Формирование каллиграфических навыков у учащихся начальной школы.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Формирование каллиграфических навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kalligraficheskih_navykov.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс письма психологи относят к наиболее сложным формам речевой деятельности, при которой речь фиксируется путем начертания букв, переводится из устной в графическую. В процесс письма вовлекаются кора головного мозга, органы слуха и зрения, речедвигательные органы и многие мышцы тела. Именно последним компонентом процесс письма отличается от чтения. Он имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает следующие операции:
- Анализ звуковой структуры слова с определением последовательности и места каждого звука. Участвуют речеслуховой и речедвигательные факторы. Огромное значение имеет проговаривание в любой форме, особенно на начальных этапах овладения письмом, так как оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных и определить последовательность звуков в слове.
- Соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая ее обозначает (происходит выбор букв из ряда возможных и отграничение от сходных графических). Это требует высокого уровня сформированности зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений.
- Моторная операция письма, т.е. воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы.
С самого начала формирования навыка письма перед обучающимися
встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней
обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение
приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти
приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, еще будут
отрабатываться в течение 2-3 лет.
В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение
многих условий и овладение рядом приемов, при первоначальном овладении
графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания ученика,
упражнения в сознании нескольких задач одновременно. Начиная писать, ученик
забывает о том, что в поле его внимание должно быть правильное положение
тетради, что ручку не следует сжимать и давить на нее изо всех сил. Он весь
сосредоточен на одной задаче – написать букву или слово, но и сейчас ему
трудно стараясь писать прямые черты ровно, забывает о наклоне этой черты,
пропускает момент, когда надо сделать поворот, забывает об образце и тому
подобное.
Упражнения на развитие орфографической зоркости лучше проводить, постепенно увеличивая степень сложности, например, тема “безударные гласные”
- Подчеркни безударную гласную в корне (окончании) в указанных словах. Докажи её написание.
- Выпиши из словосочетания слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность выполнения задания.
- Выпиши из предложения слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность.
- Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне в один столбик, в окончании – во второй столбик. Обоснуй правильность выполненного задания.
- Придумай и запиши три слова с безударной гласной в корне и три слова с безударной гласной в окончании. Докажи правильность выполнения задания.
Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма. Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы. Приемы, необходимые для письма: 1) владение инструментом письма; 2) соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме; 3) соблюдение правильной позы, посадки при письме; 4) движение руки вдоль строки во время письма. Приемы письма: 1) умение сравнивать образец с результатом письма; 2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; 3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения); 4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее); 5) приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв на строке; 6) письмо букв между линиями строки и на линии; 7) запоминание строки; 8) приемы правильного наклонения письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"
Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...
Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы
На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности учащихся, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений ...
Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы с ОВЗ.
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Программы по м...
Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе...
Важность отработки каллиграфических навыков у учащихся начальной школы
Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным.Работа по фор...
Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка»
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингв...