Методическая разработка урока (урок-закрепление) для 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Методическая разработка урока (урок-закрепление) для учеников 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
в 1 Б классе по теме:
«Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ»
(урок – закрепление)
Составила:
учитель начальных классов
Кондулайнен Наталья Алексеевна
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 1 Б класс |
Тип урока | Урок – закрепление |
Технология построения урока | Технология деятельностного метода |
Тема | Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ |
Образовательные цели | Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ – ШИ. Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь, дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других. |
Деятельностная цель | Формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. |
Содержательная цель | Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, алгоритмов. |
Основные термины, понятия | Буквосочетание ЖИ – ШИ; правописание орфограмм. |
Оборудование | Компьютер, проектор, интерактивная доска. |
Планируемый результат | |
Предметные умения: - выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки; - находить шипящие звуки в слове и вне слова; - анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши; - соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами. | Личностные УУД: - проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - выполнять учебные действия в устной и письменной форме; -находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса). Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - проводить сравнение изученных фактов языка; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале. Коммуникативные УУД: - принимать участие в игровой групповой работе; - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; - доказывать своё мнение. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная | Книгопечатная продукция: Бетенькова Н. В. «Орфография в рифмовках»; Карточки с заданиями. |
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Содержание каждого этапа | Формируемые УУД | ||
1 этап. Организационный момент. Цели: – активизация учащихся, - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Формулировать правила поведения на уроке. | Настроить на работу. | - Здравствуйте ребята. Я приглашаю Вас на урок русского языка. У нас сегодня гости на уроке. Поприветствуйте их, пожалуйста, кивком головы. - Произнесём нашу речёвку для поднятия настроения и настроя на работу. Слайд 1 Вместе: Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем! Слайд 2 ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОСАДКИ - Садитесь тихонечко. Проверьте свою осанку. Проверьте, правильно ли расположены на столах все принадлежности к уроку, всё ли у Вас готово к уроку? - С каким настроением Вы пришли сегодня в класс? Пожелайте удачи своему соседу по парте. И так, начнём урок. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
2 этап. Актуализация знаний. Цель – -усвоение навыка написания данных сочетаний; -развитие внимания, фонематического слуха, орфографической зоркости; -совершенствование навыка письма; интереса к русскому языку через обучающую игру. 3 этап. Пальчиковая разминка Цель – снятие напряжения, предупреждение утомляемости. | Работать с информацией. Участвовать в определении темы и целей урока. Участвовать в практической работе по нахождению и правописанию известных сочетаний. Оформлять записи в тетради. Вспоминать правило посадки при письме. Составлять и записывать слоги. Самопроверка. Характеристика звуков. Смена вида деятельности. | Организовать фронтальную работу по формулированию темы и целей урока, выделению объектов для минутки чистописания. Создать условия для актуализации знаний по правописанию сочетаний жи-ши. Организация разминки для пальчиков. | 1.Формулирование темы урока и целеполагание. Слайд 3: Вершина, лужи, тишина, ландыши, весна, шиповник, чижик, котик, жираф. Найдите лишние слова на экране. Зачеркните их на экране. Объясните, почему они лишние? Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать оставшиеся слова? (вершина, лужи, тишина,ландыши, шиповник, чижик, жираф.) Слайд 4: Слоги жи и ши пиши только с буквой и. Молодцы! Значит написание каких орфограмм мы будем сегодня закреплять? (жи-ши) Какова тема нашего урока? (правописание слов с жи-ши) Слайд 5: Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи – ши.» Давайте вместе поставим цели перед собой, которые мы должны выполнить на уроке, а в конце урока посмотрим, справились ли с ними. Наша тема урока: Правописание слов с сочетаниями жи – ши. Какие цели на уроке мы для себя поставим? Слайд 6: 1.Вспомнить правописание сочетаний жи-ши. 2.Научиться находить эти сочетания в словах и применять правила написания. 2.Чистописание. Начнём работу. Откройте свои тетради, проговаривая вслух правило начала письма в тетрадях: Слайд 7 «Я тетрадь свою открою И как надо положу Я, друзья от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь За работу я примусь.» Запишите число, классная работа. Слайд 8: Посмотрите внимательно на экран. -Что вы видите?(буквы) -Назовите эти буквы. (Ж, А, И, Ш, У, Ы) -На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные) - На экране подчеркните гласные красным цветом. Назовите их. -Какое задание можно предложить, используя эти буквы? (составить слоги) -На следующей строчке. -Девочки пишут слоги с буквой Ж, а мальчики с буквой Ш. -Что заметили? -Какая гласная оказалась лишней? Докажите, почему она лишняя? -Прочитайте получившиеся слоги. - Проверьте, исправьте ошибки. У кого задание выполнено верно, нарисуйте улыбающийся смайлик, у кого были ошибки, нарисуйте грустный смайлик. Слайд 9 ЖА, ЖИ, ЖУ ША, ШИ, ШУ - Найдите слоги, написание которых может вызвать затруднения? Слайд 10 ЖИ, ШИ - Докажите. (в этих слогах, при произнесении мы слышим звук -ы, а пишем букву и. ), (буква и смягчает предшествующий согласный, но согласные звуки ж и ш всегда твёрдые.) Слайд 11 | Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные УУД: построение высказываний. Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: анализ слуховой информации, актуализация личных жизненных знаний. Коммуникативные УУД: построение ответов на вопросы. Познавательные УУД: сравнение, анализ и выделение объекта по существенным признакам. | ||
