«РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._razvitie_kalligraficheskih_navykov.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
В нашей школе с 1990 года работает отделение надомного обучения. Здесь обучаются индивидуально на дому дети с ОВЗ. Дети приходят по медицинским показаниям, с различными диагнозами. Возможности у всех разные, но практически все испытывают трудности в обучении.
Сегодня хочется уделить особое внимание обучению грамоте и письму, каллиграфии.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Даже для детей массовых школ формирование навыка письма - достаточно долгий и трудный процесс. У многих учащихся он вызывает трудности и приводит к каллиграфическим ошибкам. Вот часто встречающиеся каллиграфические ошибки у младших школьников:
1.Неумение придерживаться строки
2.Несоблюдение наклона и размера букв
3.Устойчиво неправильное соединение букв (вопреки образцам)
4.Дрожащее письмо.
5.Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Причин типичных ошибок письма у младших школьников много. Выделим основные :
- Малый опыт чтения и письма.
- Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов.
- Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.
- Психофизиологические особенности: нечеткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти.
- Влияние просторечия и диалектного произношения
Дети с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.
Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в здоровье.
Наши дети часто приходят в школу неподготовленными, не умеют ориентироваться в пространстве, не видят рабочей строки, не знают таких терминов как «влево», «вправо», «вниз», «середина» и т. д.
1.Помимо основного диагноза у детей существуют ряд сопутствующих заболеваний, которые резко тормозят их общее развитие.
2.Многие дети с ОВЗ, до поступления в школу не посещали детский сад. А в детских садах ведется большая работа по общему развитию и моторики кистей рук.
3.Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они социально- педагогически запущены и имеют низкий кругозор.
4. При поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития, мелкой моторики.
Как же помочь таким ребятам ? Какие технологии уместно использовать как на уроках , так и во внеурочной деятельности? Акцент необходимо делать на развитие разного вида памяти, а также закрепление полученных знаний, путем частого повторения.
1. Развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами)
2. Развитие тактильной памяти (работа с карточками-образцами для обвода)
3. Закрепление знаний умений и навыков с помощью вкладыша букв и карточками – кальками.
Для создания двигательного образа буквы использую такие классические методики, как:
- Непосредственная помощь ученику;
- Обведение букв, написанных на доске; в тетрадях; карандашом; пунктирными линиями или точками;
- Письмо в «воздухе»;
- Использование кальки;
- Письмо мокрой тряпкой;
- Письмо мокрыми пальцами на доске;
- Письмо под счет в определённом ритме.
Все эти методики достаточно результативны и возможны для использования в индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ.
Необходима постоянная коррекционная работа и по исправлению почерка. У наших детей почерк может меняться и при обострении заболевания. Здесь можно определить следующие правила для учителя. Их можно даже назвать «ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА УЧИТЕЛЯ»
1.Работать спокойно, без упрёков, нареканий;
2.Не торопить ребёнка - пусть работает медленно;
3.Постарайся каждый раз найти, за что похвалить ребёнка;
4.При неудаче повторять задание, давая аналогичное, усложнять задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие;
5.Чтобы, работа была более эффективной она должна быть систематической, не более 15 мин;
6.Никогда не начинать занятия с трудных заданий, усложнять их постепенно.
Дети очень чувствуют доброе отношение к ним, откликаются на похвалу, стараются.
Во втором классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков с учётом индивидуальных особенностей письма каждого ребёнка с ОВЗ.
К 3 классу каллиграфия учащихся становится более устойчивой, хотя их почерк ещё далеко не сформировался: не установилась определённая высота букв в письме, наблюдаются колебания в наклоне, недостаточная плавность письма.
В 4 классе по-прежнему, важны специальные занятия по чистописанию. Необходимость продолжения специальной работы по чистописанию вызвана тем, что в этом возрасте почерк детей ещё неустойчив, хотя индивидуальная манера письма уже проявляется.
За основу взята статья учителя начальных классов Шишковой О.П.
«РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
Система работы по формированию каллиграфических навыков 1-4 классы коррекционной школы VIII вида....
Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся
Выступление на ШМО....
Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.
В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...
Лекция для родителей: «Развитие каллиграфических навыков у учащихся 1-х и 2-х классов с проблемным почерком. Советы родителям».
Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нес...
Формирование каллиграфических навыков у учащихся начальной школы.
Формирование каллиграфических навыков...
ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )
ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...
Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...