«РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Золина Наталья Ивановна

Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._razvitie_kalligraficheskih_navykov.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

В нашей школе с 1990 года работает отделение надомного обучения. Здесь обучаются индивидуально на дому дети с ОВЗ. Дети приходят по медицинским показаниям, с различными диагнозами. Возможности у всех разные, но практически все испытывают трудности в обучении.

Сегодня хочется уделить особое внимание обучению грамоте и письму, каллиграфии.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Даже для детей массовых школ формирование навыка письма  - достаточно долгий и трудный процесс. У многих учащихся он вызывает трудности и приводит к каллиграфическим ошибкам. Вот часто встречающиеся каллиграфические ошибки у младших школьников:

       1.Неумение придерживаться строки

       2.Несоблюдение наклона и размера букв

       3.Устойчиво неправильное соединение букв (вопреки образцам)

       4.Дрожащее письмо.

       5.Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.    

Причин типичных ошибок письма у младших школьников много. Выделим основные :

  1. Малый опыт чтения и письма.
  2. Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов.
  3. Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.
  4. Психофизиологические особенности: нечеткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти.
  5. Влияние просторечия и диалектного произношения

Дети с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.

Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Наши дети часто приходят в школу неподготовленными, не умеют ориентироваться в пространстве, не видят рабочей строки, не знают таких терминов как «влево», «вправо», «вниз», «середина» и т. д.

1.Помимо основного диагноза у детей существуют ряд сопутствующих заболеваний, которые резко тормозят их общее развитие.

2.Многие дети с ОВЗ, до поступления в школу не посещали детский сад. А в детских садах ведется большая работа по общему развитию и моторики кистей рук.

3.Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они социально- педагогически запущены и имеют низкий кругозор.

4. При поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития, мелкой моторики.

Как же помочь таким ребятам ?  Какие технологии уместно использовать как на уроках , так и во внеурочной деятельности?  Акцент необходимо делать на развитие  разного вида  памяти, а также закрепление полученных знаний, путем частого повторения.

1.        Развитие мускульной памяти (система упражнений для  укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами)

2.        Развитие тактильной памяти (работа с карточками-образцами для обвода)

3.        Закрепление знаний умений и навыков с помощью вкладыша букв и карточками – кальками.

Для создания двигательного образа буквы использую такие классические методики, как:

  1. Непосредственная помощь ученику;
  2. Обведение букв, написанных на доске; в тетрадях; карандашом; пунктирными линиями или точками;
  3.  Письмо в «воздухе»;
  4.  Использование кальки;
  5.  Письмо мокрой тряпкой;
  6. Письмо мокрыми пальцами на доске;
  7. Письмо под счет в определённом ритме.

Все эти методики достаточно результативны и возможны для использования  в индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ.

Необходима постоянная коррекционная работа и  по исправлению почерка. У наших детей почерк может меняться и  при обострении заболевания. Здесь можно определить следующие правила для учителя. Их можно даже назвать «ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА УЧИТЕЛЯ»

1.Работать спокойно, без упрёков, нареканий;

2.Не торопить ребёнка - пусть работает медленно;

3.Постарайся каждый раз найти, за что похвалить ребёнка;

4.При неудаче повторять задание, давая аналогичное, усложнять задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие;

 5.Чтобы, работа была более эффективной она должна быть систематической, не более 15 мин;

6.Никогда не начинать занятия с трудных заданий, усложнять их постепенно.

Дети очень чувствуют доброе отношение к ним, откликаются на похвалу, стараются.

Во втором классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков с учётом индивидуальных особенностей письма каждого ребёнка с ОВЗ.

К 3 классу каллиграфия учащихся становится более устойчивой, хотя их почерк ещё далеко не сформировался: не установилась определённая высота букв в письме, наблюдаются колебания в наклоне, недостаточная плавность письма.

В 4 классе по-прежнему, важны специальные занятия по чистописанию. Необходимость продолжения специальной работы по чистописанию вызвана тем, что в этом возрасте почерк детей ещё неустойчив, хотя индивидуальная манера письма уже проявляется.

За основу взята статья учителя начальных классов Шишковой О.П.

«РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

Система работы по формированию каллиграфических навыков   1-4 классы коррекционной школы VIII вида....

Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.

В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...

Лекция для родителей: «Развитие каллиграфических навыков у учащихся 1-х и 2-х классов с проблемным почерком. Советы родителям».

Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нес...

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...

Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...