Разработка урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Тип урока: урок введения новых знаний.
Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста.
Задачи:
обучающие:
- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_urok_rus.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».
Тип урока: урок введения новых знаний.
Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста.
Задачи:
обучающие:
- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Используемое оборудование:
- рабочая тетрадь,
- учебник Иванов «Русский язык» 2 класс. – Вентана-граф 2012;
- компьютер учителя;
- персональные нетбуки для пары обучающихся;
- мультимедийный проектор;
Цели использования ИД:
• вызвать интерес учащихся к теме;
• наглядность представления материала;
• оперативность контроля при выполнении заданий.
Ход урока
I. Организационный момент. | |
Учитель: Прозвенел звонок и смолк, Нам пора начать урок. | |
Разминка для пальцев - Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их: Здравствуй, пальчик – дедушка, Здравствуй, пальчик – бабушка, Здравствуй, пальчик – папа, Здравствуй, пальчик – мама, Здравствуй, пальчик – Я. Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик) | |
- Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу? - Мы желаем здоровья | |
-Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе. Игра «Я желаю тебе сегодня…» | |
(На доску c помощью проектора проецируется страница по чистописанию). | |
-Давайте запишем слово, которое мы говорим друг другу каждое утро. Но прежде потренируемся и вспомним правописание строчной буквы з, зи, зо, зе, за, зу и т.д. здравствуйте -Назовите опасное место в этом слове? - Подчеркните -Можно ли проверить? - Да, здравие - Объясните смысл этой пословицы. - В здоровом теле – здоровый дух. - На какие орфограммы мы должны обратить внимание? (Дети называют «опасные» места в слове) -Запишите её. - Оцените свою работу, используя памятку: Зеленый круг – работа выполнена без ошибок, написание букв соответствует образцу; Желтый круг – работа выполнена с одной ошибкой, не все написанные буквы соответствуют образцу; Красный круг – работа выполнена с двумя и более ошибками, написанные буквы не соответствуют образцу. - Почему ты так себя оценил? | |
2. Словарная работа. | |
-Какое сейчас время года? -Зима - Что особенно необходимо людям зимой, чтобы не болеть? Узнайте, собрав урожай. - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? – - Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов -У нас выросла яблонька с волшебными яблочками. Соберите с неё урожай. ( дети собирают яблочки со словарными словами, и выстраивается слово витамин) Запись словарных слов в тетрадь, обозначение орфограмм. | |
Учитель: - Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. - Можно употреблять в пищу витамины с огорода. Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали 1-2-3, Ручками похлопали 1-2-3. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | |
III. Актуализация знаний. | |
1. Мозговой штурм. - У нас получилась целая корзина слов. Назовём их ещё раз. - Что можно составить из слов? - Предложения. -Что вы знаете о предложении? - Предложения состоят из слов. В конце предложения можно поставить точку, восклицательный или вопросительный знаки. Слова связаны между собой. -Что можно составить из предложений? - Текст -Что вы знаете о тексте? - Текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу | |
2. Работа в малых группах. | |
- Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы 2 конверта. - Возьмите конверт №1.Откройте и выполните задание. - Из данных слов составьте предложение. Как только, группа будет готова, два ученика, выходят и показывают предложение, которое получилось (на выполнение работы 1 минута.) 1 группа Пришла зима в лесную чащу. 2 группа Хлопья снега падают на деревья. 3 группа Одела деревья в пушистый наряд. | |
- Что объединяет все предложения? - Все предложения о зиме - Значит это? - Текст. Из предложений можно составить текст -Давайте составим текст. (на доске дети составляют текст) | |
-Возьмите конверт №2 и выполните задание (на выполнение работы 2 минуты) - Из данных предложений составить текст. Как только, группа будет готова, один ученик выходит и читает текст, который получился. 1 группа Идет снег. Тихо падают снежинки. Они похожи на звездочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В теплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик! 2 группа Наступил февраль. Стоят сильные морозы. Резкий ветер щиплет лицо и уши. Снег пушистым ковром лежит на полях и холмах. В лесу замело все дорожки. 3 группа Каждый Новый год в Московском зоопарке зажигается большая елка. На елке много разных игрушек. А вокруг елки на большой площадке устраивают хоровод. Дети катаются на осликах, пони, на санках. Тут выступает медведь. Дети любят ходить в зоопарк. Показываю модель обложки Какая модель обложки подходит к тексту? Почему - На модели обложки прямоугольник, так как это рассказ. - Он Зеленого цвета, так как этот рассказ о природе. | Коммуникативные |
IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения(открытие нового знания). | |
-Чего не хватает в тексте? - Заглавия - Зачем нужно заглавие к тексту. - Чтобы лучше понять, о чем говорится в тексте - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - О заглавии к тексту - Что бы вы ещё хотели узнать о заглавии? - Как правильно озаглавливать текст. - Для чего это необходимо? - Какова тема сегодняшнего урока? - Связь заглавия и содержания текста -Сегодня мы узнаем, что ещё может «скрывать» в себе заглавие. - Тема сегодняшнего урока «Связь заглавия и главной мысли текста» (на слайде) | |
Введение нового материала. | |
-О чём текст, который вы составили? - О зиме. -Что именно говорится о зиме, что о ней сообщается? - Ответы детей -Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль. Найдите эту основную мысль в тексте. -Обратите внимание: основная мысль выражена кратко и точно. -Можно ли главную мысль вынести в заглавие? Вывод: что, кроме темы, может отражать заглавие текста? - Главную мысль текста. | |
Физминутка - Как живёшь? (- Вот так). (Дети проговаривают слова и выполняют движения). - Как идёшь? - Как бежишь? - Как спишь? - Как шалишь? - Как сидишь? - Как молчишь? | |
V. Развитие умений – применение знаний. | |
1. - Выберите подходящее заглавие к тексту. ( Зима. Зима в лесу. Какой бывает снег. Зимние забавы.) - Что отражает выбранное вами заглавие – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно)? - Главную мысль. - А что отражало бы заглавие «Зимние забавы»? - Ответы детей - О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Зима в лесу»? - Ответы детей - Запишите получившийся текст с заглавием, которое мы выбрали. | |
2. Индивидуальная работа в нетбуках. | |
«Подбери заглавие» Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена. -Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста, а затем заглавие, передающее главную мысль текста. «Зима в лесу». «Дятлы». «Чем питаются дятлы зимой». | |
3. Самостоятельно | |
Работа в парах по карточкам-тестам «Заполни пропуски» | |
VI. Итог урока. | |
-Что делали на сегодняшнем уроке? - Как делали? - Зачем делали? | |
VII. Домашнее задание. Учебник урок № 91 №2 | |
Рефлексия. | |
- Урок наш заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – красные яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите розовые цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зелёные яблочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – жёлтый лист. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 2 класс .Конспект. "Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста".
Урок введения нового материала. Определение связи заглавия и главной мысли....
Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".
Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....
Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста.
Урок по русскому языку во 2 классе (Программа "Школа 2100")...
Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(УМК XXI века) тема: " Текст.Заглавие текста".
Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(программа XXI века) по теме: "Текст.Заглавие текста"....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Текст. Основная мысль текста.
Тема урока: Текст. Основная мысль текста. Цель урока: наблюдать за текстами, определять основную мысль текста...
Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс
Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...