Русский язык, 4 класс (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 1 часть. М.:»Баласс», 2015год)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Гетьман Татьяна Владимировна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Изменнение имён существительных по падежам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 4 класс (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 1 часть. М.:»Баласс», 2015год)

Учитель начальных классов: Гетьман Татьяна Владимировна, МОУ «СОШ п. Сланцевый Рудник»

Тема: Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

Цели:

- Развитие умений на основе алгоритма определять падеж имён существительных, ставить существительные в разные падежные формы и изменять имена существительные по падежам.

Задачи:

Обучающие

- Сформировать умение изменять имена существительные по падежам;

- Сформировать умение различать падежи по их признакам.

Развивающие

- Развивать умение анализировать, сравнивать материал.

- Развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Воспитательные

- Воспитывать положительное отношение к учёбе, оценивать свою работу и работу одноклассников.

- Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: Учебники, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, таблица «Падежи имени существительного», компьютер.

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС):

Личностные:

- формировать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- работать над развитием мыслительных способностей детей в сочетании с эмоциональным и нравственым формированием личности ребёнка.

Познавательные УУД:

- Закрепить знания по теме, в зависимости от связи с другими словами и в зависимости от вопроса.

- Формировать умение определять падеж по вопросу с опорой на таблицу.

- Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление детей.

- Развивать интерес к русскому языку.

Регулятивные УУД:

- Формировать умение высказывать своё предположение на основе анализа и синтеза.

- Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Формировать умение прогнозировать предстоящую работу.

- Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Развивать у детей способности наблюдения и анализа.

Коммуникативные УУД:

- Формировать умение слушать и понимать других.

- Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

- Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

- Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

 - Приобщать детей к участию в диалоге при обсуждении поставленной задачи.

- Приучать детей к участию в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

- Учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и взаимовыручку.

Структура урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Мотивационный этап (1 мин.)

Цель: 1. Мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Определять содержательные рамки урока

- Итак, прозвенел звонок, начался урок (Слайд 1)

- Садитесь.

- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки? (Есть у нас девиз такой: «Всё, что нужно под рукой!») (Слайд 2)

- Откройте тетради. Запишите число.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в увлекательное путешествие. Дорога у нас будет не простая. Впереди метель, сугробы и снежные преграды (Слайд 3- Пейзаж зимы).

- Но чтобы начать путешествие нам надо взять с собой в дорогу багаж, какой багаж? (Багаж знаний).

- Хотелось бы посмотреть, с каким настроением вы пришли на урок. (Смайлики)

- Замечательно, вот с таким настроением нам надо закончить урок.

Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Этап актуализации знаний (5 мин.)

Цель:

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить изученные знания об имени существительном.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия материала: аналогия, обобщение, анализ.

Зафиксировать необходимость введения понятия – падежи.

- Сейчас давайте запишем словарные слова в столбик.

Профессия.

Аккорд

Дрожжи

Ель

Жужжать

- Какое слово лишнее? (ель)

- Почему? (во всех словах удвоенная согласная)

- Выделите карандашом в словах первые буквы. Какое слово получилось? (падеж) (Слайд 4).

- Почему это слово является ключевым на нашем уроке? (Мы будем говорить о падежах, повторять и изменять существительные по падежам).

 - Сформулируйте тему урока. (Слайд 5)

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схем.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Прогнозировать предстоящую работу.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

 

3.Постановка цели и задач урока (1 мин.)

Цель:  

Организовать коммуникативное взаимодействие.

Согласовать тему и цель урока.

- Давайте составим план урока. Начало может быть таким: Сегодня мы будем учиться …

1. Определять падеж имён существительных.

2. Ставить существительные в нужный падеж.

3. Изменять существительные по падежам.

- Что мы сейчас с вами делали? (Слайд 6 – План урока).

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 Прогнозировать предстоящую работу.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4.Первичное закрепление (23 мин.)

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие.

Зафиксировать понятие падежи.

- Давайте вспомним падежи и немного поиграем (Даю варежку, дети по цепочке передают и называют падеж).

(Слайд 7 – стихотворение).

-Пришла, раскинулась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов. (А.С.Пушкин)

- О чём стихотворение? (Слайд 8 – зима)

- Давайте проскроняем слово – зима. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях).

Ученик оценивает себя.

- Кто сделал все без ошибок?

- У кого есть ошибки, исправляем.

- И первое, что нам встречается на пути – северный ветер, какое препятствие нас ждёт, давайте посмотрим. (Слайд 9 – северный ветер)

Упр.122, стр.111

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.111, упр.122. Выполняется на доске.

Самооценка.

- Прочитайте задание.

_ что нужно сделать?

Поехать с братьями (т.п.)

Поехать к братьям (Д.п.)

Поехать поездом (Т.п.)

Поехать на поезде (П.п.)

Поехать к сестре (Д.п.)

Поехать с сестрой (Т.п.)

Увидеться с братьями (Т.п.)

Увидеться в поезде (П.п.)

Увидеться с сестрой (Т.п.)

Позаботиться о братьях (П.п.)

Позаботиться о сестре (П.п.)

Подошел к братьям (Д.п.)

