Конспект урока и презентация "Склонение имён существительных"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Пимченкова Евгения Владимировна

Цели урока:

 

- дать первоначальное представление о склонении имён существительных.

 

Задачи:

 

  • обучающие:

знакомить учащихся с понятием «падеж», с  названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей, дать понятие  склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.

 

  • развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение  ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

 

  • воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yazyka.docx24.02 КБ
Файл sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

Конспект открытого урока по русскому языку:

Урок-путешествие  «Склонение имён существительных».

4 класс

Учитель: Пимченкова Е.В.

2018-2019 уч. год

Тема: «Склонение имён существительных»

Интегративный урок-путешествие.

Цели урока:

- дать первоначальное представление о склонении имён существительных.

Задачи:

  • обучающие: 

знакомить учащихся с понятием «падеж», с  названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей, дать понятие  склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.

  • развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение  ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

  • воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

Методы обучения: 

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: 

  • общеклассная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, пк, презентация урока, таблица “Падежи имени существительного”.

Этапы и виды работы

на уроке

Деятельность учителя и учеников

Какие задачи  решались в ходе выполнения заданий

  1. Организационный момент

В кабинет входят дети,

 занимают свои места.

Здравствуйте. Садитесь.

Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие.

Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.(слайд 1)

Море знаний нас ждет.
Волны открытий зовут.

-способствовать созданию благоприятного психологического климата.

  1. Минутка чистописания

Откройте тетради и запишите число, классная работа (слайд 2)

– Какие волны на море? Покажите в воздухе.

– Какую букву вам напоминают волны? (На слайде 3 таблица с буквой Мм)

– Какие звуки может обозначать эта буква? ([ м ] согласн., звонкий, твёрдый [ м, ] – согласн., звонкий, мягкий.)

– В каких случаях слова пишутся с заглавной  буквы М? (в именах собственных)

– Запишем строчку соединений Мм.

– Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь. (слайд 3)

(Слово море записать на доске.)

  1. Введение в тему и постановка задачи урока.

– Подберите однокоренные слова к слову море. (слайд 4)

(Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячить, взморье, приморье, поморец, поморка, мореплаватель) – Прочитайте слова.

– Все ли они являются однокоренными? 

– Выпишите имена существительные.

(Море, морячок,  морячка, моряки)(слайд 5)

– Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.

Нас ждут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для нас
Пожелаем друг другу удачи
За работу! В добрый час.
 

– А вот и Страна Имен Существительных.

(На доске открывается карта)    (слайд 6)

– Что называется именем существительным?


• Что мы знаем об именах существительных?
Сущ. бывают:
• одушевленные, неодушевленные,
• собственные, нарицательные.
• Ж.р, м.р., с.р.
Сущ. изменяются
• по числам.
• по падежам

Определение темы урока.

  1. Актуализация знаний

– Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (Склонение)

– Что такое склонение имен существительных.

  1. Закрепление нового материала

Что нужно сделать со словами, чтобы они стояли в правильной форме?

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (слайд 7)

Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. (слайды 8)

(слайд 9)

– Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.

В русском языке существует 6 падежей, послушайте стихи о них.
(слайд 10)



У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют:

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.
(слайд 11)

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
(слайд 12)

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
(слайд 13)

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
(слайд 14)

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! –Чем? Творите!-С кем?
Я подскажу вам- нет проблем!

(слайд 15)

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечтать и в чем гулять.

 (слайд 16)

Выполнение задания с комментированием фронтально.

  1. Склонение существительных

Вот такие падежи здесь!
А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

– Для чего нужны вопросы?

– При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.

– Каждый из нас сегодня моряк.

– Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.

(Запись осуществляется на доске и в тетрадях) (слайд 17)

Именительный

кто? что?

моряк  , лодка

Родительный

кого? чего?

моряка, лодки

Дательный

кому? чему?

моряку, лодке

Винительный

кого? что?

моряка, лодку

Творительный

кем? чем?

моряком, лодкой

Предложный

о ком? о чем?

о моряке, о лодке

  1. Физ.минутка

Сущ.мужского рода –хлопаем

Сущ.женского рода – топаем

Суш.среднего рода – приседаем 1 раз

Зима, мороз, лужа, снег, дождь,  окно,  ветер, небо, туча, облако, ковёр.

  1. Самостоятельная работа.

В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?
(Лиса)(слайд 18)

– Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.

– Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пушистый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.
(слайд 19)

(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)

– Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.

Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.

(слайд 20)

  1. Работа с фразеологическими оборотами.

Работа в группах.
В русском языке есть особые сочетания – фраз обороты. Слова в них всегда употребляются вместе и в определенном порядке. Вам сейчас предстоит употребить слово
голова в нужной форме в сочетаниях и найти для сочетаний соответствующее объяснение.
(слайд 21)

Выбросить (из чего?) Постараться забыть
Отвечать (чем?) Шалить, озорничать
Ходить (на чем?) Взять ответственность на себя

(слайд 22)

  1. Итог урока

Что знаем? Что хотим узнать? Что узнали?
Сущ. Изменяются
• по родам,
• по числам. -Что такое изменение по падежам?
-Как изменять по падежам?
-Сколько падежей в русском языке? Сущ. изменяются по падежам.
В русском языке 6 падежей.
Изменение по падежам (по вопросам) называется склонением.
(Повесить стихи, памятку на доску)

  1. Тест

(слайд 23)
(если согласны с утверждением поставьте плюс, если нет – минус.
Изменение сущ. по падежам или вопросам называется склонением.
В русском языке 5 падежей.
И. п. отвечает на вопросы: кто? что?
(+,-,+)

  1. Домашнее задание

– Прочитайте задание упражнения.

– Что вызывает затруднение?

– Наш корабль остаётся в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных». – Урок окончен.

(слайд 24-25)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествуй по морю знаний вместе с нами!

Слайд 2

Семнадцатое октября. Классная работа.

Слайд 3

Семнадцатое октября. Классная работа.

Слайд 4

Море, морской, морячок, морячка, моряцкий, моряк, мореплавательный

Слайд 5

Море, морячок, морячка, моряки.

Слайд 6

Карта Страны Имён Существительных одуш . неодуш . собств . нариц .

Слайд 7

Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить

Слайд 8

Нам нужны так ие корабл и на море, чтобы мы могл и с люб ой волн ой поспорить.

Слайд 10

Падежи имён существительных

Слайд 11

Именительный падеж Кто? Что? Я Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы КТО? и ЧТО? Ни с чем не спутает никто.

Слайд 12

Родительный падеж Кого? Чего? Предлоги у около возле А я падеж Родительный Характер мой общительный. КОГО? ЧЕГО? И вот он я! Предлоги часто мне друзья. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.

Слайд 13

Дательный падеж Кому? Чему? Предлоги к по Я называюсь Дательным, Работаю старательно. КОМУ отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать.

Слайд 14

Винительный падеж Кого? Что? Предлоги в (во) про за на А я Винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятерки» я ловлю. Кого назвать, во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.

Слайд 15

Творительный падеж Кем? Чем? Предлоги с за перед над А я творительный падеж Исполнен всяких я надежд. Творите! –Чем? Творите!-С кем? Я подскажу вам- нет проблем!

Слайд 16

Предложный падеж О ком? О чём? Предлоги о (об) в (во) на при А я падеж предложный, Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил? Ах да нужны предлоги Без них мне нет дороги. Тогда смогу я рассказать О чем мечтать и в чем гулять.

Слайд 17

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Именительный кто? моряк что? лодка Родительный кого? моряка чего? лодки Дательный кому? моряку чему? лодке Винительный кого? моряка что? лодку Творительный кем? моряком чем? лодкой Предложный о ком? о моряке о чем? о лодке

Слайд 19

Лиса – хитрый зверь. У (кого?) пушистый хвост. (Кому?) т..пло зимой. Охотник высл..дил (кого?). Заяц не любит встреч..ться с (кем?). О (ком?) народ сложил сказки. Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

Слайд 20

Лиса – хитрый зверь. У лисы пушистый хвост. Лисе т е пло зимой. Охотник высл е дил лису. Заяц не любит встреч а ться с лисой. О лисе народ сложил сказки. Проверь свою работу!

Слайд 21

Фразеологические обороты Выбросить (из чего ?) … Отвечать (чем?) … Ходить (на чем?) … голова голова голова постараться забыть шалить , озорничать взять ответственность на себя

Слайд 22

Фразеологические обороты Выбросить (из чего ?) из головы (постараться забыть) , отвечать (чем?) головой (взять ответственность на себя) , ходить (на чем?) на голове (шалить , озорничать) . Р.п . Т.п. П.п .

Слайд 23

Тест Изменение сущ. по падежам или вопросам называется склонением . В русском языке 5 падежей. И . п. отвечает на вопросы: кто? что? + - +

Слайд 24

Домашнее задание 1. Учебник стр . 3 упр. 109 Просклонять существительные ученик и звонок и выделить окончания. 2. Выучить падежи с вопросами по памятке

Слайд 25

Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чем? Выучить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Три склонения имён существительных"

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания"; по раз...

Конспект урока "Падежные окончания имён существительных"

Конспект "Падежные окончания имён существительных" 4 класс...

Конспект урока "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения." 1 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

Конспект урока Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. 2 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...