Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.
статья по логопедии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalligrafiya.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов школы с нарушением речи.
В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»
К сожалению, количество детей с трудностями обучения письму увеличивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют данные М.М. Безруких, Т.Е. Хохловой, С.П. Ефимовой и других [2].
Основной контингент составляют учащиеся с тяжелыми нарушениями речи, так как данная категория детей отличается большей моторной неловкостью, у них страдает произвольная моторика кистей и пальцев рук. Из-за расстройства мышечного тонуса, гиперкинезов, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук возникают трудности в подготовке руки к письму.
Наблюдаемое мышечное напряжение может привести к излишне сильному нажиму на карандаш, вызвать утомление, изменить характер почерка. Это выражается в написании букв разного размера, в непостоянном наклоне. Для облегчения письма ребенок будет менять положение руки и ручки, напрягая или расслабляя мышцы кисти и предплечья [5].
Из-за нарушения переключения движений возникнут затруднения при написании букв с элементами закруглений. Неумение координировать движения различных звеньев руки (пальцев, кисти, предплечья и плечевой части) может привести к вынужденным остановкам, выходу штриха за строку, нечеткости движений или дрожанию руки в момент письма.
Все эти характеристики относятся к каллиграфическому качеству письма. Так как З.Л. Шинтарь определяет «каллиграфическое качество письма», как соразмерность элементов по высоте, ширине, наклону и идентичность в написании букв [9]. А также «…целостных форм буквенных знаков и их сочетаний» (по Н.Г. Агарковой) [1]. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к любой работе.
Систематическая работа по формированию каллиграфического почерка учащихся – одно из главных задач начальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
От того, какие навыки заложены в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи, по мнению Е.Н. Соколовой, О.Т. Тарасовой и Л.Я. Желтовской тесно взаимосвязаны [8].
Поэтому формирование каллиграфических навыков у учащихся младших классов школы V вида – это важная и первостепенная задача.
Анализируя методическую литературу по обучению детей каллиграфическому письму, мы изучили разные подходы к формированию данного навыка. Наряду с традиционной методикой существуют и авторские технологии по формированию навыков письма.
Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, мы столкнулись с методикой Н.Г. Агарковой.
Так, Агаркова Н.Г. отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования графического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге [1; 28]. Это, прежде всего принципы: 1) поэлементного изучения; 2) одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов, а также 3) принцип логической группировки буквенных знаков.
Данные принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закладывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: 1) зрительных и 2) двигательных.
Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности графического навыка.
«Успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знания и выполнения учеником в процессе письма трех видов соединения с последующей буквой: верхнее, нижнее и среднеплавное», - пишет Н.Г. Агаркова [1; 17].
Период обучения первоначальному состоит из трех этапов: 1) подготовительного (элементного), 2) основного (буквенного) и 3) заключительного (послебуквенного).
Таким образом, подход, предложенный Н.Г. Агарковой, избавляет ученика от нежелательного переучивания на дальнейшем этапе выработки автоматизированности действия письма, предупреждает ломку и перестраивание элементарного графического навыка, основы которого формируются на уроке письма в период обучения грамоте. Все это позволяет «продвинуть» младшего школьника в процессе выработки графического навыка вперед, а не «отбросить» его вновь на уровень овладения элементарным письмом.
Предлагаемая программа представляет собой новую универсальную развивающую систему обучения первоначальному письму и формирование у ребенка элементарного графического навыка. Она может быть использована к любому букварю или азбуке, так как в учебных пособиях по письму изменяется лишь словарное содержание и последовательность изучения прописных букв в соответствии с порядком усвоения звуков-фонем по чтению. Кроме того, продолжительность овладения первоначальным письмом, т.е. количество часов, отводимое на изучение каждой буквы, будет зависеть от срока обучения младшего школьника в начальной школе: 3 или 4 года. Содержание самой системы остается относительно постоянным.
Методисты М.М. Безруких и Т.Е. Хохлова тоже считают, что учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов.
«Такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы еще до того, как он будет учиться писать их», - считают Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. [2]
Суть работы Е.Н. Потаповой состоит в том, что она обучает младших школьников нетрадиционному способу письма и в более короткий срок формирует у них прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности.
Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй этап – развитие тактильной памяти, и третий этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Все этапы между собой связаны.
Таким образом, методика Е.Н. Потаповой позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развивать синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности учащихся, решить в комплексе задачи обучения и воспитания. Данный метод позволяет эффективно формировать у учащихся младших классов не только каллиграфический навык письма, но и скорость письма. На таких уроках младшие школьники не чувствуют утомления и усталости, а значит, нет скучающих детей и не падает интерес к урокам письма [7].
Основным принципом, «отправной точкой» в методике обучения каллиграфии кандидата педагогических наук, учителя-методиста В.А. Илюхиной «Письмо с «секретом», стала необходимость учить детей писать красиво.
В.А. Илюхина работает по традиционной методике безотрывного письма, но с совершенно другим подходом. Ученики приходят к пониманию того, что «буквенные знаки (буквы), являясь целостным образованием, представляют собой сложное строение, состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее мы эти части выделяем в каждой букве, чем четче проговариваем, выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем (понимаем), как пишутся отдельные части, лучше пишем буквы в целом, лучше соединяем буквы в слова» [3; 39]. По ее методике «письмо с секретом», дети с первого дня говорят то, что пишут.
