русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 26.45 КБ |
презентация | 201.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русскому языку
Класс: 2 А
Тема урока: Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.
Цели урока: изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге; научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять; развивать умение слышать звучащее слово, работать по алгоритму; воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала.
Предметные: закреплять умения правописания слов с безударными гласными, знания о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.
Личностные: развивать учебно-познавательного интереса к учебному материалу, формировать учебно-познавательную мотивацию учения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык: Учебник для 2 класса. – М: Баласс – 2012г.; карточки для групповой работы.
Этапы урока. Методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный: Словесный: беседа Организация направленного внимания на начало урока. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
Практический: выполнение задания Словесный: формулирование темы и целей урока Мотивация к учебной деятельности | - Подготовим тетради к работе, запишем минутку чистописания, число, классная работа. - С каким новым разделом русского языка вы начали знакомство? (безударные гласные в корне) - В какой части слова могут стоять безударные гласные? (приставка, корень, суффикс, окончание) - А мы в какой части слова работаем? (в корне) - Скажите, а знания о безударных гласных так уж важны? Они вам могут в жизни пригодиться? Оцените себя. Вы можете уверенно сказать, что всё знаете о безударных гласных? | Безударные гласные в корне. Приставка, корень, суффикс, окончание. В корне. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание | |
Актуализация знаний Словесный: беседа Словесный: ответы на вопросы Словесный: слово учителя Словесный: ответы на вопросы | - Какая же наша главная цель? (научиться правильно писать слова с безударными гласными) - Это цель и нашего сегодняшнего урока, и всех последующих, пока вы работаете с безударными гласными. Конечно, чтобы научиться правильно писать слова с безударными гласными, надо знать все их секреты. И один из секретов мы попробуем открыть сегодня. Для этого, как настоящие исследователи, мы проведём наблюдение над гласными звуками и буквами. Условный значок нам напомнит, что мы будем наблюдать. На доске разбросаны слова и их транскрипции. - Что такое транскрипция? (способ произнесения слова. То, что мы слышим.) Подберите каждому слову его транскрипцию. Слова-помощники вам помогут. (На доске – слова: СЛЫШИМ – ПИШЕМ) [Дарога] == дорога [Картина] == картина [Работа] == работа [Пагода] == погода - Вы заметили что-то интересное в произношении и написании гласных? (в некоторых словах произношение и написание совпадает, в некоторых нет). - На какие 2 группы можем разделить эти пары? (ставлю знаки ==,==) - Что мы сейчас делали? (наблюдали над произношением и написанием гласных в словах) - Вы догадались, чем мы сегодня с вами занимаемся на уроке? Вам знакомы эти слова? Вы с ними работали? Запишем словарные слова. 1 чел – у доски. - Какие слова при написании наиболее опасны? Чем? (произношение и написание гласных не совпадает) (убираю слова «работа, картина») - Почему? (ставлю?) Пусть ответ на этот вопрос станет нашей учебной задачей: почему произношение и написание некоторых гласных не совпадает? Первичное закрепление - Что же нам в этом поможет? (ударение) - Поставьте ударение. Произнесём слова. Как слышится гласный под ударением? (хорошо, ясно, понятно, отчётливо). Подчеркнём двумя чертами. - А без ударения? (неясно, непонятно, неотчётливо). Подчеркнём одной чертой. Вот мы и открыли секрет:
- Почему же в словах «погода, дорога» произношение и написание не совпадает? Что создаёт опасность? (безударные гласные) Почему? (п.ч. слышится неясно) - Напомним, в какой части слова мы работаем с безударными гласными? (в корне слова) - Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова) Работа с деревом. - Буратино вырастил дерево на Поле чудес, вместо монеток – на листочках слова. Прочитаем. (вода, водичка, водный, водитель, водяной). Вы ничего интересного не заметили? (лишнее слово – водитель). Почему? (другое лексическое значение). Как можно назвать остальные слова? (однокоренные). Почему? Читаем их и записываем. 1 чел – у доски План поможет нам в работе:
- Выделим корень. Поставим ударение, подчеркнём ударные и безударные гласные. На какие 2 группы можно разделить эти слова? (с ударными гласными и с безударными гласными в корне) - Понаблюдаем за гласной в корне этих слов. В чём загадка? (гласная буква во всех словах одинаковая) Вот и ещё один секрет:
| Научиться правильно писать слова с безударными гласными. Способ произнесения слова, то, что мы слышим. В некоторых словах произношение и написание совпадает, в некоторых нет. Ставлю знаки ==, ==. Наблюдали над произношением и написанием гласных в словах. Произношение и написание гласных не совпадает) (убираю слова «работа, картина» Ударение. Хорошо, ясно, понятно, отчетливо. Неясно, непонятно, неотчетливо. Безударные гласные. Потому что слышится неясно. В корне слова. Надо подобрать однокоренные слова. Лишнее слово-водитель. Однокоренные. С ударными гласными и с безударными гласными в корне. Гласная буква во всех словах одинаковая. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. | |
Решение частных задач Практич. Выполнение упражнения Практич.: письм. упр. Практич.: сам-ное письм. упр. составление сл.соч. Фронтальная проверка | - Проверим действие этого правила на других словах. Отгадайте загадку: На ночь два оконца Сами закрываются А с восходом солнца Сами открываются. (глаза) - Буратино тоже позаботился и подобрал однокоренные слова. (Глоза, глазки, глазок, глозной). В чём ошибки? Чего не знал Буратино? (что гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково). Выделим корень. - А нам теперь как не запутаться? (в группе однокоренных слов обязательно найдётся слово – помощник, где гласная в корне будет слышаться ясно, понятно. Он нам и подскажет). Исправим ошибки Буратино. - Как слышится гласный под ударением? В каких словах? А без ударения? В каких словах? Почему и под ударением и без ударения в корне пишется одна и та же буква? (гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково). Работа у доски Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов! Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам! Лес, л…сок, л…сной, л…сник. Цвет, цв…ток, цв…тной, цв…тник. Море, м…ряки, м…рской. Лёд, л…довый, л…дяной. - Догадайтесь, какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные буквы). Выполняем самостоятельно. План поможет. С проверкой – 4 чел у доски | Глаза. Что гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково. Гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково. Вставить пропущенные буквы. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. | |
Итог урока. Рефлексия. | - Почему в некоторых случаях произношение и написание гласных не совпадает? Что создаёт опасность? (безударный гласный). Почему? (он слышится неясно). - Что ещё нужно помнить при написании безударных гласных в корне слова? (гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково). - Я надеюсь, что те знания и умения, которые вы сегодня приобрели, помогут вам грамотно писать слова с безударными гласными. - Оцените свою работу и работу класса | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
по русскому языку
Выполнила студентка: 41 гр.
Александрова Ксения
Проверила: Шурыгина Наталия Викторовна
Отметка:
Дата: 10.03.2016 г.
Челябинск, 2016
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вода Водичка Водный Водитель Водяной
План: Корень Ударение Безударные гласные
Глоза Глазки Глазок Глозной
Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам! Лес, л…сок, л… сной , л …сник. Цвет, цв …ток, цв … тной , цв … тник . Море, м… ряки , м … рской . Лёд, л… довый , л … дяной .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. + презентация
«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»...
Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
«Авторские считалки»....
русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация
«Способы обозначения мягкости согласных на письме»...
русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация
«Буква ь в середине и на конце слова. Перенос слов с буквой ь в середине слова.»...
русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация
«Правописание безударных гласных в корне слова»...
русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.
Звук Й и его обозначение на письме....
русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация
«Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ»...