ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ»
(из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_obyasn_napis_kazhdoy_bukvy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ»
(из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )
В один из первых школьных дней я рассказываю детям притчу о двух маленьких человечках. «В сердце каждого ребёнка при рождении поселяются два гномика, один из которых добрый, а другой злой и плохой. Разумеется, добрый гномик помогает совершать хорошие поступки, побуждает на добрые дела, а плохой – старается сделать плохо не только своему хозяину, но и окружающим людям. Так вот, когда человек дарит радость близким, помогает старым и больным, когда он добр к окружающим – здоров и счастлив хороший гномик, а когда человек грубит, обижает друзей, не помогает родителям, не трудится – весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый… От того, какому из гномиков мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастем: хорошими или плохими.»
Маленькие дети верят в эту сказку и она им помогает.
Я хорошо изучила методику «письмо с секретом» прежде чем выйти с ней на класс. Самое главное здесь иметь желание трёх сторон: учитель – ученик – родители. Если одна сторона отказалась, то будет очень тяжело. Особенно тяжело это для родителей, ведь это дополнительная нагрузка. Поэтому на первом собрании я подробно рассказала об этой методике, показала результаты, которые возможны при правильной организации (результаты взяла из «методического пособия» и у своих коллег, которые работали по этой методике). Вот так мы совместно стали воплощать методику в нашу жизнь. Я набрала на компьютере тексты к изучаемым буквам, которые получил каждый ученик. Эти тексты мы все используем при объяснении новой буквы, а потом о них забываем и говорим по другому, что тяжело для детей. По методике «письмо с секретом» эти тексты заучиваются без особых усилий на уроке и, благодаря, моей «шпаргалке» закрепляются дома. В процессе обучения письму ученики усваивают определенное название отдельных элементов: секрет, клюшка, качалка и т. д. Было очень тяжело особенно первый месяц : проговаривание каждого элемента это очень тяжёлый труд, но он дал хорошие положительные результаты. В конце 1 четверти я сделала выставку всех тетрадей класса, и родители не смогли определить тетрадь своих детей в них практически во всех был одинаковый почерк. Это убедило меня, что я выбрала правильный путь. Конечно, впереди было еще много трудностей, но я видела как нравится детям листать свои тетради, видеть гномиков за красивую работу, показывать их своим товарищам. Всегда говорю детям : «Что бы вы не делали – всё должно быть красиво, должно радовать и вас, и тех, кто находится рядом с вами.»
Я немного сократила текст для проговаривания букв( см. приложение) , который даёт Вера Алексеевна, мне кажется, и в этом я убедилась на практике, что моим детям такой текст проговаривать легче.
Приложение № 1
Ставлю ручку на 2 этаж, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 3 этажа.
Ставлю ручку на 2 этаж, кладу качалку, ухожу в сторону вверх до 2 этажа широкой строки.
Ставлю точку на 3 этаж широкой строки, ухожу вниз по прямой наклонной линии, кладу клюшку.
а Ставлю ручку на 3 этаж, поднимаюсь по бугорку влево, поворот на месте, опускаюсь по прямой наклонной линии, поворот на месте, крючок до середины, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
А Ставлю ручку на 2 этаж, кладу качалку, ухожу в сторону вверх до 2 этажа широкой строки, секрет до 3 этажа, по секрету прямая наклонная линия вниз, без поворота кладу петельку между 2 и 3 этажами, пересекаю на середине строки, вывожу на середину строки ( на 2 или 3 этаж ).
о Ставлю ручку на 2 этаж, опускаюсь по наклонной, ухожу вправо, задерживаюсь на линейке, поднимаюсь по прямой наклонной линии вверх, задерживаюсь на линейке, поворот, соединяю, веду по написанному, вывожу на 2 этаж.
о Ставлю ручку на 3 этаж, поднимаюсь по наклонной, ухожу влево, задерживаюсь на линейке, веду прямую наклонную линию вниз, задерживаюсь на линейке, поворот, поднимаюсь по наклонной, соединяю, вывожу на 3 этаж.
О Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь по наклонной, ухожу вправо, задерживаюсь на линейке, поднимаюсь по наклонной до 3 этажа в широкой строке, ухожу влево, задерживаюсь на нем, опускаюсь по наклонной, соединяю (веду по написанному, вывожу на 2 этаж).
и Ставлю ручку на верхнюю линейку рабочей строки, веду прямую наклонную линию вниз, поворот на месте крючок до середины, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз (закрываю секрет), поворот на месте, крючок до середины.
И Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь вправо вверх до 3 этажа, поворот на месте, веду прямую наклонную линию вниз, поворот на месте, поднимаюсь по крючку чуть выше верхней линии, секрет до 3 этажа, по секрету прямая наклонная линия вниз (закрываю секрет), поворот на месте, крючок до середины.
у Ставлю ручку на верхнюю линейку, веду наклонную линию вниз, поворот на месте, крючок до середины, секрет, по секрету веду наклонную линию вниз до 2 этажа широкой строки, выписываю петлю, пересекаю на нижней рабочей линейке, вывожу до середины.
У Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь вправо вверх до 3 этажа, поворот на месте, опускаюсь до верхней линейки, поворот на месте, крючок до середины, секрет до 3 этажа, закрываю секрет, опускаюсь по наклонной до нижней линейки, кладу клюшку.
Приложение № 2
ы Ставлю ручку на верхнюю рабочую линейку, веду наклонную линию вниз, поворот, задерживаюсь, поворот, поднимаюсь по наклонной до середины, прижимаюсь, ухожу на 3 этаж, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
н Ставлю ручку на верхнюю линейку рабочей строки, веду наклонную линию вниз, поднимаюсь по наклонной до середины, провисает верёвочка до 3 этажа, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Н Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь до 3 этажа, без поворота веду наклонную линию вниз, влево выписываю петельку, пересекаем на верхней рабочей линейке, прижимаюсь к ней, поворот, наклонная линия до 3 этажа широкой строки, влево поворот на месте, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
т Ставлю ручку на верхнюю рабочую линейку, веду наклонную линию вниз, поднимаюсь до 3 этажа, бугорком ухожу вправо, поворот на месте, прямая наклонная линия вниз, поднимаюсь до 3 этажа, бугорком ухожу вправо, поворот на месте, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Т Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду наклонную линию вниз, кладу клюшку, ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду наклонную линию вниз, ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду наклонную линию вниз, поворот на месте, крючок до середины. Между 2 и 3 этажами широкой строки, выписываю клюшку.
л Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 3 этажа, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Л Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 2 этажа широкой строки, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
р Ставлю ручку на верхнюю рабочую линейку, веду наклонную линию вниз до 2 этажа широкой строки, ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, бугорком ухожу вправо, поворот на месте, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Приложение № 3
Р Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду прямую наклонную линию вниз, кладу клюшку. Между 2 и 3 этажами широкой строки выписываю «двойную клюшку».
м Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 3 этажа, секрет, по секрету прямую наклонную линию вниз, поворот на месте, по крючку до 3 этажа, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, по крючку до середины.
М Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 2 этажа широкой строки, секрет до 3 этажа, по секрету прямую наклонную линию вниз, поворот на месте, крючок до верхней рабочей линейки, секрет до 3 этажа широкой строки, по секрету прямая наклонная линия, поворот на месте, по крючку до середины.
в Ставлю ручку на середину рабочей строки, ухожу по прямой далеко вправо вверх до 2 этажа широкой строки, плавный поворот, поднимаемся вверх по наклонной до 3 этажа, поворот, прямая наклонная линия вниз, поворот вправо, задерживаемся, поворот прямая наклонная вверх, поворот, закрываем букву.
В Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, прямая наклонная линия вниз, поворот, прямая линия, перехлест на середине широкой строки, веду до 3 этажа, поворот вправо, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная до 2 этажа широкой строки, знак меньше, на верхней линии поворот, прямая наклонная, кладем клюшку.
б Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, бугорком ухожу влево вверх, поворот, прямая наклонная линия, поворот, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия вверх до 3 этажа широкой строки, уходим по горизонтали вправо.
Б Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, наклонная линия вниз, поворот, прямая линия, перехлест на 2 этаж широкой строки, задерживаюсь на ней, поворот, прямая наклонная линия, кладем клюшку, между 2 и 3 этажами широкой строки выписываем перевернутую клюшку.
д Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, бугорком ухожу влево, поворот, прямая наклонная, поворот, по крючку до середины, секрет, по секрету прямая наклонная вниз до 2 этажа широкой строки, поворот, прямая линия пересекает нижнюю рабочую линейку, вывожу на середину.
