«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Малышева Нина Николаевна

Система работы по формированию каллиграфических навыков   1-4 классы коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.4 КБ
Файл formirovanie_kalligraficheskikh_navykov.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

2013 год

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

  Двигательный навык формируется медленно. Быстрее он развивается впервые два года, а затем идёт постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества.

  Дети же с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.

    Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в обучении.

   Почему? Каковы же причины?

Я вижу причины в том, что:

*Помимо  основного диагноза у детей  существуют  ряд сопутствующих заболеваний (астенический синдром, нарушения моторики, эпилепсия и т.д.), которые резко тормозят их общее развитие.

*Практически 1-2 ребёнка из класса, до поступления в школу, посещали детский сад. У меня в классе только один ребёнок посещал детский сад. А в детских садах ведется  большая работа по общему  развитию  и  моторики  кистей рук.

*Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они соц. пед. запущены и имеют низкий кругозор

Поэтому, дети при поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития, мелкой моторики.

   Цели:

* изучение психофизических особенностей учащихся класса.

*осуществление в процессе уроков коррекционных мероприятий.

Задачи:

*Повышение уровня общего развития учащихся.

*Выработка навыка аккуратного, разборчивого и желательно,

 каллиграфически правильного письма.

*Воспитание мотивационной основы учения (желание учиться)

Для эффективного решения поставленных целей при поступлении учащихся в 1 класс знакомлюсь, беседую с детьми, родителями или опекунами, изучаю документы, даю диагностические задания, с письменного разрешения родителей, опекунов.

Рекомендую методику «Дорожки» (по Л.А.Венгеру). По этой методике определяю уровень подготовки руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля  за  собственными действиями, чтобы затем определить содержание уроков обучения письму, учитывая особенности  подготовки  к овладению письмом.

Программа 1 класса коррекционной школы 111V вида состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

   Добукварный период составляет один месяц первой четверти. Если в классе дети с более низким уровнем развития. Этот срок может быть увеличен до полутора – двух месяцев.

Основные задачи добукварного периода:

*Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками

 письма.

*Прививать навыки правильной посадки во время рисования и

  письма.

*Учить правильному расположению тетради на парте.

*Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.

*Различать рабочую и вспомогательную строчки.

*Прививать интерес к обучению.

В добукварный период в уроки письма включаю такие задания, как

*Лепка

*Складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям

*Составление фигурок из счётных палочек по образцу

*Игры с мозаикой

*Рисование мелом на доске

*Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.)

*Обведение карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафаретам, их штриховка

*Рисование несложных предметов (Овощей, фруктов, фигур животных, птиц, рыб и т.д.)

*Обведение рисунков  по точкам

*Рисование  по данному рисунку

*Штриховка рисунков и др. задания.

Все эти задания помогают ребёнку развивать внимание, воображение, терпение, выдержку.

В букварный период  знакомлю с рукописным начертанием строчных и прописных букв.

Для создания двигательного образа буквы использую такие методики:

  1. Непосредственная помощь ученику;
  2. Обведение букв, написанных

*на доске;

*в тетрадях;

*карандашом;

*пунктирными линиями или точками;

   3. Письмо в «воздухе»;

   4. Использование кальки или целлофана;

   5. Письмо мокрой тряпкой;

   6. Письмо мокрыми пальцами на доске;

   7. Письмо под счет в определённом ритме.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в букварный период:

*формирование навыков правильного , безотрывного написания букв

*Соединение букв  в словах

*Списывание слов, предложений с доски и букваря

В структуру каждого урока обучения письму, во 2, 3, и 4 классах ввожу пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры.

Пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры провожу в течение  3 – 5 минут в начале каждого урока. Их цель:

Размять мышцы рук учеников. Они  очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы,  животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют мышцы рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, контролировать внимание на одном виде деятельности.

Кроме пальчиковой гимнастики в уроки включаю графические упражнения, а  в уроки математики и графические диктанты, способствующие развитию мелкой моторики и координации движении  руки, зрительного восприятия и внимания. Важно, чтобы графические задания имели смысловую значимость. Поэтому для рисования выбираю такие объекты, как дорожки, волны, радуга, клубы дыма, чешуйки рыб и т. д.  

Во 2 классе продолжаю совершенствовать технику письма. Упражнения  по чистописанию провожу ежедневно по 5 -8 минут. Содержание заданий связываю с материалом урока. Отрабатываю наиболее сложные для учащихся формы букв, которые ими  труднее всего даются. Все буквы (строчные и заглавные) я делю на группы, сходные по написанию и распределяю их в порядке усложнения написания.

1 -2 четверть –строчные буквы и их соединения.

1 группа – и, ш, ц, щ.

2 группа – л, м,я.

3 группа – г. П. р, т.

4 группа – к, н.

5 группа – о, а, ю.

6 группа – д, б.

7 группа – о, в. Ф.

8 группа – с, х, ж, э.

9 группа – у, д, з.

10 группа – е,ё.

11 группа – ч, ь, ъ. ы.  

3- 4 четверти – заглавные буквы.

1 группа – И, Ш, Ц, Щ,

2 группа – У, Ч,

3 группа – Г, П, Т, Р.

4 группа – Д, Ф, О.

5 группа – Л, М, А, Я.

6 группа – О, С, Э, Ж, Х.

7 группа – Н, Ю, К.

8 группа – Б, В,

9 группа – Е, Ё, З.  

В конце каждой четверти предлагаю самостоятельное списывание слов, небольших текстов, где встречаются эти буквы. Акцент делаю на качество работы – наклон, расстояние между элементами и буквами, высота букв и т. д. Эти работы дают возможность проверить, как вырабатываются у учащихся навыки правильного написания данных букв и правильное соединение с другими, плавность,  равномерность письма.  

Минутки чистописания могут проходить:

  • Фронтально  (Образец – на доске. Ребята списывают, с определённым заданием)  
  • Индивидуально-дифференцированно  (используя классификацию по уровню обучаемости  В.В.Воронковой)

В 3 классе минутки чистописания провожу каждый день по 4-5 минут. Содержание  заданий также связываю с материалом урока.

В 4 классе минутки чистописания провожу 2 раза в неделю по8 -10 минут  с целью выработки навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Чёткое и графически правильное написание строчных и заглавных букв, их соединений по тем же группам, что и во 2, 3 классах. Но задания усложняю.

Просматривая письменные работы учащихся, я обращаю не только на орфографические, но и на каллиграфические ошибки. помогает мне  в этом  таблица.

  Эту таблицу заполняю после просмотра тетрадей в конце четверти. Либо когда замечаю ухудшения подчерка у большинства учащихся. Делаю обобщение, а затем содержание минуток чистописания корректирую  в соответствии с каллиграфическими ошибками.

          Литература

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений V111 вида. 1-4 кл., Просвещение, 2000г.
  2. А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Просвещение 2004г.
  3. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова,С.В. Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
  4. Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс», Просвещение 1987г.
  5. Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания. 3 класс», Просвещение 1992г.
  6. Журнал «Начальная школа»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование каллиграфических навыков у учащихся с ОВЗ

Слайд 2

Цели: И зучение психофизических особенностей учащихся класса. О существление в процессе уроков коррекционных мероприятий. Задачи: Повышение уровня общего развития учащихся. Выработка навыка аккуратного, разборчивого и желательно, каллиграфически правильного письма. Воспитание мотивационной основы учения (желание учиться)

Слайд 3

Основные задачи добукварного периода: Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма. Прививать навыки правильной посадки во время рисования и письма. Учить правильному расположению тетради на парте. Различать рабочую и вспомогательную строчки. Учить правильному пользованию карандашом и ручкой. Прививать интерес к обучению.

Слайд 4

В добукварный период в уроки письма включаю задания: Лепка; Складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям; Составление фигурок из счётных палочек по образцу; Игры с мозаикой; Рисование мелом на доске; Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.); Обведение карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафаретам, их штриховка; Рисование несложных предметов (Овощей, фруктов, фигур животных, птиц, рыб и т.д.); Обведение рисунков по точкам; Рисование по данному рисунку; Штриховка рисунков и др. задания.

Слайд 5

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в букварный период: Ф ормирование навыков правильного , безотрывного написания букв; Соединение букв в словах; Списывание слов, предложений с доски и букваря;

Слайд 6

I и II четверти – группы строчных букв и их соединения

Слайд 7

III и IV четверти – группы заглавных букв и их соединения

Слайд 8

Фронтальная работа

Слайд 9

I вариант

Слайд 10

II вариант

Слайд 11

III вариант

Слайд 12

IV вариант

Слайд 13

3 класс -

Слайд 14

Блок упражнений минуток чистописания для развития свободных движений руки.

Слайд 15

Блок упражнений минуток чистописания для отработки высоты надстрочных элементов букв.

Слайд 16

Блок упражнений минуток чистописания для отработки одинаковой длины подстрочных элементов букв.

Слайд 17

Блок упражнений минуток чистописаний для отработки наклона, одинакового расстояния между буквами в словах.

Слайд 18

Формирование каллиграфических навыков у учащихся с ОВЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.

В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...

Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...