Подошел к поезду (Д.п.)

Подошел к сестре (Д.п.)

На доске запись. По одному с каждым словом.

- Как определить падеж имён существительных? (Найти слово, от которого зависит, задать вопрос, определить падеж, выделить окончание)

(Слайд 10 – алгоритм)

- Вот мы справились с сильным ветром и выглянуло солнышко. Давайте погреемся на солнышке!

Физминутка.

(Слайд 11 – физминутка)

- Тут наш отдых потревожила метель. Чтобы пройти сквозь метель, нам надо выполнить следующее задание. (Слайд 12 – метель)

(На доске записано предложение)

- Записать предложение. (Один ученик у доски)

Пушистый снег лежал на земле.

- Выделим грамматическую основу и найдём имена существительные, и определить их падеж.

Подчеркнуть грамматическую основу.

Назовите существительные.

Определите падежи этих существительных. (на земле, снег).

Ваши действия?

- Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым? (Нет. Оно главное)

- В форме какого падежа всегда стоит подлежащее? (И.п.)

- Определяем падеж слова – на земле.

- Что мы сейчас делали?

Самооценка.

Познавательные УУД:

Развиваем умение извлекать информацию их схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12 мин.)

Цель:

Организовать коммуникативные взаимодействия.

Зафиксировать понятие падежи.

Научиться применять новые знания.

- Задание по карточкам.

К нам спустились снежинки, посмотрим, что на них. (Слайд 13 – задание)

- Что надо сделать? (Самостоятельная работа)

Злится вьюга (   )

Скользит по льду (     )

Мечтать о снеге (     )

Слепили снеговика (     )

Спать под снежным покровом (     )

(Слайд 14 – ответы)

Злиться вьюга (И.п.)

Скользит по льду (Д.п.)

Мечтать о снеге (П.п.)

Слепили снеговика (В.п.)

Спать под снежным покровом (Т.п.)

- Проверяем . Исправили ошибки.

Гимнастика для глаз. (Слайд 15 – снежинки, гимнастика)

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движения

Предлагаю повторить.

- Сугробы на пути. (Слайд 16  сугробы)

- Предлагаю вам послушать фрагмент из мультфильма.

- Узнали героев мультфильма? Кто они? (Слайд 17 – Простоквашино)

- Кто написал это произведение? (Эдуард Успенский) (Слайд 18 – Э.Успенский)

- Кот Матроскин написал письмо родителям Дяди Федора, но почему – то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь. (Слайд 19 – кот Матроскин)

- Поможем, ребята?

- У вас на столе текст, возьмите его, прочитайте.

Наступила зима (И.п.). Всме было покрыть снег_ (снегом – Т.п.). Тяжело пришлось птиц_ (птицам – Д.п.). Пожалела маша птиц (В.п.). Она кормила их хлебными крошк _ (крошками – Т.п.). Так добрая девочка (И.п.) прокормила птичек (В.п.) до самой весн_ (весны – Р.п.).

- Читаем предложение, навзываем существительные с предлогами, определяем падеж и окончание.

- Почему Коту Матроскину непонятен был текст. (Не может написать правильно окончание).

- Для чего надо уметь склонять имена существительные? (Чтобы правильно писать окончания в словах).

- Вот мы и справились со всеми заданиями нашего путешествия.

Резерв.

- А сейчас мы немного поиграем! Покатаемся на санках. Как с горки сверху вниз, так от первого ученика до последнего в ряду.

Игра «Эстафета».

Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительное и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний с ряда возвращает карточку мне.

(Слайд 20 – санки, горка)

Замела дорожки

Капает с сосулек

Накрылась одеялом

Мечтаю о зиме

Кататься на санках

Трещит мороз

Замела дорожки

Капает с сосулек

Накрылась одеялом

Мечтаю о зиме

Кататься на санках

Трещит мороз

Замела дорожки

Капает с сосулек

Накрылась одеялом

Мечтаю о зиме

Кататься на санках

Трещит мороз

Замела дорожки (В.п.)

Капает с сосулек (Р.п.)

Накрылась одеялом (Т.п.)

Мечтаю о зиме (П.п.)

Кататься на санках (П.п.)

Трещит мороз (И.п.)

- Как вы определяли падеж у существительного, выполняя это задание? (Ставить вопросы. Используем вспомогательные слова).

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6.Домашнее задание (1 мин.)

Цель:

Согласовать домашнее задание.

(Слайд 21 – домашнее задание)

Стр. 1334, упр.2.

- Откройте, прочитайте.

- Что нужно сделать? (Падеж, словосочетания)

- Все ли понятно?

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)

Цель:

Оценить результаты собственной деятельности.

Обобщить знания по теме урока.

Определить отношение к учеников к уроку, к совместной деятельности.

- Что мы узнали на уроке? (Как искать слово от которого зависит существительное и от него ставить вопрос).

- Что повторили? (Падежи имен существительного)

- Подведем итог урока.

- Покажите свое настроение. (Смайлики)

(Слайд 22 – молодцы)

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуации.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

«Буква ь в середине и на конце слова. Перенос слов с буквой ь в середине слова.»...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах....