Русский язык, 4 класс (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 1 часть. М.:»Баласс», 2015год)
Учитель начальных классов: Гетьман Татьяна Владимировна, МОУ «СОШ п. Сланцевый Рудник»
Тема: Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.
Цели:
- Развитие умений на основе алгоритма определять падеж имён существительных, ставить существительные в разные падежные формы и изменять имена существительные по падежам.
Задачи:
Обучающие
- Сформировать умение изменять имена существительные по падежам;
- Сформировать умение различать падежи по их признакам.
Развивающие
- Развивать умение анализировать, сравнивать материал.
- Развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).
Воспитательные
- Воспитывать положительное отношение к учёбе, оценивать свою работу и работу одноклассников.
- Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: Учебники, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, таблица «Падежи имени существительного», компьютер.
Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС):
Личностные:
- формировать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- работать над развитием мыслительных способностей детей в сочетании с эмоциональным и нравственым формированием личности ребёнка.
Познавательные УУД:
- Закрепить знания по теме, в зависимости от связи с другими словами и в зависимости от вопроса.
- Формировать умение определять падеж по вопросу с опорой на таблицу.
- Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление детей.
- Развивать интерес к русскому языку.
Регулятивные УУД:
- Формировать умение высказывать своё предположение на основе анализа и синтеза.
- Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Формировать умение прогнозировать предстоящую работу.
- Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Развивать у детей способности наблюдения и анализа.
Коммуникативные УУД:
- Формировать умение слушать и понимать других.
- Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
- Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.
- Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
- Приобщать детей к участию в диалоге при обсуждении поставленной задачи.
- Приучать детей к участию в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
- Учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и взаимовыручку.
Структура урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Мотивационный этап (1 мин.) Цель: 1. Мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки Определять содержательные рамки урока | - Итак, прозвенел звонок, начался урок (Слайд 1) - Садитесь. - Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки? (Есть у нас девиз такой: «Всё, что нужно под рукой!») (Слайд 2) - Откройте тетради. Запишите число. - Сегодня на уроке мы отправляемся в увлекательное путешествие. Дорога у нас будет не простая. Впереди метель, сугробы и снежные преграды (Слайд 3- Пейзаж зимы). - Но чтобы начать путешествие нам надо взять с собой в дорогу багаж, какой багаж? (Багаж знаний). - Хотелось бы посмотреть, с каким настроением вы пришли на урок. (Смайлики) - Замечательно, вот с таким настроением нам надо закончить урок. | Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Этап актуализации знаний (5 мин.) Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить изученные знания об имени существительном. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия материала: аналогия, обобщение, анализ. Зафиксировать необходимость введения понятия – падежи. | - Сейчас давайте запишем словарные слова в столбик. Профессия. Аккорд Дрожжи Ель Жужжать - Какое слово лишнее? (ель) - Почему? (во всех словах удвоенная согласная) - Выделите карандашом в словах первые буквы. Какое слово получилось? (падеж) (Слайд 4). - Почему это слово является ключевым на нашем уроке? (Мы будем говорить о падежах, повторять и изменять существительные по падежам). - Сформулируйте тему урока. (Слайд 5)
| Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схем. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Прогнозировать предстоящую работу. Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
3.Постановка цели и задач урока (1 мин.) Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие. Согласовать тему и цель урока. | - Давайте составим план урока. Начало может быть таким: Сегодня мы будем учиться … 1. Определять падеж имён существительных. 2. Ставить существительные в нужный падеж. 3. Изменять существительные по падежам. - Что мы сейчас с вами делали? (Слайд 6 – План урока).
| Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
4.Первичное закрепление (23 мин.) Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие. Зафиксировать понятие падежи. | - Давайте вспомним падежи и немного поиграем (Даю варежку, дети по цепочке передают и называют падеж). (Слайд 7 – стихотворение). -Пришла, раскинулась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. (А.С.Пушкин) - О чём стихотворение? (Слайд 8 – зима) - Давайте проскроняем слово – зима. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях). Ученик оценивает себя. - Кто сделал все без ошибок? - У кого есть ошибки, исправляем. - И первое, что нам встречается на пути – северный ветер, какое препятствие нас ждёт, давайте посмотрим. (Слайд 9 – северный ветер) Упр.122, стр.111 Работа по учебнику. - Откройте учебник на стр.111, упр.122. Выполняется на доске. Самооценка. - Прочитайте задание. _ что нужно сделать? Поехать с братьями (т.п.) Поехать к братьям (Д.п.) Поехать поездом (Т.п.) Поехать на поезде (П.п.) Поехать к сестре (Д.п.) Поехать с сестрой (Т.п.) | Увидеться с братьями (Т.п.) Увидеться в поезде (П.п.) Увидеться с сестрой (Т.п.)