Приложение № 4
Д Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду прямую линию до 2 этажа рабочей строки, уходим влево, кладем петельку на нижнюю рабочую линейку, перехлест на 2 этаже, опять задерживаем на нижней рабочей линейке, поворот, прямая наклонная линия с середины, выполняем закругление, перехлест с верхней линейкой и прямой наклонной линией на 3 этаже, вывожу на середину (на 3 этаж, на 2 этаж, на верхнюю рабочую линию).
г Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, ухожу вправо вверх, поворот, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте вправо, крючок до середины.
Г Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду наклонную линию вниз, кладу клюшку между вторым и третьим этажами широкой строки, выписываю перевернутую клюшку.
э Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, ухожу вправо вверх, поворот, прямая наклонная линия, кладем клюшку, на середине высоты букв перекладину.
Э Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, уходим вправо вверх, поворот, прямая наклонная линия вниз, кладу клюшку, на верхней рабочей линейке перекладина.
ж Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, ухожу вправо вверх, поворот, прямая наклонная линия вниз, кладу клюшку, веду по написанному до 2 этажа, ухожу по прямой вправо вверх до 3 этажа, секрет, ломаю секрет, веду по написанному, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Ж Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, уходим вправо вверх до 3 этажа, поворот, прямая наклонная линия вниз, кладу клюшку, веду по написанному до 2 этажа, вывожу прямую линию вправо вверх до 2 этажа широкой строки, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поднимаемся до середины рабочей строки, ухожу по прямой вправо вверх до 2 этажа широкой строки, секрет, ломаю секрет, веду по написанному, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Приложение №5
К Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь до 3 этажа, без поворота веду прямую наклонную линию вниз, поворот, петелька, перехлест на 2 этаже широкой строки, ухожу в сторону по прямой до 3 этажа широкой строки, поворот на месте, прямая наклонная линия до середины широкой строки, снимаю ручку, ставлю ручку на 2 этаж (где произошел перехлест), выписываю «стульчик», поворот на месте крючок до середины.
к Ставлю ручку на верхнюю рабочую линейку, веду наклонную линию вниз, поднимаюсь до середины, бугорком ухожу вправо, коснувшись линеечки, поворот на месте, снимаю ручку, ставлю ручку на середину рабочей строки, выписываю «стульчик», поворот на месте, крючок до середины.
е Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, ухожу по прямой далеко в сторону вверх, секрет; ломаю секрет, поворот влево, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, по крючку до середины.
Е Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь по наклонной, поворот вправо, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия до 2 этажа, знак больше, коснулись верхней линейки, плавный поворот, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
з Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, поднимаюсь по наклонной, поворот, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия до 2 этажа, знак меньше, коснувшись верхней линейки плавный поворот, прямая наклонная линия до 2 этажа широкой строки, петелька, перехлест на нижней рабочей линейке, вывожу на середину.
З Ставлю ручку на середину широкой строки, поднимаюсь по наклонной до 3 этажа, поворот вправо, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия до 2 этажа, знак меньше, коснувшись верхней рабочей линейки, плавный поворот, прямая наклонная линия вниз, выписываю клюшку.
Я Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 2 этажа широкой строки, секрет до 3 этажа, поворот вправо, задерживаюсь, поворот, опускаюсь по наклонной линии до верхней рабочей линейки, поворот, соединяю, веду по написанному до 3 этажа, гнездышко, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
я Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу по прямой далеко в сторону вверх до 3 этажа, секрет, поворот вправо, задерживаюсь, поворот опускаюсь по наклонной до середины, поворот, соединяю, веду прямую наклонную линию вверх до верхней рабочей линейки, гнёздышко, прямая наклонная вниз, поворот на месте, по крючку до середины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо с секретом. Из опыта работы по прописям Илюхиной.
Письмо с секретом. Из опыта работы по прописям Илюхиной....
«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
Система работы по формированию каллиграфических навыков 1-4 классы коррекционной школы VIII вида....
Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся
Выступление на ШМО....
Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.
В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...
Модульное описание педагогического опыта на тему "Формирование каллиграфического навыка письма"
Статья с презентацией на тему "Формирование каллиграфического навыка письма" познакомит с апробированным модульным описанием педагогического опыта обучению каллиграфичес...
Система работы по формированию каллиграфического навыка письма
Применение системы работы для укрепления кисти руки младшего школьника, формирования и закрепления каллиграфических навыков письма...
Доклад на родительском собрании "Формирование каллиграфических навыков письма"
В докладе раскрываются методические приёмы формирования каллиграфических навыков у младших школьников ....