Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Родионова Наталия Владимировна

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tehnologicheskaya_karta_uroka.odt23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Инфинитив - это своеобразная глагольная форма, которая обладает редкими признаками внеречевого свойства, внеконтекстуальной значимости. В этом отношении инфинитив очень сходен с именительным падежом существительного. Подобно именительному падежу существительного, глагол в неопределенной форме называет действие вообще, само по себе: играть, стучать, читать и т.д.

Своеобразен инфинитив и по своему составу: не изменяясь и сохраняя безотносительность к кому- (чему-) либо, выражая лишь идею действия, он выступает в трех структурно-морфологических разновидностях, оканчиваясь на -ть, -ти, -чь.

Инфинитив самобытен и в синтаксическом функционировании: он может быть любым членом предложения.

Все эти особенности инфинитива создают для учащихся значительные трудности в его усвоении.

В связи с этим в данном уроке мы попытались выявить типичные ошибки у учащихся школы, допускаемые ими при употреблении инфинитивных конструкций в письменной речи; помочь глубже усвоить эту тему; предложить систему упражнений, лингвистических задач и коммуникативных заданий, направленных на развитие всех видов речевой деятельности учащихся при работе с инфинитивом.


Технологическая карта урока

Разработчик: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 112 г. Самары

Шишкина Марина Сергеевна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: Неопределённая форма глагола

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола

Задачи урока:

Образовательная

Продолжить формирование комплекса УУД учащихся, необходимых для распознания и преодоления типичных затруднений в распознавании форм глаголов.

Развивающая

Обеспечить усвоение учащимися учебных действий (уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно делать выводы, основываясь на фактах, применять выводы на практике).

Воспитательная

Закрепить навыки нравственного, этического оценивания учащимися ситуаций межличностного взаимодействия при работе в малых группах, на примере фразеологизмов.

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные с указанием содержания ориентировочной основы действия (ООД)

1

2

3

4

5

6

6.

Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и  умений

Работа по учебнику (упр. 150)

Работа в тетради (задание 94)

 Применение имеющихся знаний

Развитие умения извлекать информацию.

Проверка понимания.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

-Прочитайте стихотворение З.Александровой.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Выделите в них суффиксы

 –ть, -ти.

Организует работу в рабочей тетради.

-Прочитайте. Впишите пропущенные глаголы.

-Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл.

- Составьте и запишите предложение или текст, употребив в нем любой из данных фразеологизмов.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Списывают. Выделяют суффиксы –ть, -ти у глаголов в неопределенной форме.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черемухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой.

…А солнцу выйти  из-за туч

И веселее греть.

Выполняют разбор слова по составу

Салютовать.

Выполняют морфологический разбор слова.

Приказ – сущ. Что?, нач.ф. – приказ, неодушевленное, нарицательное, м.р., 2-е скл., ед.ч., В.п., дополнение.

Выполняют работу в рабочей тетради. Объясняют значение фразеологических оборотов.

Сидеть сложа руки – ничего не делать.

Работать спустя рукава -плохо работать.

Бить баклуши- бездельничать.

Держать язык за зубами – молчать.

Покраснеть до ушей -очень сильно покраснеть.

Бежать во все лопатки- очень быстро бежать.

Вставать с первыми петухами – вставать очень рано.

Знать как свои пять пальцев- хорошо разбираться в каком –то вопросе.

Выйти сухим из воды- без потерь и ущерба выйти из сложной, неприятной  ситуации.

УУД осуществление анализа объектов;

УУД поиска и выделения необходимой информации в тексте.

УУД аргументирования своей точки зрения и отстаивания своей позиции. Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать. Регулятивные:

- составление плана и

последовательности действий.

-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

7.

Итог урока. Рефлексия.

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

-Назовите признаки неопределенной формы глагола.

-На что не указывает инфинитив? Что он обозначает?

-Какие суффиксы имеет инфинитив?

-Чем является в предложении?

-понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу на уроке.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятий, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

-Инфинитив не указывает ни на время, и на число, ни на лицо; только называет действие.

-инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, которые не входят в основу, буквосочетание –чь входит с состав корня; есть глагольные суффиксы –а-, -и-, -е-, -ова-, -ну-, которые входят в основу инфинитива.

- Инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего он бывает подлежащим и сказуемым.

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Список использованной литературы

  1. Гатаулина, О.И. методические рекомендации по проведению рефлексии на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / О.И. Гатаулина. – Режим доступа : http://ipk74.ru/virtualcab/professional
  2. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организации/ В.П. Канакина. – М. : Просвещение, 2013.
  3.  Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений : в 2х ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.
  4. Таблицы по русскому языку в электронном виде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-n.ru/
  5. Русский язык. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. II полугодие /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2014. – 445 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе

На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс

Знакомство с особенностями глаголов неопределенной  формы...

Конспект урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола», 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола". Урок направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о глаголах неопределенной формы, умения отличать её от других глагольных форм.Задачи урокаДидактические:Сформирова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК «Школа России»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола» - 4 класс

Тема урока “Неопределенная форма глагола”Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование представления о глаголах неопределенной формы в процессе повторения и обобщения знаний, пол...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола»Планируемые результаты: Предметные:1. Знать признаки глаголов в неопределённой форме.2. Уметь распознава...