Методическая разработка урока (урок-закрепление) для 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кондулайнен Наталья Алексеевна

Методическая разработка урока (урок-закрепление) для учеников 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

в 1 Б классе по теме:

«Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ»

(урок – закрепление)

Составила:

учитель начальных классов

Кондулайнен Наталья Алексеевна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

1  Б  класс

Тип урока

Урок – закрепление

Технология построения урока

Технология деятельностного метода

Тема

Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ

Образовательные цели

Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ – ШИ. Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь, дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

Деятельностная цель

Формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель

Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, алгоритмов.

Основные термины, понятия

Буквосочетание ЖИ – ШИ; правописание орфограмм.

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Планируемый результат

Предметные умения:

- выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;

- находить шипящие звуки в слове и вне слова;

- анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши;

- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.

Личностные УУД:

- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

-находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- проводить сравнение изученных фактов языка;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в игровой групповой работе;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- доказывать своё мнение.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная

Книгопечатная продукция:

Бетенькова Н. В.  «Орфография в рифмовках»;

Карточки с заданиями.

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Содержание каждого этапа

Формируемые УУД

1 этап.

Организационный момент.

Цели:

– активизация учащихся,

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Формулировать правила поведения на уроке.

Настроить на работу.

- Здравствуйте ребята. Я приглашаю Вас на урок русского языка. У нас сегодня гости на уроке. Поприветствуйте их, пожалуйста, кивком головы.

- Произнесём нашу речёвку для поднятия настроения и настроя на работу.

Слайд 1

Вместе:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем!

Слайд 2

ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОСАДКИ

- Садитесь тихонечко. Проверьте свою осанку.  Проверьте, правильно ли расположены на столах все принадлежности к уроку, всё ли у Вас готово к уроку?

- С каким настроением Вы пришли сегодня в класс? Пожелайте удачи своему соседу по парте. И так, начнём урок.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 этап.

Актуализация знаний.

Цель –

-усвоение навыка написания данных сочетаний;

-развитие внимания, фонематического слуха, орфографической зоркости; -совершенствование навыка письма;

интереса к русскому языку через обучающую игру.

3 этап. Пальчиковая разминка

Цель – снятие напряжения, предупреждение утомляемости.

Работать с информацией.

Участвовать в определении темы и целей урока.

Участвовать в практической работе по нахождению и правописанию известных сочетаний.

Оформлять записи в тетради.

Вспоминать правило посадки при письме.

Составлять и записывать слоги.

Самопроверка.

Характеристика звуков.

Смена вида деятельности.

Организовать фронтальную работу по формулированию темы и целей урока, выделению объектов для минутки чистописания.

Создать условия для актуализации знаний по правописанию сочетаний жи-ши.

Организация разминки для пальчиков.

1.Формулирование темы урока и целеполагание.

Слайд 3:

Вершина, лужи, тишина,

ландыши, весна,

шиповник, чижик,

котик, жираф.

Найдите лишние слова на экране. Зачеркните  их на экране. Объясните, почему они лишние?

Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать оставшиеся слова?

(вершина, лужи, тишина,ландыши, шиповник, чижик, жираф.)

Слайд 4:

Слоги жи и ши пиши только с буквой  и.

Молодцы! Значит написание каких орфограмм мы будем сегодня закреплять? (жи-ши)

Какова тема нашего урока? (правописание слов с жи-ши)

Слайд 5:

Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи – ши.»

Давайте вместе поставим цели перед собой, которые мы должны выполнить на уроке, а в конце урока посмотрим, справились ли с ними. Наша тема урока:  Правописание слов с сочетаниями жи – ши.

Какие цели на уроке мы для себя поставим?

Слайд 6:

1.Вспомнить правописание сочетаний жи-ши.

2.Научиться находить эти сочетания в словах и применять правила написания.

2.Чистописание.

Начнём работу. Откройте свои тетради, проговаривая вслух правило начала письма в тетрадях:

Слайд 7

«Я тетрадь свою открою

И как надо положу

Я, друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я примусь.»

Запишите число, классная работа.

Слайд 8:

Посмотрите внимательно на экран. -Что вы видите?(буквы)

-Назовите эти буквы. (Ж, А, И, Ш, У, Ы)

-На какие две группы можно разделить эти буквы?  (гласные и согласные)

- На экране подчеркните гласные красным цветом. Назовите их.

-Какое задание можно предложить, используя эти буквы? (составить слоги)

-На следующей строчке.

-Девочки пишут слоги с буквой Ж, а мальчики с буквой Ш.

-Что заметили?

-Какая гласная оказалась лишней? Докажите, почему она лишняя?

-Прочитайте получившиеся слоги.

- Проверьте, исправьте ошибки. У кого задание выполнено верно, нарисуйте улыбающийся смайлик, у кого были ошибки, нарисуйте грустный смайлик.

Слайд 9

ЖА, ЖИ, ЖУ

ША, ШИ, ШУ

- Найдите слоги, написание которых может вызвать затруднения?

Слайд 10

ЖИ, ШИ

- Докажите.

(в этих слогах,  при произнесении мы слышим звук -ы, а пишем букву и. ),

(буква и смягчает предшествующий согласный, но согласные звуки ж и ш всегда твёрдые.)

Слайд 11

http://babi-li.ru/wp-content/uploads/2015/11/4.png

Познавательные  УУД:

Формируем умение извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД: построение высказываний.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: анализ слуховой информации, актуализация личных жизненных знаний.

Коммуникативные УУД:  построение ответов на вопросы.

Познавательные УУД: сравнение, анализ и выделение объекта по существенным признакам.

4этап.

Применение актуализированных знаний при решении различных познавательных  задач.

Цель –

упражнять детей в правописании слов с данными сочетаниями.

Составить слова с буквосочетаниями жи, ши.

Записать по 3 слова, подчеркнуть орфограмму.

Выполнять задания с комментированием.

Осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении заданий.

Задание на интерактивной доске.

Создать условия для успешного закрепления материала.

Обеспечить контроль выполнения задания.

-А теперь давайте выполним задания на интерактивной доске.  Составьте слова с буквосочетаниями жи, ши.

 -Будем работать с экраном, а затем парами.

- Как мы работаем в парах? (вдвоём, совещаясь)

Молодцы! А сейчас, запишите в тетрадь 3 понравившихся слова в строчку с маленькой буквы, через запятую и подчеркните в них орфограмму зелёным цветом.

- Прочитайте. (вызывается пара человек).

- Обменяйтесь в паре тетрадями, проверьте правильность написания.  Если задание выполнено без ошибок, нарисуйте улыбающийся смайлик на полях, если есть ошибка, то грустный смайлик.

Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы данного материала.

2.Формируемы умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД: 1.Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

5этап.

Физкультминутка.

Цель – снятие напряжения, предупреждение утомляемости.

Смена вида деятельности.

Организация физкультминутки. Видеофизкультминутка.

-Здесь мы с вами отдохнём! Встаньте, подровняйтесь.

Посмотрите внимательно на экран и выполняйте движения.

-Вернёмся к работе.

6 этап.

Закрепление материала в различных ситуациях.

Цель –закрепить правописание сочетание жи-ши.

Вставить в слова букву ы или и.

Работа в парах.

Осуществлять взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Работают с игровыми заданиями.

Дифференцируемая работа. Самопроверка.

Задание на интерактивной доске.

Организовать работу в парах и обеспечить контроль выполнения задания.

Объяснить игровые задания, организовать работу на интерактивной доске.

-Выполним задания на интерактивной доске.  Будем работать с экраном, а затем парами.

-Вставьте в слова букву ы или и.

Выпишите слова только  с сочетаниями жи-ши. Обозначьте орфограмму, подчеркнув зелёным цветом.

Молодцы! А сейчас Вы поменяетесь тетрадями и проверите  работу своего соседа.

Если задание выполнено без ошибок, нарисуйте улыбающийся смайлик на полях, если есть ошибка, то грустный смайлик.

Слайд 12:

Выберите задание с которым вы справитесь. Работу выполняем в тетради.

1 вариант. Спишите слова, вставляя орфограммы. Подчеркните их.

Ш…ло, ош..бка, маш..на, кувш..н, ёж..к, нож..к.

2 вариант. Запишите словосочетание,  изменяя по смыслу второе слово. Подчеркните орфограмму.

Шуршат (мышь ),

играют (малыш ), появились (лужа),

зацвели (ландыш ).

Проверим. Кто выполнял 1 вариант? Вставьте на экране орфограммы. Кто выполнял 2 вариант?  На экране измените вторые слова в словосочетаниях по смыслу.

Проверьте. Оцените себя. Нарисуйте на полях смайлик.

Вы все молодцы.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

7 этап.

Рефлексия деятельности.

Цель –

подвести итоги проделанной работы.

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Организует рефлексию.

- Какие цели в начале урока мы ставили перед собой?

Слайд 13:

1.Вспомнить правописание сочетаний жи-ши.

2.Научиться видеть эти сочетания в словах и применять правила написания.

-Все ли цели урока мы выполнили?

-Оцените свою работу на уроке: на карточке ВЫ видите  солнышко, кому всё понятно было, кому всё понравилось на уроке, то нарисуйте улыбку у  солнышка; а кто испытал затруднения в выполнении заданий, то можно нарисовать солнышко грустное, в  облачках.  Слайд 14

Покажите мне карточки. Покажите карточки гостям.

Вот мы и повторили орфограмму жи – ши. Ребята, если вы желаете, то можете на следующий урок принести загадки, в отгадках которых будут слова жи – ши.

Слайд 15:

Спасибо за урок!

Познавательные УУД: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с сочетаниями жи ши"

Картинный диктант по теме  "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...

Методическая разработка к уроку закрепления во втором классе по русскому языку

Методический материал к уроку разработан с использованием памяток к изучению орфограмм по русскому языку . К каждой памятке подобраны упражнения для закрепления....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание слов с удвоенной согласной" 2 класс

Учебный  предмет:  русский языкКласс:  2Тема урока:  «Правописание слов с удвоенной согласной»  Тип урока:  общеметодологической направленности...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

УМК: Школа РоссииКласс: 2Дисциплина: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Урок с использованием игровых техноло...