4этап. Применение актуализированных знаний при решении различных познавательных задач. Цель – упражнять детей в правописании слов с данными сочетаниями. | Составить слова с буквосочетаниями жи, ши. Записать по 3 слова, подчеркнуть орфограмму. Выполнять задания с комментированием. Осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении заданий. | Задание на интерактивной доске. Создать условия для успешного закрепления материала. Обеспечить контроль выполнения задания. | -А теперь давайте выполним задания на интерактивной доске. Составьте слова с буквосочетаниями жи, ши. -Будем работать с экраном, а затем парами. - Как мы работаем в парах? (вдвоём, совещаясь) Молодцы! А сейчас, запишите в тетрадь 3 понравившихся слова в строчку с маленькой буквы, через запятую и подчеркните в них орфограмму зелёным цветом. - Прочитайте. (вызывается пара человек). - Обменяйтесь в паре тетрадями, проверьте правильность написания. Если задание выполнено без ошибок, нарисуйте улыбающийся смайлик на полях, если есть ошибка, то грустный смайлик. | Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы данного материала. 2.Формируемы умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: 1.Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. 2.Формируем общее представление о моральных нормах поведения. | ||
5этап. Физкультминутка. Цель – снятие напряжения, предупреждение утомляемости. | Смена вида деятельности. | Организация физкультминутки. Видеофизкультминутка. | -Здесь мы с вами отдохнём! Встаньте, подровняйтесь. Посмотрите внимательно на экран и выполняйте движения. -Вернёмся к работе. | |||
6 этап. Закрепление материала в различных ситуациях. Цель –закрепить правописание сочетание жи-ши. | Вставить в слова букву ы или и. Работа в парах. Осуществлять взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Работают с игровыми заданиями. Дифференцируемая работа. Самопроверка. | Задание на интерактивной доске. Организовать работу в парах и обеспечить контроль выполнения задания. Объяснить игровые задания, организовать работу на интерактивной доске. | -Выполним задания на интерактивной доске. Будем работать с экраном, а затем парами. -Вставьте в слова букву ы или и. Выпишите слова только с сочетаниями жи-ши. Обозначьте орфограмму, подчеркнув зелёным цветом. Молодцы! А сейчас Вы поменяетесь тетрадями и проверите работу своего соседа. Если задание выполнено без ошибок, нарисуйте улыбающийся смайлик на полях, если есть ошибка, то грустный смайлик. Слайд 12: Выберите задание с которым вы справитесь. Работу выполняем в тетради. 1 вариант. Спишите слова, вставляя орфограммы. Подчеркните их. Ш…ло, ош..бка, маш..на, кувш..н, ёж..к, нож..к. 2 вариант. Запишите словосочетание, изменяя по смыслу второе слово. Подчеркните орфограмму. Шуршат (мышь ), играют (малыш ), появились (лужа), зацвели (ландыш ). Проверим. Кто выполнял 1 вариант? Вставьте на экране орфограммы. Кто выполнял 2 вариант? На экране измените вторые слова в словосочетаниях по смыслу. Проверьте. Оцените себя. Нарисуйте на полях смайлик. Вы все молодцы. | Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка. | ||
7 этап. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итоги проделанной работы. | Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Организует рефлексию. | - Какие цели в начале урока мы ставили перед собой? Слайд 13: 1.Вспомнить правописание сочетаний жи-ши. 2.Научиться видеть эти сочетания в словах и применять правила написания. -Все ли цели урока мы выполнили? -Оцените свою работу на уроке: на карточке ВЫ видите солнышко, кому всё понятно было, кому всё понравилось на уроке, то нарисуйте улыбку у солнышка; а кто испытал затруднения в выполнении заданий, то можно нарисовать солнышко грустное, в облачках. Слайд 14 Покажите мне карточки. Покажите карточки гостям. Вот мы и повторили орфограмму жи – ши. Ребята, если вы желаете, то можете на следующий урок принести загадки, в отгадках которых будут слова жи – ши. Слайд 15: Спасибо за урок! | Познавательные УУД: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку тема "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление". (2 класс)
Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу. Закрепление....
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с сочетаниями жи ши"
Картинный диктант по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-. ...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс школа 8 вида "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Урок с использованием мультимедийной презентации....
Методическая разработка к уроку закрепления во втором классе по русскому языку
Методический материал к уроку разработан с использованием памяток к изучению орфограмм по русскому языку . К каждой памятке подобраны упражнения для закрепления....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание слов с удвоенной согласной" 2 класс
Учебный предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с удвоенной согласной» Тип урока: общеметодологической направленности...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
УМК: Школа РоссииКласс: 2Дисциплина: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Урок с использованием игровых техноло...