Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
статья
В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных навыков - одна из важных проблем современной олигофренопедагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezis_2020_ponkina_-_kopiya.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных навыков – одна из важных проблем современной олигофренопедагогики.
Овладение речью, как устной, так и письменной – важнейший аспект полноценного развития младших школьников. В последнее время роль письменной речи и её результатов – речевых произведений, фиксируемых письмом – заметно возросла. Один из навыков, который от современного человека требует современное информационное общество – это способность выразить содержание речи, используя графические знаки. Это обуславливает необходимость уделять особое внимание формированию графомоторных навыков как одной из важнейших сторон общего развития детей на начальном уровне образования.
Дети с нарушением интеллекта нередко сталкиваются с трудностями в освоении графомоторных навыков. Это объясняется особенностями учебной деятельности обучающихся данной категории: у них недостаточно развита целенаправленность действий, они не могут в полной мере включиться в процесс анализа и поэтапного выполнения учебных задач. Без помощи учителя учащийся не может взять свою деятельность под контроль и не способен отрефлексировать свои ошибки. В процессе коррекции нередко отмечается, что обучение письму детей с нарушением интеллекта вызывает больше сложностей, чем обучение чтению. Это связано с особенностями, которые связаны с интеллектуальными и психофизическими отклонениями в развитии: недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики, низкий уровень развития психических функций, сложности межанализаторного взаимодействия.
Нарушения графомоторных навыков у умственно-отсталых детей требуют своевременной коррекции. Целенаправленное коррекционное воздействие по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом обучения умственно отсталых школьников. Это обуславливает актуальность своевременной диагностики и грамотно построенного процесса коррекции нарушений в освоении графомоторных навыков. Исходя из основных проблем, с которыми сталкиваются дети с нарушениями интеллекта в ходе развития графомоторных навыков, можно выделить следующие ключевые направления коррекционной работы: развитие внимания, развитие мелкой моторики ведущей руки, работа над координацией движений при письме, работа в едином темпе по инструкции педагога. Для того, чтобы определить комплекс мер, подходящих конкретному учащемуся, необходима предварительная диагностика, направленная на выявление всех возможных проблем.
Для того, чтобы достичь результатов, не внося значительных изменений в учебную программу и не вводя дополнительных занятий, а также провести в сознании ребёнка связь между непосредственным применением графомоторных навыков и коррекционными упражнениями, эффективно сочетать коррекцию с обучением. Один из вариантов органичного внедрения коррекции в учебный процесс – включение её в уроки русского языка. Одним из способов организации коррекционной работы здесь является связь графомоторных навыков и работы с родным языком, которая возникает за счёт использования в коррекционной программе заданий, подразумевающих постепенный переход от абстрактных форм и элементов к слову и предложению. Базовыми элементами коррекционной программы здесь выступают чтение, упражнения на внимательность, списывание, слуховой диктант и графический диктант. В качестве элемента, поддерживающего развитие мелких мышц руки, в работу на уроке может быть включена пальчиковая гимнастика.
Таким образом, своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью позволяет правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта. Для повышения уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью требуется коррекционная работа. Успешно проведённая коррекционная работа улучшает графомоторные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...
«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...
свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...
Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....
Выпускная аттестационная работа"КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"
Данный материал разработан для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...
Статья РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....
Дидактические игры для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Сделана подборка дидактических игр для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Будет полезна для дефектологического сопровождения детей с ОВЗ,...