Позаботиться о братьях (П.п.) Позаботиться о сестре (П.п.) | Подошел к братьям (Д.п.) Подошел к поезду (Д.п.) Подошел к сестре (Д.п.) |
На доске запись. По одному с каждым словом. - Как определить падеж имён существительных? (Найти слово, от которого зависит, задать вопрос, определить падеж, выделить окончание) (Слайд 10 – алгоритм) - Вот мы справились с сильным ветром и выглянуло солнышко. Давайте погреемся на солнышке! Физминутка. (Слайд 11 – физминутка) - Тут наш отдых потревожила метель. Чтобы пройти сквозь метель, нам надо выполнить следующее задание. (Слайд 12 – метель) (На доске записано предложение) - Записать предложение. (Один ученик у доски) Пушистый снег лежал на земле. - Выделим грамматическую основу и найдём имена существительные, и определить их падеж. Подчеркнуть грамматическую основу. Назовите существительные. Определите падежи этих существительных. (на земле, снег). Ваши действия? - Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым? (Нет. Оно главное) - В форме какого падежа всегда стоит подлежащее? (И.п.) - Определяем падеж слова – на земле. - Что мы сейчас делали? Самооценка. | Познавательные УУД: Развиваем умение извлекать информацию их схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12 мин.) Цель: Организовать коммуникативные взаимодействия. Зафиксировать понятие падежи. Научиться применять новые знания. | - Задание по карточкам. К нам спустились снежинки, посмотрим, что на них. (Слайд 13 – задание) - Что надо сделать? (Самостоятельная работа) Злится вьюга ( ) Скользит по льду ( ) Мечтать о снеге ( ) Слепили снеговика ( ) Спать под снежным покровом ( ) (Слайд 14 – ответы) Злиться вьюга (И.п.) Скользит по льду (Д.п.) Мечтать о снеге (П.п.) Слепили снеговика (В.п.) Спать под снежным покровом (Т.п.)
- Проверяем . Исправили ошибки. Гимнастика для глаз. (Слайд 15 – снежинки, гимнастика) Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движения Предлагаю повторить.
- Сугробы на пути. (Слайд 16 сугробы) - Предлагаю вам послушать фрагмент из мультфильма. - Узнали героев мультфильма? Кто они? (Слайд 17 – Простоквашино) - Кто написал это произведение? (Эдуард Успенский) (Слайд 18 – Э.Успенский) - Кот Матроскин написал письмо родителям Дяди Федора, но почему – то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь. (Слайд 19 – кот Матроскин) - Поможем, ребята? - У вас на столе текст, возьмите его, прочитайте.
Наступила зима (И.п.). Всме было покрыть снег_ (снегом – Т.п.). Тяжело пришлось птиц_ (птицам – Д.п.). Пожалела маша птиц (В.п.). Она кормила их хлебными крошк _ (крошками – Т.п.). Так добрая девочка (И.п.) прокормила птичек (В.п.) до самой весн_ (весны – Р.п.).
- Читаем предложение, навзываем существительные с предлогами, определяем падеж и окончание. - Почему Коту Матроскину непонятен был текст. (Не может написать правильно окончание). - Для чего надо уметь склонять имена существительные? (Чтобы правильно писать окончания в словах). - Вот мы и справились со всеми заданиями нашего путешествия.
Резерв. - А сейчас мы немного поиграем! Покатаемся на санках. Как с горки сверху вниз, так от первого ученика до последнего в ряду. Игра «Эстафета». Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительное и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний с ряда возвращает карточку мне. (Слайд 20 – санки, горка) Замела дорожки Капает с сосулек Накрылась одеялом Мечтаю о зиме Кататься на санках Трещит мороз
| Замела дорожки Капает с сосулек Накрылась одеялом Мечтаю о зиме Кататься на санках Трещит мороз | Замела дорожки Капает с сосулек Накрылась одеялом Мечтаю о зиме Кататься на санках Трещит мороз |
Замела дорожки (В.п.) Капает с сосулек (Р.п.) Накрылась одеялом (Т.п.) Мечтаю о зиме (П.п.) Кататься на санках (П.п.) Трещит мороз (И.п.) - Как вы определяли падеж у существительного, выполняя это задание? (Ставить вопросы. Используем вспомогательные слова). | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Умение работать в паре. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
6.Домашнее задание (1 мин.) Цель: Согласовать домашнее задание. | (Слайд 21 – домашнее задание) Стр. 1334, упр.2. - Откройте, прочитайте. - Что нужно сделать? (Падеж, словосочетания) - Все ли понятно? |
|
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.) Цель: Оценить результаты собственной деятельности. Обобщить знания по теме урока. Определить отношение к учеников к уроку, к совместной деятельности. | - Что мы узнали на уроке? (Как искать слово от которого зависит существительное и от него ставить вопрос). - Что повторили? (Падежи имен существительного) - Подведем итог урока. - Покажите свое настроение. (Смайлики) (Слайд 22 – молодцы) - Всем спасибо за урок. Урок окончен. | Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуации. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. |