русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Александрова Ксения Викторовна

Звук Й и его обозначение на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Планируемые результаты (УУД)

Организационный: Словесный: беседа

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!

Улыбаются друг другу.
Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

– Число и классная работа.

личностные 
действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

коммуникативные 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные 
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Мотивационный

Практич.:постановка цели ,задачи

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.

Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь).

- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ знаком, а другая – с разделительным Ь знаком. (Появляются карточки).

Оладьи, съезд, варенье, подъем, листья, съемка.

(СЛАЙД 2)

Возникли ли какие –нибудь трудности при написании этих слов?

- Не подскажите ли тему урока?

(СЛАЙД 3)        

- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними).

(СЛАЙД 4)

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Работать со словами. Выполнять задание

Личностные:

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные:

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

Постановка учебной задачи

Практич.: повтор за учителем

Физминутка

- Итак, мы будем сопоставлять разделительные Ъ и Ь знаки.

1. (Чтение стихотворения. Инсценирование).

- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.

- Что общего и чем интересны эти буквы? В чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.

2. Упр.163. Выполняется под руководством учителя.

 Рассуждение: В слове прибой звук [й] обозначен буквой «и-краткое». В слове ладья звук [й] слышится после согласного [д] и перед гласным [а]. Звук [й] обозначен буквой я.

 –Почему урок, тема которого разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й] ? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й], то в слове пишется ь или ъ.)

–Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)

3. Упр.164 САМОСТОЯТЕЛЬНО

- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу по плану.

(СЛАЙД 5)

  • В какой части находится буква?
  • Перед какими буквами стоит?
  • Для какой цели служит?


Расскажем об употреблении ъ и ь знаков и составим схему помощницу:

clip_image009

Вывод:

(СЛАЙД 6)

Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков?

  • Не допускают слияния гласного и согласного.
  • В какой части слова пишется  разделительный Ь знак?

-Разделительный Ь пишется в корне слова.

-В какой части слова пишется разделительный Ъ знак?

-Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем.

4. Работа с правилом.

- Сформулируйте правило правописания разделительных ь и ъ.

 – Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 113.

- Вы прекрасно справились с теорией. Можно и отдохнуть.  А потом займёмся практической работой.

Мы с товарищем вдвоем шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались.
Объезжали все пеньки, доезжали до реки.
Снова лезли на подъем, чтобы съехать вниз потом

Теперь постараемся научиться пользоваться правилом с 133.

Упр. 165.Осложнённое списывание с проговариванием вслух. Например: Зав…южить. В этом слове я слышу звук [й] после согласного  [в] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма – разделительный знак. Определяю, какую букву надо писать- ь или ъ. В слове корень –вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.

Строить грамматическое рассуждение

Обобщать изученное

Закрепление изученного материала

Отгадывание загадок

Самостоятельная работа по карточкам, проверка в парах.

Игра «Замени одним словом»

Метель, пурга – (вьюга)

Сжался, скорчился – (съежился)

Товарищи, приятели – (друзья)

Животное, от которого произошел человек – (обезьяна)

Спуск с горы – (съезд)

(СЛАЙД 7)

Самостоятельная работа. Упр. 166. (ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ)

Последовательность действий: Сил…но. В этом слове вообще нет звука  [й], значит, нет орфограммы-разделительные ь и ъ. Звук [л] согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен ь. Пишу: сильно. Слово болеет. В этом слове произносится звук [й] после гласного [э],поэтому здесь нет изученной орфограммы.

Контролировать правильность записи.

Ответы детей с пояснением.

Итог урока. Рефлексия.

Демонстрационный ,  Обобщающий опрос

- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь знаков. Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали Ъ и Ь знакам их законные места. Давайте ещё раз вспомним об этом. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не путайте и вы их, ребята!

- Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.

Упр. 1, с. 117, выучить правило на с. 113.

Регулятивные:
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные:
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других.

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

по русскому языку

                                                                         Выполнила студентка: 41 гр.

                                                             Александрова Ксения

Проверила: Шурыгина Наталия Викторовна

                                         Отметка:                      

                                                                                                     Дата: 17. 02.2016 г.

Челябинск, 2016

Технологическая карта урока

Предмет: русскому языку

Класс: 2 А

Тема урока: Звук Й и его обозначение на письме.

Цели урока:

  • познакомить с правилами написания разделительных Ъ и Ь знаков;
  • развивать умение сравнивать и различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками;
  • обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи.

Предметные: обогащение словарного запаса;  развитие логического мышления;  умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);  уважительное отношение друг к другу; внимание;  самостоятельность

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Тип урока: урок закрепления и обобщения умений и навыков.

Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык: Учебник для 2 класса. – М: Баласс – 2012г.; карточки для групповой  работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. + презентация

«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

«Буква ь в середине и на конце слова. Перенос слов с буквой ь в середине слова.»...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах....