают свои наряды.

На уроках, во время работы с синонимами, я предлагаю ребятам стихотворение Е. Серовой « Рожь».

Оно нравится мне не только потому. Что развивает творческие возможности учеников, а еще и потому , что затрагивает душу ребенка.

Ветерок спросил, пролетая,

- Отчего ты , рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

Прошу детей подумать о том, почему только золотые руки могут вырастить хлеб. Они рассуждают, используя слова – синонимы.

В итоге – несколько слов об отношении к хлебу и о людях, растящих его.

Слова – синонимы можно использовать при повторении орфографических правил.

Для усвоения правила о правописании непроизносимых согласных, предлагаю такое задание:

- Подобрать к словам синонимы с непроизносимой согласной.

Например:

Красивый – прелестный

Знаменитый – известный

- Подобрать к словам синонимы, в которых нет непроизносимой согласной.

Например:

Красивый – прекрасный

15

Для закрепления родовых окончаний им. прилагательных учащимся можно предложить текст с пропущенными словами и окончаниями.

Летняя гроза.

Темн … туча нависла над лесом. Сильн … ветер закачал вершины деревьев. Брызнули крупн… капли дождя. Блеснула ( … ) молния. Раздался(…) удар грома, и гроза разразилась. Дети спрятались в кусты, но ( … ) достал их там.

Слова для справок:

Молния ( яркая, ослепительна

       Удар грома ( сильный, оглушительный )

Достал ( дождь, ливень )

Такие упражнения можно давать детям и для самостоятельной работы, но с обязательной проверкой после их выполнения.

        Правописание приставок без - , бес – закрепляем, выполняя такое упражнение:

Заменить прилагательное близким по значению словом с приставкой без - , бес - :

Ясное небо ( … ), жестокий враг ( … ), правильный ответ ( … ),

тихая погода ( … ), смелый человек ( … ), тревожный сон ( … ).

Большой интерес вызывают у  ребят упражнения с элементами занимательности.

Подобрать к каждому существительному синоним так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА :

Работа –           З   ( … )

Родник –           И   ( … )

Холод -             М   ( … )

Деятельный –  А   ( … )

На уроках русского языка я знакомлю учащихся прекрасными образцами устного народного творчества – пословицами и поговорками.

Без пословицы речь не молвится!

16

Они обогащают наш язык, придают ему  выразительность, точность, способствуют расширению словарного запаса.

Чтобы дети поняли, что одной из главных функций синонимов является функция замещения ( выбор точного слова ), можно использовать такие задания:

- Выбрать из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы:

За ( плохим, худым, недобрым, нехорошим ) пойдешь, ( плохое, отвратительное, худое, скверное, дурное ) найдешь.

Жизнь дана на ( хорошие, добрые, прекрасные, удивительные, чудесные ) дела.

Герой воюет, а трус – ( грустит, горюет, печалится ).

У себя в глазу бревна не видишь, а у другого соринку ( замечаешь, подмечаешь, улавливаешь ).

Упражнения такого типа учат детей быть внимательнее к слову, развивают языковое чутье, помогают  избирательно относится к используемым в речи словам.

Выяснить лексическое значение слова -  синонима в каждом конкретном случае помогает толковый словарь. На уроках мы активно используем словарь С. И. Ожегова.

Словарь помогает установить общее между синонимами , различные оттенки значения, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость.

С целью развития логического мышления. Лингвистического чутья можно взять какой – либо текст, исключить из него все прилагательные, предложить вставить слова, выбирая их из синонимического ряда.

От  …  ,  …  ветра падали  …  листья.

Смысл предложения будет меняться в зависимости от прилагательных, выбранных учениками . Картинки природы могут быть разными : светлыми, мрачными.

В итоге детям предъявляется авторский текст:

От легкого осеннего ветра падали резные листья.

М.М.Пришвин

17

                                                         

Авторский текст более точен и ярок. Прилагательное резные сразу позволяет понять , о каком дереве идет речь. А всего одно предложение помогает составить представление об общей картине природы, которую описал М. М. Пришвин.

-Чтение четверостиший, в которых последнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.

С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас  холод ( мороз ).

                                               А. Алексин

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда :

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы ( труда ).

                                                          И. Демьянов

Веселый вестник ливней вешних,

 Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается вокруг ( кругом )

                                                   

                                                        Н. Рыленков

- Выбор наиболее подходящего слова – синонима в предложении:

18

Небо ( закрыло, заволокло ) тучами.

Разведчики внимательно ( смотрели, наблюдали ) за противоположным берегом реки.

Олени ( спокойно, безразлично, равнодушно ) паслись на поляне.

Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее ) лето.

Учащиеся должны обосновать свой выбор синонима.

- Вставить пропущенный синоним. Сравнить свой текст с авторским:  

                                              Про воробьев.

Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал  ( толстый, пузатый, полный, пухлый, упитанный, жирный ) Рыжий Кот. Воробьи принялись искать ( удобное, подходящее) место для гнезда. Выбрали (широкую, просторную ) щель под крышей

сарая. Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко –   ( маленькое, небольшое, крошечное, крохотное, малюсенькое ), все в розовато – бурых пестринках. Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть ( драгоценных, любимых, дорогих, ценных ) яичек. Ветер поднял  (легкое, воздушное, невесомое) гнездо.

                                                             В. Бианки

На уроках русского языка я использую упражнения с синонимами при изучении других частей речи.

Упражнения на выбор и группировку слов, близких по значению:

- Из списка слов выбрать две группы синонимов и найти среди них лишнее:

Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

- Подобрать синонимы к словам  темнота, отметка:

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.

В зависимости от уровня подготовленности детей задания могут облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено два – три  лишних  слова, могут быть даны разные части речи и т. д.

19

Важно, чтобы дети понимали, что синонимы отличаются друг от друга смысловыми оттенками.

- Что общего в значении синонимов в данных парных предложениях и какие оттенки значения имеет каждый синоним:

Пастух сторожит, а волк -  стережет. –Не пускай козла огород караулить.

Тренер наблюдает за выполнением упражнений.—Учитель следит за работой учащихся.

Изменник и трус - одного поля ягоды. – Предателя и ворон не клюет.

- Расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого – либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость ,раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

- Составить с этими словами предложение.

Например:

В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.

- В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

20

При изучении темы  Стили речи  предлагаю ребятам такое задание:

- Подобрать к слову ряд синонимов из разговорного языка:

Вот, что придумали ученики 4 – го класса:

Кричать – орать, вопить, горланить ,надрываться, рявкать, драть горло.

Упал – шлепнулся, шмякнулся, брякнулся, грохнулся, растянулся, чебурахнулся.

Ребят радует подобная работа,  поэтому я часто использую упражнения игрового, занимательного характера.

Подберите синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

Главный -    с  ( основной )

Мощный-   и ( сильный   )

       Смышленый -   о (  толковый)

Занимательный -   н  ( интересный)  

Прекрасный -   у ( чудесный )

Скорый -   ы ( быстрый )

        Густой -  а ( частый )

Большой -   г ( огромный)

Смелый -   т ( отважный )

Гостеприимный -   а ( радушный )

Притворный -   ж ( лживый )

Скорый -  ы ( быстрый )

Кроткий -  м ( смирный )

21

- Подберите синонимы с удвоенными согласными:

Специальность - … (профессия )

Больничный лист - … ( бюллетень )

Обучение животных - … ( дрессировка)

Игра на льду - … ( хоккей )

Помещение в школе - … ( класс )

Дорога - … ( шоссе )

Скорый поезд - … ( экспресс )

Дачная пристройка - … ( терраса )

Вид плавания - … ( брасс )

- О каких предметах можно сказать:

Построен, сооружен, воздвигнут;

Огромный, значительный, исполинский;

Небольшой, крошечный, маленький.

Игра – соревнование « Кто больше ?»

Каждому ряду дается задание :

- подобрать как можно больше синонимов к словам:

Идет, смешной, метель

Выигрывает тот ,кто подберет больше синонимов.

Дополнительное очко – за аккуратность.

- Отгадать загадки. К словам – отгадкам подобрать синонимы. Составить словосочетания или предложения, обращая внимание на оттенки значения каждого слова.

22

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня.

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

                                                  ( Свет )

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я – планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

                                                (   Линейка )

Я – все то , что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины.

                                             ( Мир )

На обобщающих уроках или в качестве домашнего задания предлагаю ребятам  решить кроссворд, составленный мною или составить кроссворд самостоятельно.

24

Таким образом, синонимы играют важную роль в художественной речи.

Изучение синонимов, наблюдение над их использованием в речи, чрезвычайно важно для понимания богатых возможностей современного русского языка, для развития языкового чутья, речевых способностей каждого, кто хочет овладеть тайнами родного языка, кто испытывает особый интерес к нему.

                 

25

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Розенталь Д. Э. , Голуб И. Б. « Русский язык. Стилистика и культура речи». М.,  2005
  2. Львов М.Р. « Методика развития речи младших школьников». М., 1995
  3. Волина В. « Веселая грамматика». М.,1995
  4. Александрова Г. « Занимательный русский язык». С.- Петербург, 1997
  5. Александрова З. Е.  Словарь синонимов русского языка. М.,1998
  6. Журналы « Начальная школа».
  7. Материалы лекций ИПКУ .1997-1998

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Богаевская Татьяна Алексеевна

ГБОУ гимназия № 1576 СПш 743

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………..стр. 3

  1. Синонимы и их роль в художественной речи……………………..стр. 4

  1. Комплекс упражнений по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………………………..стр. 7

  1. Библиография………………………………………………………..стр. 25                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Развитие устной и письменной речи младших школьников

Развитие устной и письменной речи младших школьников...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...