Изучив различные подходы формирования каллиграфического письма, встает острая проблема, какая методика обучения письму подходит младшим школьникам с нарушениями речи?
Г.Г. Мисаренко пишет: «Учитель может использовать любую методику овладения приемами письма из тех, что разработаны в современной педагогике, и соответствующие ей прописи. Однако в эту работу необходимо органически вплести блок коррекционных упражнений, которые будут продолжать развитие дефицитных функций ведущих анализаторов» [6].
В связи с этим, мы решили исходить из тех индивидуальных особенностей, которые имеют место у данной категории учащихся, а именно:
- нарушение зрительно-пространственного восприятия;
- нарушение оптического, кинетического и кинестетического самоконтроля;
- гиперкинезы;
- нарушения переключения движений;
- отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук;
- моторная неловкость и т.д.
Учебными задачами можно назвать следующие:
- Ознакомление детей с графическими и гигиеническими правилами письма и обеспечить их применение;
- Обучение приемам письма и развить координацию движений руки;
- Обеспечение образования четких зрительных и двигательных образов букв и их соединений.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие у детей зрительно-пространственного восприятия;
- Формирование и развитии оптической, кинетической и кинестетического самоконтроля;
- Снижение напряжения мышц рук, сопровождающего процесс письма;
- Развитие зрительной и моторной памяти;
- Развитие тонкой моторики кисти рук.
Исходя из анализа выше перечисленных методик, мы предлагаем следующую последовательность формирования каллиграфических навыков для учащихся младших классов (1 класс) школы V вида.
Первый этап – подготовительный.
На данном этапе необходимо решить следующие задачи:
- Сформировать у учащихся привычку правильной посадки за партой и пользования письменными принадлежностями. Правильно объяснить и закрепить положение ручки в руке. Отработать правильное положение тетради на парте. Познакомить с рабочей и нерабочей строкой в тетради.
- Познакомить с основными направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, круговые движения), одновременно формируя понятие о прямой (горизонтальная, вертикальная, с наклоном), полуовальной и овальной линиях. Предлагаются упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализатора и осмысление собственных графических действий: прописывание фигур в воздухе; усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей рукой до мелких движений пальцами; штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий; рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров; поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетенных линиях и т .п.; рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций и т.д. с целью развития оптического восприятия.
- Познакомить с основными элементами графической системы и отработать их начертание, сопровождая словесным описанием внешнего вида элементов букв, способов письма.
На данном этапе важно позаботиться о мотивационной стороне. Поэтому все задания лучше предлагать в игровой форме.
Второй этап – основной (буквенный).
На основном этапе решаются следующие задачи:
- Сформировать у учащихся с тяжелыми нарушениями речи, четко дифференцированные зрительно-двигательные образцы всех письменных букв; научить детей стабильному, одновариантному начертанию букв и установленным способам их соединения; отработать безотрывность начертания букв и их комплексов в два знака (слогов); добиться достаточной автоматизированности действия письма.
- Отработать устойчивость угла наклона, ширины и высоты воспроизводимых букв при письме; сформировать у учеников прием аналитического восприятия, как отдельных букв, так и их комплексов.
Важной частью коррекционной работы является словесное описание объекта, подлежащего записи и связанных с ним действий. Для формирования четкого представления о том, что и как надо делать, для правильного выполнения задания, необходимо научить детей описывать, и, следовательно, осознавать и сам объект работы, и особенности своего восприятия осуществляемых действий, и их планирование, т.е. поэтапно проговаривать их для себя и для других.
Третий этап – заключительный.
На заключительном этапе необходимо провести серию уроков по предупреждению графических и каллиграфических ошибок в письме учащихся, закреплению полученных умений на предыдущих этапах и начать работу по автоматизации графических и каллиграфических навыков.
Таким образом, формирование каллиграфических навыков у учащихся младших классов в школе V вида должно учитывать их речевой дефект и особенности моторного развития. С окончание 1 класса обучении каллиграфии не прекращается. Наиболее распространено включение 5-минуток, посвященных каллиграфии, на уроках русского языка. Желательно и в последующих классах раз или два в месяц проводить специальные уроки каллиграфии, на которых учитель будет иметь возможность целенаправленно корректировать недостатки письма у учеников.
Список литературы:
- Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – 1995. - №12. – С.12 – 22
- Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы / М.М. Безруких. – М.: Новая школа, 1993. – 61с.
- Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с «секретом» / В.А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. - №10. – С. 37 – 52
- Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. - №8. – С. 16 – 24
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
- Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. - № 2. – С. 4 – 14
- Потапова Е.Н. Радость познания: Кн. для учителя / Е.Н. Потапова. – М.: Просвещение, 1990. – 96с.
- Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию: Пособие для учителей / Под ред. Н.А. Менчинской. – М.: Просвещение, 1969. – 109с.
- Шинтарь З.Л. Методические рекомендации по курсу Каллиграфия / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 27 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографического навыка у учащихся младших классов.
Система работы по формированию орфографического навыкы у учащихся младших классов....
«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
Система работы по формированию каллиграфических навыков 1-4 классы коррекционной школы VIII вида....
Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся
Выступление на ШМО....
статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта
В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д....
Формирование каллиграфических навыков у учащихся начальной школы.
Формирование каллиграфических навыков...
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...
Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...